Значение интеграции образовательных областей в педагогическом процессе
консультация по теме

Консультация для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Консультация для воспитателей:

«Значение интеграции образовательных областей

 в педагогическом процессе»

        Подготовила:

Батракова Ирина Викторовна,

воспитатель  II квалификационной категории

Арзамас, 2011

Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11. 2009г №655), устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Содержание программы должно строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого- педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей.

Образовательная область – это совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.

Образовательные области, выделенные в ФГТ:

  • “Физическая культура”;
  • “Здоровье”;
  • “Безопасность”;
  • “Социализация”;
  • “Труд”;
  • “Познание”;
  • “Коммуникация”;
  • “Чтение художественной литературы”;
  • “Художественное творчество”;
  • “Музыка”.

Содержание образовательных областей:

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Физическая культура”.

Целиформирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Здоровье”.

Целиохрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • Формирование начальных представлений о здоровом образе.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Безопасность”.

Целиформирование основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего и мира природы ситуациям.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Социализация”.

Целиосвоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • Развитие игровой деятельности детей;
  • Формирование положительного отношения к себе;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому  сообществу.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Труд”.

Целиформирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • Развитие трудовой деятельности;
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Познание”.

Целиразвитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

  • Сенсорное развитие детей;
  • Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Коммуникация”.

Целиовладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной
  • речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • Практическое овладение нормами речи.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Чтение художественной литературы”.

Целиформирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • Развитие литературной речи;
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Художественное творчество”.

Целиформирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • Развитие детского творчества;
  • Приобщение к изобразительному искусству.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Музыка”.

Целиразвитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • Развитие музыкально-художественной деятельности;
  • Приобщение к музыкальному искусству;
  • Развитие музыкальности детей;
  • Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Психологическую основу принципа интеграции составляют возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста:

  • поведение и деятельность дошкольника целостно, недостаточно дифференцированно;
  • восприятие целого происходит раньше восприятия частей (восприятие связано с мышлением, памятью);
  • познавательные процессы лишь постепенно дифференцируются, становятся самостоятельными, произвольными и опосредованными.

Присущие ребенку-дошкольнику наглядно-образное мышление и целостное восприятие окружающего мира являются своеобразным фундаментом его развития. Это означает, что “прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать интегральный образ действительности на уровне воображения” (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, ТВ. Кудрявцев и др.). А значит, важнейшей задачей психолого-педагогической работы в детском саду является задача формирования у ребенка целостной картины мира. Реализация данной задачи в логике ФГТ должна опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста, а именно – не на дробление и деление образовательного процесса по “предметному принципу”, а на интеграцию и взаимодействие образовательных областей.

Педагогическая интеграция, по мнению В.С. Безруковой, – это установление связей и отношений педагогическими средствами и ради педагогических целей. Педагогическая интеграция имеет несколько существенных характеристик, определяющих ее категориальный статус. Чаще всего интеграция рассматривается, как процесс и как результат этого процесса. В качестве процесса интеграция рассматривается, как “непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом” (В.С. Безрукова). В качестве результата интеграция выступает, как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом.

Интеграция образовательных областей:

Содержание образовательной области “Физическая культура” интегрируется со следующими образовательными областями.

“Здоровье”

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

“Познание”

Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности.

“Музыка”

Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей.

“Социализация”

Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных ценностных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности.

“Коммуникация”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования. Игровое общение.

“Труд”

Накопление опыта двигательной активности.

Содержание образовательной области “Здоровье” интегрируется со следующими образовательными областями.

“Физическая культура”

Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей.

“Познание”

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

“Социализация”

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни.

“Безопасность”

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.

“Коммуникация”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

Содержание образовательной области “Безопасность” интегрируется со следующими образовательными областями.

“Здоровье”

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

“Познание”

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представление о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

“Социализация”

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

“Коммуникация”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.

“Труд”

Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности.

Содержание образовательной области “Социализация” интегрируется со следующими образовательными областями.

“Физическая культура”

Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.

“Познание”

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире.

“Безопасность”

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира.

“Коммуникация”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения.

“Труд”

Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.

Содержание образовательной области “Труд” интегрируется со следующими образовательными областями.

“Физическая культура”

Развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда.

“Познание”

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и детей.

“Безопасность”

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

“Коммуникация”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

“Социализация”

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.

Содержание образовательной области “Познание” интегрируется со следующими образовательными областями.

“Здоровье”

Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.

“Чтение художественной литературы”

Решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы – формирования целостной картины мира.

“Безопасность”

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.

“Коммуникация”

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

“Социализация”

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

“Труд”

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.

“Художественное творчество”

Расширение кругозора в части изобразительного искусства.

“Музыка”

Расширение кругозора в части музыкального искусства.

Содержание образовательной области “Коммуникация” интегрируется со следующими образовательными областями.

“Здоровье”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

“Чтение художественной литературы”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи.

“Безопасность”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.

“Познание”

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

“Социализация”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения.

“Труд”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

“Художественное творчество”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

“Музыка”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки.

“Физическая культура”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования. Игровое общение.

Содержание образовательной области “Чтение художественной литературы” интегрируется со следующими образовательными областями.

“Познание”

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

“Коммуникация”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи.

“Социализация”

Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений.

“Художественное творчество”

Развитие детского творчества.

Содержание образовательной области “Художественное творчество” интегрируется со следующими образовательными областями.

“Познание”

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.

“Коммуникация”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

“Безопасность”

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

“Чтение художественной литературы”

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

“Труд”

Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

“Физическая культура”

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

“Музыка”

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Содержание образовательной области “Музыка” интегрируется со следующими образовательными областями.

“Познание”

Расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства.

“Коммуникация”

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки.

“Социализация”

Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающему мире в части культуры и музыкального искусства.

“Физическая культура”

Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет на тему : Интеграция образовательных областей "Познание" , "Художественная литература" и "Музыка" в образовательном процессе.

Работаем по ФГТ Предлагаю Вашему вниманию  Совет педагогов Интеграция образовательных областей « Познание», «Художественная литература» и «Музыка» в образовательном процессе. ...

Семинар -практикум "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей"

Семинар- практикум  "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей" . Будет интересно посмотреть старшим воспитателям....

Педагогический тренинг Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областе

Презентация, практический материал к тренингу.Тренинг проводили в марте 2011 года в рамках проведения городского конкурса "Инновационного опыта по введению ФГТ".  (I Место)...

Интеграция образовательных областей в контексте осуществления театрализованной деятельности в педагогическом процессе ДОУ

Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольник...

Педагогический совет Тема: «Проектирование педагогического процесса путем интеграции образовательных областей»

Сценарий педагогического совета «Проектирование педагогического процесса путем интеграции образовательных областей» разработан с целью повышения уровня компетентности педагогов дошкольного образовател...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...