"Особенности нарушений письма у слабовидящих детей"
статья на тему

Никольская Ирина Александровна

В материале рассматриваются особенности нарушений письма у слабовидящих детей с нормальным слухом и интеллектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности нарушений письма у слабовидящих детей с нормальным слухом и интеллектом.

Обучение письму для слабовидящих детей имеет не только образовательное

и воспитательное, но и большое коррекционное значение, так как  в процессе его совершенствуется зрительный анализ, развивается глазомер и ориентировка в малом пространстве, осуществляется коррекция недостатков пространственных представлений.

Письмо – это не только двигательный акт, а комплекс  операций. Как уже говорилось, в его процессе участвуют  слух, зрение, кинестезия рук и речедвигательный аппарат. Трудность формирования этого навыка заключается в том, что обучающийся писать ребёнок должен сразу выполнять несколько задач: гигиенических, технических, графических. Даже при нормальном зрении одновременно помнить и решать все эти задачи – большая сложность. Для слабовидящего ребёнка выполнение каждой из них особенно затруднено в силу нарушенного зрения.

В связи с этим в письме таких детей встречаются специфические нарушения, которые у нормальновидящих отсутствуют совсем или наблюдаются значительно реже ( С. Л. Коробко, Н. А. Крылова, Н. С. Костючёк ).

В  усвоении навыка письма различается четыре стадии: элементная, буквенная, стадия связного письма и стадия связного  скорописного письма ( Е. В. Гурьянов, М. К. Щербак ). На элементной и буквенной стадиях формирования графических навыков главное внимание детей сосредоточивается на правильном выписывании элементов, а затем – букв. На этих этапах ведущим является зрительное восприятие формы буквы, сформированность зрительного анализа, глазомера, что ещё очень несовершенно у детей с нарушенным зрением в этом возрасте.

Обычно дети, пришедшие в школу, слабее всего владеют навыками письма. Родители, оберегая их зрение, не дают им до школы карандаша, а поэтому мелкая мускулатура их рук не развита.

Среди этих детей есть дети с расторможенной нервной системой. Их письмо неразборчиво, элементы выписываются неполностью, промежутки между элементами и буквами не соблюдаются, буквы наезжают друг на друга.

Нарушения письма у слабовидящих детей с нормальным слухом и интеллектом определяются в основном двумя факторами. В одном случае они обусловлены непосредственным влиянием дефекта зрения на письмо. В другом – связаны с речевым недоразвитием.

Непосредственное влияние нарушений зрительного восприятия выражается в заменах и искажениях букв,  связанных с недостаточно чётким и устойчивым оптическим представлением их структуры, оно сказывается в неправильном расположении материала на странице, в незаконченном заполнении её, а также в низком уровне графических навыков, выражающихся в нарушении расположения элементов и букв по отношению друг к другу и к строке.

Характеристику нарушений письма, связанных с речевым недоразвитием, составляют фонематические замены букв и аграмматизмы в сочетании с многочисленными прочими ошибками, которые допускают дети с нормальным речевым развитием. Обусловленность данных нарушений письма недостаточной готовностью звуковых и морфологических обобщений подтверждается фонематическими и лексико – грамматическими дефектами их устной речи.

Речевые нарушения затрагивают основы овладения письмом и являются причиной неуспеваемости и слабой успеваемости значительной части слабовидящих детей.

Характерные для письма детей с нарушениями зрения графические нарушения делятся на графические недостатки и графические ошибки. Первые касаются в основном расположения элементов и букв по отношению друг к другу и строке, а также расположения материала на странице, её заполненности. Вторые выражаются в заменах и искажениях букв на основе недоучёта какого – либо из существенных признаков их графической структуры.

Графические недостатки в письме у детей с нарушениями зрения значительно более распространены, чем у детей. имеющих нормальное зрение .Это обусловлено ролью зрения в акте письма. Поскольку в письме начинающих зрительные представления выступают в качестве основной опоры, нарушения зрения у детей являются существенным тормозом в овладении графическими навыками. Наглядные представления о графических нормах у слабовидящих недостаточно дифференцированы и устойчивы, вследствие чего дети не замечают их нарушений в своём письме, а потому и не могут их предупредить.

Формирование графических норм затруднено недостатками зрительного восприятия, приводящими также к нарушению гигиенических правил письма. Слабовидящий ребёнок нередко вынужден использовать приёмы и способы письма, препятствующие выработке правильных графических навыков, более того, самостоятельно выработанные детьми приёмы не всегда позволяют оптимально использовать имеющиеся у них возможности.

По мере формирования у детей наглядных представлений о графических нормах и двигательных комплексах графические недостатки сглаживаются. Однако у многих они сохраняются и в более поздний период. Это объясняется несоответствием закрепившихся навыков требованиям графических норм письма, а также ослабленным зрительным контролем в процессе письма.

В процессе обучения такие недостатки  письма ,как неправильное размещение материала на странице, у большинства детей преодолеваются. При их  сохранении они выражаются в основном в недостаточном заполнении правой или, реже, левой стороны страницы.

Графические ошибки, такие , как замены и искажения букв на основе недоучёта какого – либо из существенных признаков их графического изображения, разнообразны по своему характеру. Распространены ошибки в пространственном расположении букв или отдельных их элементов, при этом буква или искажается, или заменяется другой. Имеют место ошибки, при которых изменяется обращённость буквы снизу вверх и наоборот, а также правой обращенности буквы вверх ( Ё как Ш ).

Значительное количество нарушений в написании букв выражается в искажении их конфигурации, которое происходит за счёт недоучёта количества элементов или их пространственного расположения.

Довольно многочисленную группу составляют взаимозамены букв вследствие затруднений в их дифференциации ( К – Н, Т – Н, П – Н, С – В – Ь ).

Наиболее распространены ошибки, отражающие нарушение количественной характеристики структуры букв  вследствие пропуска элемента буквы либо написания лишнего. Пропуски и добавления чаще встречаются в буквах, имеющих сходные элементы ( Ш – Т ).

Замены графически сходных букв довольно распространены у слабовидящих детей, но не являются характерными для данного дефекта. Сравнительное изучение состояния зрения и устной речи детей, в письме которых были обнаружены или, напротив, отсутствовали замены букв, показало, что между наличием замены букв и состоянием зрения непосредственной зависимости нет. Вместе с тем обнаружена прямая связь появления замен с состоянием устной речи. Большинство детей, допускавших замены букв в письме, имели в разной степени выраженное общее недоразвитие речи. Однако анализ происхождения и структуры аномального развития речи позволил установить, что недостаток зрительного восприятия является одним из факторов, определяющих различные формы нарушений речи.

Если в основе нарушений речи у детей с нормальным зрением лежит прежде всего неполноценность звукового восприятия или недостатки артикуляции, препятствующие овладению фонематическим составом слова, а недостатки зрительного восприятия ( в виде оптической агнозии ) встречаются лишь в единичных случаях, то среди слабовидящих случаи нарушений речи, обусловленные недостатками зрительного восприятия, наблюдаются значительно чаще и составляют специфическую для них форму.

Установлено, что даже тогда, когда зрительные нарушения влияют на письмо, замены букв в конечном счёте определяются несформированностью у ребёнка фонематических представлений.

Причины нарушения письма у слабовидящих до сих пор пока ещё не изучены. Они имеют значительную распространенность . Большая сравнительно со зрячими детьми распространённость рассматриваемых отклонений в условиях нарушенного зрительного восприятия ставит вопрос о связи зрительной недостаточности с нарушениями письма.

В настоящее время по этому вопросу существуют разные точки зрения: согласно одной, нарушения письма объясняются как следствие зрительной недостаточности, выражающейся в затруднении овладения формой букв и их пространственным расположением, согласно другой – как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития, выражающейся в дефектах овладения фонематическими и морфологическими обобщениями.

На письме слабовидящего ребёнка сказывается и характер заболевания. Дети, страдающие узким полем зрения, пишут очень сжато, а у детей, имеющих нистагм, получаются дрожащие линии.

Среди слабовидящих встречаются дети с заболеваниями двигательной сферы. Таким детям особенно трудно держать строку, соблюдать необходимые расстояния между буквами и словами. Успешное обучение письму детей с нарушением координационных  движений возможно лишь при сочетании мер лечебной и педагогической коррекции.

Слабовидящие дети значительно больше по сравнению с детьми с нормальным зрением допускают графических ошибок. О них было сказано выше. И хотя в процессе  обучения графические недостатки сглаживаются, у некоторых детей с нарушениями зрения они приобретают довольно стойкий характер и сохраняются на протяжении всех лет начального обучения. Выявлена взаимосвязь такого рода ошибок с остротой зрения: чаще они наблюдаются у детей с наиболее низкой остротой зрения.

Итак, большинство описанных выше ошибок связано с несформированностью графической структуры буквы и являются, по словам Б. Г. Ананьева, «образными ошибками в представлениях о графеме». Для отражения буквы требуется сложная, не всегда доступная младшим школьникам аналитико – синтетическая работа. У слабовидящих детей этот процесс осложнён недостатками зрения, что находит своё отражение в распространённости графических ошибок в письме и наиболее грубых искажениях букв, таких, которые не встречаются в письме детей с нормальным зрением.

Список использованной литературы.

  1. Под ред. Воскресенской А. И. « Обучение грамоте в детском саду».

Москва,1963 г.

            2. Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л. ,Топоркова И. Г. ,Щербинина С. В.

     « Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать».

        -      Ярославль, « Академия развития », 1998 г.

            3. Журова Л. Е., Федосова Н. А. « Обучение грамоте».

               « Методические рекомендации по обучению шестилетних детей  

               грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром в первом

               классе школы или подготовительной группе детского сада».

        Москва,1985 г.

            4. Коробко С. Л. « Замены букв в письме слабовидящих учащихся».

         « Дефектология» 1971г., №5

             5. Коробко С. Л. « Графические нарушения в письме слабовидящих

                 школьников».

                 « Дефектология» 1978 г., №2

              6. Каруле А. Я. « Обучение шестилетних детей в школе :

                 Из опыта работы                                      

                   подготовительных классов в школах Латв. С.С.Р.».

                  Москва, 1984 г.

               7. Крылова Н А. « Специальные приёмы и методы обучения русскому

                    языку слабовидящих детей».

                    Москва, ВОС, 1990 г.

               8. Левина Р. Е. « Нарушения речи и письма у детей :

                  Избранные труды»

                    Москва, « Аркти», 2005 г.

                9. Моргайлик Л. И. «Методика обучения русскому языку в школах

                     слабовидящих ».

                    Ленинград, 1982 г.

               10. Российская Е. Н. « Методика формирования самостоятельной

                     письменной речи у детей».

                     Москва, « Айрис – пресс»,2005 г.

               11. Садовникова И. Н. « Коррекционное обучение школьников с

                      нарушениями чтения и письма».

                      Москва, « Аркти», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)Тема: Весенняя прогулка....

Особенности нарушения словоизменения существительных у детей с ОНР

    Наступает момент в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные и вновь приобретаемые слова друг с другом. На этом этапе развития ребенок не сп...

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей»

Родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения, следует учитывать рекомендации по профилактике и преодолению трудностей , которые могут возникнуть в обучении  у  их детей....

"Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей"

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи.Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного вос...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с косоглазием и амблиопией)

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение специфических установок, опосредованно...