Сообщение ( из опыта работы) на тему: «Как развить творчество детей посредством декоративного рисования (на примере Сергиево-Посадской матрёшки)».
статья (старшая группа) по теме

Каханкина Марина Александровна

 

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.Л. Сухомлинский

Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, я думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством.

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина.

. Работа над изучением темы проходит в несколько этапов:

1. Изучение представлений детей о матрешке.

2. Ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.

3. Умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.

4. Составление сказок и рассказов о матрешке.

5. Использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sepg.odt21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Сергиево-Посадского района

МБДОУ  «  Детский сад комбинированного вида  №  30 ».

         

Сообщение (  из опыта работы) на тему:

«Как развить творчество детей посредством декоративного рисования

(на примере Сергиево-Посадской матрёшки)».

                                                                            Подготовила:                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                               Каханкина М.А.-воспитатель

г. Сергиев - Посад

март 2013 год.


Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.Л. Сухомлинский

Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, я думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством.

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина.

.              Работа над изучением темы проходит в несколько этапов:

1. Изучение представлений детей о матрешке.

2. Ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.

3. Умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.

4. Составление сказок и рассказов о матрешке.

5. Использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько. Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин.

В нее входило семь фигурок, а самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.. В 1900 году с закрытием мастерской "Детское воспитание" и открытием в Сергиевском Посаде (г.Загорск) учебно-показательной мастерской началось массовое производство матрешек. Пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и выпускается до нашего времени матрешка традиционной формы.

Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрешках целые сюжеты девушки с серпами и снопами, персонажи бессмертной комедии Гоголя "Ревизор", герои русских народных сказок: Разнообразие матрешек было довольно велико. Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или с цветами. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все-равно их очень любят малыши и взрослые.

- А знаете ли вы, сколько лет матрешке?

- Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.

Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.

Абрамцево, Абрамцево –

Старинное местечко.

Там есть и лес, и рощица

Поле, мостик, речка…

Там мастера решили

Матрёшку сотворить,

Чтоб только людям радость

Она могла дарить!

Использование народного искусства в педагогическом процессе предлагается в трёх направлениях:

1) для оформления интерьеров, праздников, досугов;

2) для ознакомления детей с народным искусством (слушание сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен, рассмотрение изделий народных мастеров);

3) для развития детского творчества (народное искусство в качестве образцов-эталонов  - сначала для воспроизведения, а затем для творческого осмысления и собственного творчества).

Методические основы развития детского творчества на занятиях декоративного рисования.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного декоративно-прикладного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, необходимо воспитывать в детях любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Для обучения детей декоративному рисованию ставятся следующие задачи:

1. Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах.

2. Развивать чувство цвета.

3. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать отдельные их элементы в своём творчестве.

4. Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Знакомство с народной игрушкой необходимо начинать уже в младших группах детского сада, в которых малыши учатся действовать с матрешкой, собирать и разбирать ее. Важно создать такие условия, чтобы ребенок не только играл с игрушкой, но и учился любоваться ею, анализировать. Для этого необходим эмоциональный настрой, который можно создать с помощью стихов, музыкального сопровождения.

 Хорошо проводить занятия-развлечения с использованием фланелеграф или компьютерной презентации: это позволит увидеть плоскостное изображение матрешки, почувствовать красоту и яркость ее красок, расположение и особенности  узора.

Задачи и содержание обучения детей в средней группе:

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырёх лет.

1) развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;

2) развивать чувство цвета – умение красиво сочетать контрастные цвета;

3) развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм – простых элементов узора;

4) развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Знакомство детей с матрешкой, мы начинаем с занятия, на котором применяется игровая технология, задания творческого характера.  Воспитатель  в костюме коробейника вносит в помещение группы игрушки и говорит: «Ай да кукла, ай да Малаша! Неслыханное чудо, невиданное диво!»    

Дети активизируются, когда им  предлагается  отгадать загадку.

Есть еще для вас игрушка,

 Не лошадка, не Петрушка —

Красавица девица,

У нее сестрицы.

Каждая сестрица —

Для маленькой темница.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети, конечно, узнают любимую всеми матрешку. Воспитатель рассказывает, что ее делают из липы, предварительно хорошо высушенной. Заготовку для будущей матрёшки называют «бельём», потому что она «белая», естественный цвет дерева. Затем мастер – художник расписывает матрёшку.

Детям предлагается рассмотреть костюм матрешки: сарафан, фартучек - типичный наряд русской, женщины, скромный и красивый.

На занятии по аппликации дети учатся украшать костюм матрешки, проявляя фантазию и выдумку. На занятиях лепкой лепят фигурки. На рисовании выполняют отдельные элементы узора, уделяя особое внимание краскам, колориту, характеру росписи. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок – самый лёгкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается лёгким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приёмом работы кистью и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти. Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование – более сложный композиционный приём, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. Усложнение программного материала идёт за счёт более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приёмами рисования, которых они знакомились ещё в младшей группе.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах – квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно. Что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как  у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга – край и центр.

В декоративном рисовании необходим показ, так как дети впервые знакомятся с композицией узора. Понятие о ритме узора и как его создать в рисунке ребёнок сможет увидеть как воспитатель наносит мазки на полоску бумаги. Затем ребёнок повторяет то, что делал воспитатель. Для закрепления этого умения детям даётся задание нарисовать тот же узор на цветных полосках  бумаги, но другими красками. На таких занятиях воспитатель помогает тем детям, которые не смогли справиться с заданием. В декоративном рисовании используется образец рисунка, выполненный воспитателем, где в начале дети знакомятся с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывается, как надо работать. Следует отметить, что важным моментом в данной работе является организация выставок детских работ.

Задачи и содержание обучения в старшей группе:

Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

1) симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета;

2) использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

3) находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;

4) умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать её в разных направлениях).

Беседуя о народных игрушках, задавала детям вопросы:- Какие русские народные игрушки ты знаешь?

-Что ты слышал о матрёшке? Расскажи об этой игрушке.

Знакомя детей с матрёшкой, использовала музыку, песни, стихи: читали стихи С.Я. Маршака, Берестова, водили хороводы. С интересом дети отгадывали загадки о матрёшке, сами придумывали загадки о ней.

На занятиях по аппликации дети учились украшать костюм матрёшки, проявляя фанта зию и выдумку. Вырезали целый хоровод матрёшек из бумаги, сложенной «гармошкой». На занятиях лепкой лепили фигурки матрёшек, объединяя их в хоровод, строя по росту. На рисовании ребята учились выполнять отдельные элементы узора, уделяя особое внимание краскам, колориту, характеру росписи.

Рассматривая матрёшек разных промыслов, уточняли, чем одна матрёшка отличается от другой. Давала детям задания описать семёновскую (загорскую, полхово-майданскую) матрёшку. Выясняли, на какой матрёшке больше всего понравился узор. Для этой цели использовала дидактические игры «Что изменилось?» «Магазин», «Прятки», «Откуда матрёшка пришла». От ребёнка требовалось умение дать описание, характерное для каждой матрёшки. Игры с матрёшками способствовали развитию детского воображения, активизации их твор ческих возможностей.

Обогатилась и игровая деятельность детей: появились новые игры: «Экскурсия по выставке игрушек», «Магазин народных игрушек».

Всё это способствовало тому, что дети стали правильно отвечать на вопрос: что же та кое народная игрушка ? ( «Игрушки, которые придумывает и делает сам народ»).

 Задачи и содержание обучения в подготовительной к школе группе:

1) развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объёмных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;

2)  развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;

3) учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;

4) совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

В подготовительную группу дети приходят уже знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы – прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов – вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т.п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, узор на них требует применения разных принципов  (на кувшине по краю горлышка – линейный орнамент, на округлой части – узор в центре).

Усложняется и понятие о симметрии. Детей знакомят с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют своё положение. Затем детей учат осваивать приём заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента – повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.

Узор на треугольнике строиться не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. Здесь используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Дети рисуют на них всевозможные узоры косынок. Для создания узора детей надо учить использовать элементы природных форм (растений, животных). Можно применять детям в своём узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Необходимо учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определённом сочетании, свойственной данной росписи (хохломская, дымковская и т.д.).

В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец даётся в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения. Дети по образцу воспитателя упражняются, вырабатывая ритм движения, создающий завиток. Большое значение имеют занятия, на которых дети самостоятельно создают узоры на основе знакомства с предметами народного декоративного искусства.

В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе с акварелью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«Народное декоративно-прикладное искусство способствует воспитанию детей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделённых тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы.»

Результаты исследований привели к убеждению, что народное декоративное  искусство отвечает интересам детей, является богатой пищей для их художественного восприятия. Содействует развитию эстетических переживаний. Знакомство с образцами народного искусства способствует воспитанию чувства любви к Родине, её культуре, искусству. Оказывает влияние на изобразительное творчество детей, обогащает их воображение, технику исполнения.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. И помнить, что именно в изобразительной деятельности каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность. Но чтобы заинтересовать детей, в том числе народным искусством, необходимо самому педагогу хорошо его знать и понимать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы  Сообщение из опыта работына тему: «Художественно-эстетическое развитиедетей младшего дошкольного возраста»....

«Развитие творчества детей посредством декоративного рисования»

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивае...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО»

Организованное взаимодействие родителей и ДОУ через социального педагога позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках вышеперечисленных позиций, родите...

Сообщение из опыта работы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей»

Сообщение из опыта работы воспитателя  группы №6 МБДОУ №6 «Улыбка» Мягковой Н.В. на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей  во второй младшей группе»...

Сообщение из опыта работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет"

Сообщение из опыта работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет"...

Сообщение из опыта работы на тему: «Стратегии психологического сопровождения детей с гиперактивностью»

Психологическая характеристика детей с гиперактивностьюПонятие и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенкаСтратегия сопровождения гиперактивного ребенка в ДОУ...