Использование зрительной гимнастики в работе с детьми с нарушением зрения
методическая разработка по теме

Галина Анатольевна Кругликова

Материал об  использовании зрительных тренажеров в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_natasha.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование зрительной  гимнастики

в  работе с детьми с нарушением зрения

 

Состояние зрительной функции в значительной степени влияет на психическую работоспособность и общее самочувствие.

       Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика,

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение:

-  она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;        

-  повышает   силу,   эластичность   и   тонус   глазных мышц и глазодвигательных нервов;        

- укрепляет мышцы век;         

- снимает переутомление зрительного аппарата;        

- развивает способность к концентрации взгляда на ближних   объектах,   совершенствуя   координацию движений глаз при периферийном обзоре;

      Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):

  • вправо-влево;
  • вверх-вниз;
  • далеко-близко (удалять и приближать предмет);
  • по кругу - слева-направо;
  • по диагонали - снизу-вверх;
  • по диагонали - сверху-вниз.

важно проводить эту гимнастику индивидуально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать

общие правила:

- всегда снимать очки

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким  и равномерным

- сосредоточить все внимание на глазах

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Быстрая зрительная утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, в играх, во всех режимных моментах, поэтому,  изучив методические рекомендации Базарного В.Ф., Григоряна Л.И., Демирчагляна разработала материал по использованию видеотренажеров различного направления (офтальмотренажеры, «держалки», сигнальные метки), целью которых является: 

     - снижение психической и зрительной утомляемости,

     - повышение остроты зрения,

     -  развития зрительно-двигательной координации,

    - повышение общей активности детей во всех видах деятельности.

Для этого нами используется:

         

     «Держалки». Поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

    Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим, Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше.

Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Упражнения с сигнальными метками

В различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки.  Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в  углах потолка).

Игрушки (картинки) целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их рекомендуем выполнять только в положении «стоя».

Каждому упражнению желательно придать игровой характер. Можно на кончик указки прикрепить маленькую игрушку и отправиться вместе с ней путешествовать. Упражнения выполняются стоя.

« Ну-ка, зайка, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи.

Влево, вправо, походи и т.д.»

Можно провести игровые упражнения:

  1. «Филин». Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1- 5, широко раскрыть глаза, посмотреть в даль и держать открытыми на счет 1 – 5. Упражнение повторить 4 – 5 раз.
  2. «Метелки». Выполнять частое моргание без напряжения глаз 1-10 раз, проговаривая «Вы метелки усталость сметите. Глазки нам хорошо освежите». Повторить 3 раза.
  3.  «Рисуем глазами». Сидя ребенок рисует пальцем в воздухе фигуры или цифры, следя за ним и глазами.
  4. «Поймай зайчика». Воспитатель запускает фонариком или зеркалом «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Игра длится до 1 минуты.
  5. Сидя, смотреть на точку между бровями (счет 1 – 5),потом на кончик носа (счет 1-5). Повторить 5 раз

Лучший отдых для глаз расслабление /пальминг/. Его можно выполнять  в положении лежа, сидя, стоя. Надо растереть ладонь о ладонь до появления приятного тепла, легко положить ладони на глаза, скрещивая на лбу. При этом глаза надо закрыть на 20 – 30 секунд. Каждый ребенок скажет шепотом  «Доброе утро, мои родные. Вы проснулись, я очень рад. Вот сейчас я вас пожалею, погрею. Потому что вы помогаете мне все вокруг видеть. Помогаете мне жить. Спасибо вам».

Потолочные офтальмотренажеры  - это своего   рода   траектории,   по   которым   дети   «бегают»   глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя.  Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей; (большого размера офтальмотренажёр рисуется на потолке);

            Дети, фиксируя взором траектории ( т.е. с постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы – траектории, а затем « обегать».

Настенные офтальмотренажеры.

Схема размещается на стене, против лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

В проведении любых видов зрительных гимнастик следует отмечать старание, желание и результаты детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Использование музыкального фольклора в работе с детьми с нарушением зрения: развитие чувства ритма и координации движений.

использование музыкального фольклора на музыкальных занятиях с детьми с нарушением зрения для развития чувства ритма, координации движений и пространственной ориентироки....

Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....

Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения

В статье  говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий  связано с тем, что современные требо...

Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".

Современное образование и Требования ФГОС ДО  ставит перед воспитателями задачу стать первыми  для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми, имеющими нарушение зрения.

Обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначе¬ние: - она обеспечивает...