Применение дидактических игр при работе с дошкольниками
статья по теме

Кобельцева Елена Анатольевна

Статья для педагогов дошкольного образования "Применение дидактических игр при работе с дошкольниками" о видах дидактических игр, применяемых в образовательной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_didakticheskih_igr_pri_rabote_s_doshkolnikami.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Кобельцева Елена Анатольевна.

МАДОУ детский сад № 63 комбинированного вида № 63 «Журавлик», г. Киселевск

Воспитатель

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками 

   В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Детские игры – явление не однородное. Даже  взгляд непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. Особое место среди детских игр занимает игра дидактическая. Именно данный вид игр активно применяется при воспитании и обучении детей дошкольного возраста, т.к. для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактических игр не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Таким образом, одно из важнейших значений дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

В практической работе используют следующие виды дидактических игр.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения , памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям раннего возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно дидактические игры и игры – инсценировки.

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Настольно – печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные избражения на маленьких карточках («Сказки», «Зоологическое лото» и др.).

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. («Игрушки», «Ягоды» и др.).

В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик («Айболит», «Золотой ключик» и др.). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентировку, умение предвидеть результат действий.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений без опоры на наглядность.  

Следовательно, каждый вид дидактических игр, несмотря на их многообразие, ставит определенные задачи, решая которые ребенок овладевает новым умением, получает новые знания, осознает нравственные нормы. Что касается структурных компонентов дидактической игры, а именно: обучающей задачи, игровых действий и правил, то все они тесно связаны между собой и исключение одного из них ведет к нарушению, а впоследствии к затуханию дидактической игры.

Особая роль отводится словесным, творческим играм и игровым упражнениям в обучающем процессе специального дошкольного учреждения и определяется тем, что именно игра должна сделать процесс обучения эмоциональным, действенным, повысить речевую активность ребенка с ФФНР и скорригировать имеющиеся у него недостатки речевого развития, в том числе формирование дифференциации звуков языка.

Игры и упражнения – важное средство развития стимулирования языковых игр детей с ФФНР, их поисковой активности в сфере звукопроизношения.

Только в условиях игры и игровых упражнений появляется возможность обеспечить нужное количество повторений звуков языка на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Упражнение – это многократное  повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. По своей сути упражнения есть применение знаний в действии, что и определяет их обучающее и развивающее значение: дети овладевают разнообразными способами умственной деятельности, у них формируются учебные и практические умения и навыки; знания, лежащие в основе умственных и практических умений, становятся более прочными и осознанными [19,58]. Так, в результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Внешне выраженные результаты упражнений (в речи, в действиях и т.п.) создают возможности как для самоконтроля, так и для контроля со стороны взрослого за процессом усвоения, что делает упражнения одним из эффективных методов обучения.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

- осознание ребенком цели. Это зависит от четкости и ясности постановки задачи, использования правильного показа сложных упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка;

- систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуаций речевого общения);

- постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции, возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

- осознанное выполнение практических и речевых действий»

- самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью педагога, с механической помощью и т.д.);

- дифференцированный анализ и оценка выполнения.

Специально разработанные логопедические упражнения при методически грамотной организации и проведении обеспечивают постепенное развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.

Упражнения в зависимости от уровня сложности могут проводиться с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.

Вначале для каждого ребенка логопед устанавливает точку отсчета, двигаясь «сверху-вниз», т.е. от трудных упражнений к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия установлен, работа осуществляется «снизу-вверх», т.е. от простых упражнений к более сложным.

Упражнения успешно применяются на всех этапах формирования фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»

«Применение  здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»...

Статья "Применение социоигровой технологии в работе с дошкольниками"

В данной статье содержится материал, раскрывающий смысл определения социоигровой технологии, ее основных  составляющих....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Интересная информация для педагогов....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

План работыИнструменты интерактивной доскиАлгоритм работы с интерактивной доскойТематика игр-занятий синтерактивной доской...

"Применение мультимедийных технологий в работе с дошкольниками"

Мультимедийные технологии уже  находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности.Если использован...

Применение дидактических игр в работе по экологическому воспитанию детей в группах раннего возраста

Применение дидактических игр в работе по экологическому воспитанию детей в группах раннего возраста...