Сообщение из опыта работы на тему: «Стратегии психологического сопровождения детей с гиперактивностью»
классный час

Прокофьева Наталья Сергеевна

Психологическая характеристика детей с гиперактивностью

Понятие и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка

Стратегия сопровождения гиперактивного ребенка в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №5 «Улыбка»

Сообщение из опыта работы на тему:

«Стратегии психологического сопровождения детей с гиперактивностью»

Выполнила

Прокофьева Н.С.

\

г. Семенов

2017 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………..3 

Психологическая характеристика детей с гиперактивностью……………………………..4 

Понятие и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка…..…5

 

Стратегия сопровождения гиперактивного ребенка в ДОУ…………………………….…..7

Заключение…………………………………………………………………………………………..…….………..14

Использованная литература…………………………..……………………………………………………15

Приложение………………………………………………………………………………………….………………16


Введение

           

         В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности, в научной литературе именующийся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Основными проявлениями данного нарушения являются: высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушения внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. Естественно, что такие дети вызывают много замечаний со стороны взрослых, хотя на самом деле нуждаются не в нареканиях, а в помощи. Синдром дефицита внимания в медицинской литературе рассматривается как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходимы специальная стратегия и тактика взаимодействия с таким ребенком, в том числе и лечения.

           Для детей с СДВГ наиболее характерны дефекты концентрации выполняемому заданию, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности. В 70 % случаев СДВГ сочетается со специфическими расстройствами обучения при нормальном коэффициенте интеллекта. В дальнейшем это приводит к возникновению различных психологических проблем от формирования комплекса неполноценности и социальной дезадаптации до развития психопатической личности. Дети с СДВГ чаще подвергаются депрессии из-за конфликтных ситуаций в школе и дома, ощущения своего неуспеха, отвержения сверстниками. У детей отмечается повышенный уровень тревожности, они плохо адаптируются в новых условиях, более подвержены действию негативных стресс-факторов. Частота антисоциального поведения у подростков с СДВГ колеблется  до 50 %.

           Главными задачами психолого-педагогического сопровождения являются выведение ребенка на качественно иной уровень жизнедеятельности, адаптация в современном социуме, подготовка к школе, сохранение самоценности детства. В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции  развития незрелых высших мозговых функций.

        

Психологическая характеристика детей с гиперактивностью

           Активное изучение синдрома в России началось в конце 1970-х годов. В современной отечественной практике в коррекции гиперкинетического синдрома внимание исследователей направлено на коррекцию поведения (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, Е. К. Лютова, Е. М. Мастюкова, Т. Н. Осипенко), коррекцию внимания (Н. Н. Заваденко, В. Р. Кучма, Т. Ю. Успенская).

       Особенно часто встречается гипердинамический синдром. Активные, шумные, подвижные дети – их часто называют «шустриками» – привлекают к себе внимание всех, кто их видит и слышит. Основные признаки этого синдрома – двигательная расторможенность, чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неумение сосредоточиться на чем-либо. От статичной позы такие дети очень быстро устают – педагогу на занятии приходится тратить массу усилий, чтобы удержать их за столом хотя бы 20 минут. Невнимательность и отвлекаемость подобных детей на занятиях просто поражают: они все теряют, не понимают или путают задания, никогда не доводят выполнение задания до конца. Подвижные дети всегда находятся в центре внимания: с них глаз нельзя спустить. Иначе обязательно что-нибудь случится. И это, конечно, очень мешает спокойному течению жизни в группе, вызывает закономерное раздражение у педагога, взвинчивает остальных детей, которые склонны «заражаться» чужой гиперактивностью. Чрезвычайно важными для понимания гиперактивного поведения и для коррекции их проявлений являются нарушения эмоциональной сферы, прежде всего это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Ребенок проявляет повышенную эмоциональную активность, которая выражается в повышенной болтливости. Для детей с СДВГ характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слез к смеху, быстро забывают свои неудачи. В психическом отношении они отстают в своем развитии, однако стремятся руководить. В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда они умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать в чем-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Другие дети чаще всего отвергают их дружбу. Рассматриваемый синдром проявляется достаточно рано – к 2–3 годам – в виде беспокойности ребенка. К 5–6 годам к проблемам поведения присоединяются слабая концентрация внимания, отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести начатое дело до конца, несформированность мелкой моторики. При поступлении в школу все это осложняет протекание учебной деятельности, негативно сказывается на взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми.

    Понятие и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка

         

        В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ - это система деятельности педагогов-психологов и педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем, возникающих у него в процессе взаимодействий в ДОУ социально-адекватными способами.

          Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

• психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

• содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей; 
• организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;

• психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

         Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем. Все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Очевидно, если одна из сторон не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности окружения), то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родители; педагоги; окружение. На разных стадиях развития проблемы специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами «неработающие элементы» системы.

Стратегия сопровождения ребенка строится на ряде принципов.

  Первый принцип провозглашает безусловную ценность внутреннего мира ребенка, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

  Второй принцип говорит о необходимости создания условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения ребенком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождения необходимо создавать условия (ситуации выбора) и тем самым побуждать ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогать ему принимать на себя ответственность за свои поступки.

  Третий принцип, реализуемый идеей сопровождения, заключается во вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. То есть в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды создаются условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

  Согласно четвертому принципу сопровождение должно реализовываться не только психологическими, но и педагогическими средствами. Педагог выступает соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка и основным ее реализатором [М.Р. Битянова, 1997].

  Непрерывность сопровождения. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-сирота и т. д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов. 

Стратегия сопровождения гиперактивного ребенка в ДОУ

     Необычность поведения таких детей не результат их плохого характера и не упрямство, которое непременно надо сломить, а специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка. Эту особенность надо обязательно учитывать в процессе воспитания и обучении.

Программа коррекционной работы в ДОУ может включать в себя : 

  • Создание положительной мотивации, ситуаци. Для решения этой задачи мы применяем «программу вознаграждения и поощрения» (И.П. Брязгунов и Е.В.Касатикова).
  • Обучение ребенка релаксации. Задача этого направления - научить
    гиперактивного ребенка расслабляться, понимать структуру собственного тела, ведь и расслабление и молчание для таких детей - тяжелая работа. В качестве основной технологии можно использовать мышечную релаксацию Ж.Джекобсона, «сказочные техники» релаксации.
  • Коррекция негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.
  • Развитие навыков межличностного взаимодействия. Задача данного этапа – обучить детей эффективным навыкам социального  взаимодействия с окружающими.

Очень эффективны следующие методы сопровождения детей с СДВГ:
 Игротерапия.

 Тематическая беседа.

Проигрывание ситуаций с последующим их анализом (этюды)

Изотерапия (рисование ладошками, локтями, пятками). Что расслабляет детей, дает им положительный эмоциональный заряд.

 Песочная терапия.
 Сказкотерапия - психотерапевтические истории для детей.
 Работа с мягким материалом.
 Игры с водой.

     Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям с ГДС в образовательном процессе ДОУ. Отслеживает динамику развития разных видов деятельности ребенка, особенностей личностного развития, коммуникативной активности, навыков самообслуживания и т. д. Реализует рекомендации психолога, врача. Систематизирует и внедряет имеющиеся подходы к детям с ГДС. Разрабатывает собственную тактику работы с данной категорией детей.

      Музыкальный руководитель реализует программу музыкального воспитания и программу дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, театральной терапии с учетом рекомендаций психолога. Предоставляет психологу для анализа продукты детской деятельности и творчества.

          Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогом своих воспитанников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая дает возможность получать данные о характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов труда и деятельности ребенка, документации образовательного учреждения.

Второй этап — анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т. д.

Третий этап: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.

Четвертый этап: консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап: решение проблем, т. е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап: анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.

Седьмой этап: дальнейший анализ развития ребенка.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

    Педагогическая диагностика – основа индивидуального подхода к ребенку, разные дети обладают разным исходным уровнем развития и, кроме того, разными способностями и склонностями, т. е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях. При планировании своих воспитательных воздействий воспитатель нуждается в информации об уровне развития каждого ребенка. Эта информация дает возможность воспитателю дифференцированно, творчески подходить к воспитанию и обучению ребенка, обеспечивая ему при этом эмоциональный комфорт и создавая условия для наибольшего личностного и интеллектуального роста. Следует подчеркнуть, что педагогическая диагностика имеет двусторонний характер. С одной стороны, она направлена на развитие детей, улучшение условий образования, его эффективности, а с другой – на развитие и совершенствование самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенности (достоинства и недостатки) своей собственной деятельности. После проведения целенаправленного диагностического обследования в каждой возрастной группе выделяются дети с преобладанием признаков гиперактивности.

       Дети с СДВГ имеют хороший уровень интеллектуального развития, обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и имеют живой интерес к окружающему. Но при проведении диагностики (а также занятий, игр и др.) необходимо учитывать характерную черту умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность, т. е. дети могут продуктивно работать 5–15 минут, затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога, затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5–15 минут.

      После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений – дефицита внимания, гиперактивности (импульсивности или сочетания этих нарушений). СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития. Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать. В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психологическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, конфликт с воспитателем или родителями. Учет причин поведения ребенка помогает правильно организовать подход к нему, не травмируя его. Таким образом, целенаправленная организация коррекционной работы помогает сглаживать признаки гиперактивности.

       Нужно отметить, что причиной неправильно выполненного задания может быть и неспособность детей понять словесную инструкцию воспитателя. Поэтому, давая им большие задания, следует разбивать их на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них. Гиперактивные дети не в состоянии поддерживать активное внимание в течение занятия. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

        Большое внимание гиперактивным детям необходимо уделять на занятиях по физической культуре. Подбираются упражнения, требующие точности движений, что для гиперактивных детей особенно важно. Большинство таких детей имеют повышенный мышечный тонус. Хороший результат дает «сухой бассейн», в котором шарики, массируя тело ребенка, снимают напряжения в мышцах. Из-за того что этим детям нужно ограничивать упражнения скоростного характера, в подвижных играх даются роли, требующие активного торможения. Используются и спортивные игры: городки, баскетбол, бадминтон, дартс, боулинг, которые задействуют детскую энергию и в тоже время активно регулируют поведение благодаря правилам, содержащимся в каждой спортивной игре.

      Еще одним аспектом коррекционной работы является организация повседневной деятельности гипрактивных детей, стимулирование их возможностей через предметно-развивающую среду. Приучать гиперактивных детей к усидчивости следует постепенно, можно часто предлагать занятия и игры, требующие терпения. Поэтому в предметно-развивающую среду группы надо внести раскраски, мозаики, пазлы, конструкторы, настольные игры на несколько участников, так как в этом случае соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре у гиперактивного ребенка. Одним из условий регулирования двигательной активности гиперактивных детей на прогулке является частая смена деятельности. Для того чтобы ребенок не перевозбуждался, подвижные игры чередуются с играми с природным материалом (водой, песком), индивидуальной работой с детьми, трудовыми поручениями. В конце прогулки проводятся наблюдения, дыхательная гимнастика, игры малой подвижности. После прогулки до обеда детям предлагается сделать массаж рук, пальчиковую гимнастику, помыть руки до локтя холодной водой.

       Существенным направлением работы является организация межличностного общения детей. Чем старше становятся гиперактивные дети, тем сложнее их отношения со сверстниками. Подбирая игры (особенно подвижные), необходимо учитывать следующие особенности гиперактивных детей: очень высокую активность, импульсивность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. В игре им, как правило, трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других детей, поэтому в коллективную игру включаем таких детей постепенно. Начать можно с индивидуальной работы, затем начинаем привлекать ребенка к играм с четкими правилами, способствующими развитию внимания, в малых подгруппах, и только после этого переходим к коллективным играм.

       При взаимодействии детей нередко возникают конфликтные ситуации. Конечно, желательно их не допускать и своевременно предотвращать. Однако если конфликтная ситуация возникла, то легче ее остановить на стадии нарастания. Например, во время нарастания напряженности между двумя гиперактивными детьми можно поручить им выполнение какого-нибудь совместного задания, связанного с физическим трудом или спортивной игрой. Мышечные нагрузки помогают выплеснуть «отрицательную» энергию и сгладить конфликтную ситуацию. Если конфликтная ситуация все же происходит, то ее «отрицательная» энергия находит выражение в силовых приемах. Воспитательные меры на этой стадии не приносят успеха. При вспышках агрессии, эмоциональном приступе рекомендуем использовать метод уговора, элементы арттерапии (когда ребенок лепит, рисует, конструирует) или же позволить ребенку уединиться (посидеть в спальне, коридоре), предложить ребенку «терпеливую подушку», на которую он может выплеснуть свою агрессию. Когда конфликтная ситуация исчерпана и участники конфликта выплеснули отрицательную энергию, происходит разрядка напряжения. У детей возникает чувство вины, сожаления и раскаяния. На этом этапе уже эффективны воспитательные беседы, совместный поиск другого выхода из этой ситуации. Нами использовались изолирование детей, обтирание и умывание холодной водой. Ребенку задавались вопросы: ты собой доволен? одобряешь ли ты свой поступок?

       Важным моментом в общении с детьми является подведение итогов дня, где дети вспоминают прожитый день, что нового, интересного они узнали, что их сегодня порадовало или огорчило. Здесь важно отметить каждого ребенка, особенно гиперактивного. Подчеркнуть его успехи, вспомнить положительные моменты в его поведении, поддержать его начинания, отметить каким-то сюрпризом, поделиться его «маленькими победами» с родителями.

Приемы работы с гиперактивными детьми в детском саду и дома (Шевелева Л.И.)

     Если гиперактивному ребенку уделять больше внимания, любить его, жалеть, переключать его внимания с капризного поведения на спокойные, интересные для него игры, ребенок станет спокойнее, ласковее, доверительнее. Для таких детей важен режим, занятия должны строиться волнообразно, ускоренно. В повседневной деятельности для расслабления можно использовать мытье рук, лица; игры для переключения внимания детей, а также упражнения, развивающие фонематический слух: «Где звенит?», «Капелька», «Свечка», «Что слышишь?». У воспитателя должно быть ровное отношение ко всем детям и всегда хорошее настроение.

Использование рефлексии (подведения итогов дня, оценивания себя и товарищей) в работе с гиперактивными детьми (Притчина Л.Р.)

Рефлексия – способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Цель рефлексии – избавление от накопившегося напряжения, успокоение, дающее детям возможность чувствовать себя нужными и любимыми сверстниками и воспитателями, получение необходимой для эмоционального благополучия дозы положительных эмоций.

Рефлексия проводится со всей группой детей ежедневно во второй половине дня перед выходом на прогулку. Она может проходить под разными девизами:

«Что я сегодня сделал сам? Чем мне запомнился этот день? Что нового я сегодня узнал? Наши славные дела.»

Воспитатель дает оценку положительным действиям детей, обращает внимание на детские работы, выполненные самостоятельно в течение дня, побуждает детей к дальнейшему совершенствованию этих работ, затем каждому ребенку предоставляется возможность сказать о себе что-то хорошее.

      Подводя итог можно сказать, что развитие рефлексии имеет большое значение для развития личности ребенка, его представлений о себе и сверстниках, для морального развития детей. Хочется порекомендовать воспитателям использовать эту традицию ежедневно, особенно если в группе есть гиперактивные дети, так как для них особенно важны моменты общения с детьми и взрослыми, положительные оценки своих товарищей и воспитателей.

        Использование «уголка покоя» и специальных игр в работе с гиперактивными детьми (Дюрдеева М.М.)

     Уголок покоя – это очень удобный способ обучения детей самоуспокоению, он дает возможность воспитателю плавно вывести ребенка из повышенного эмоционального состояния и переключить ребенка на более спокойное состояние, а также, и это немаловажно, он дает возможность ребенку побыть одному, когда тому это необходимо. Дети могут побывать в этом уголке в течение дня не один раз, и им это очень нравится. Начав использовать этот прием, мы помогли детям стать более спокойными, уравновешенными, уменьшилось количество конфликтов между детьми.

     Любую игру, будь то настольно-печатная, дидактическая, сюжетно-ролевая, можно назвать игрой на достижение цели. Главное – поставить перед ребенком цель, учить детей достигать ее и в последующем выполнять это самостоятельно. Такие игры позволяют формировать у детей чувство успешности, уверенности в себе, развивают умение доводить начатое дело до конца. А эти качества очень важны, как сейчас, так и в будущем. Игры стараемся проводить со всеми детьми, особенно с гиперактивными, так как для них очень важно научиться доводить начатое дело до конца и видеть свой результат, и ребята с удовольствием в них играют. Дети становятся более уверенными в своих поступках, действиях, стараются самостоятельно ставить перед собой цель и достигать ее.

Работа с семьей. Родители детей с СДВГ допускают три основные ошибки в воспитании:

  • недостаток эмоционального внимания,
  • недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля поведением,
  • неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Поэтому работа с родителями в рамках сопровождения ребенка строится следующим образом:

  • Просвещение по психолого-педагогическим проблемам воспитания. 
  • Обучение приемам и методам конструктивного взаимодействия с  ребенком. 
  • Консультирование по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка. 
  • Составление коррекционной программы совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка. Поддержка родителей в кризисных ситуациях. 
  • Изменение модели поведения в воспитании гиперактивного ребенка.

           Работу лучше начать с бесед с родителями, объясняя им причины и характер неадекватного поведения ребенка. Самое главное на этом этапе – донести до родителей простую мысль, что необычность поведения их детей не результат их плохого характера и не упрямство, которое непременно надо сломить, а специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка. Эту особенность надо обязательно учитывать в процессе воспитания. Учитывать, но не пробовать искоренить, как бы сильно она ни раздражала родителей. Именно родители в состоянии первыми заметить, когда больше возбуждается ребенок, имеют возможность наблюдать за сном ребенка. К сожалению, не все родители были готовы к сотрудничеству. Кто-то не придавал большого значения такому поведению детей, списывая все на их возраст, кого-то пугали откровенные беседы с воспитателями и психологом.

Задачи работы с родителями:

  • Помочь родителям понять своего ребенка и обусловленные СДВГ особенности его поведения.
  • Помочь родителям наладить отношения с ребенком.
  • Помочь родителям в разработке дополнительных, «компенсирующих» стратегий управления поведением ребенка, с целью уменьшения проблем в поведении и улучшения функционирования.
  • Помочь родителям в выборе и воплощении эффективных стратегий воспитания ребенка и обучении его жизненно важным социальным, учебным и другим навыкам, в развитии положительной самооценки ребенка, раскрытии его способностей и т.д

Заключение

        Дошкольный возраст — важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений.  Проведение развивающей и коррекционной работы необходимо организовывать уже в условиях дошкольного учреждения. Анализ многочисленных исследований по интересующему нас направлению позволяет сделать вывод о том, что только своевременная и комплексная работа по преодолению  проявлений гиперактивности помогает ребенку – дошкольнику успешно социализироваться в среде сверстников и успешно усваивать учебный материал.

         Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

       Работа по коррекции СДВГ должна быть своевременной и включать:

  • приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях с детьми, страдающими СДВГ;
  • коррекцию плана обучения — через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на занятиях, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;
  •  лекарственную терапию, которая назначается по индивидуальным показаниям тогда, когда когнитивные и поведенческие нарушения не могут быть преодолены лишь с помощью методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции и психотерапии.

      Выстроенная система сопровождения детей с СДВГ в  ДОУ позволяет   создать психолого-педагогические условия полноценного развития и становления ребенка, защитить его права на получение развития в соответствии с его потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.

Использованная литература:

1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М., 2002. - 45 с.

2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.Школа-пресс, 2001 – 112с.

3. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 1998.

4. Коркина С. В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1254-1257.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М.: Генезис, 2000. — 192 с.

6. Токарь О.В., Зимарева Т.Т., Липай Н.Е.//Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. Учебно-методическое пособие «ФЛИНТА», 2014.

        

Изменение поведения родителей и их отношения к ребенку выражается в  проявлении достаточной твердости и последовательности в воспитании; контроле за поведением ребенка, не навязыванием ему жестких правил; построения отношений с ребенком на взаимопонимании и доверии; избегании, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой завышенных требований к ребенку. 4.jpg

           

Для ребенка важно:

  • Изменение психологического микроклимата в семье. Для этого необходимо: уделять ребенку достаточно внимания; проводить досуг всей семьей; не допускать ссор в присутствии ребенка.
  • Организация режима дня и места для занятий: установить твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи. Для реализации этих целей родители могут использовать траволечение, легкий массаж перед сном, ванны с солями и травами, ароматерапию.
  • Организация быта дошкольника таким образом, чтобы снизить факторы, вызывающие психоэмоциональное возбуждение ребенка, и загрузить посильной для него деятельностью.
  • Составление специальной поведенческой программы: придумать гибкую систему вознаграждений; не прибегать к физическому наказанию; чаще хвалить ребенка; не давать ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
  • Применение в общении положительных формулирок, чтобы при постоянных замечаниях, нареканиях у ребенка не формировалась заниженная самооценка. Приведем пример таких словесных установок: «Ты очень чувствительный, изменения для тебя тяжелы, ты любишь жить по распорядку, ты очень впечатлительный, настойчивый, упрямый, с характером, упорный, артист, отличаешься от всех, ты хочешь обратить на себя внимание, ты меня удивил, голосистый, звонкий, громкий, егоза, заводная игрушка, смелый петушок, распетушился и т. п.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы  Сообщение из опыта работына тему: «Художественно-эстетическое развитиедетей младшего дошкольного возраста»....

Сообщение ( из опыта работы) на тему: «Как развить творчество детей посредством декоративного рисования (на примере Сергиево-Посадской матрёшки)».

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, на...

Сообщение из опыта работы «Учёт гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста»

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы "Детское экспериментирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за учебный год....

Сообщение из опыта работы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей»

Сообщение из опыта работы воспитателя  группы №6 МБДОУ №6 «Улыбка» Мягковой Н.В. на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей  во второй младшей группе»...