Методическая разработка на тему: "Роль развивающих игр в освоении детьми ЭМП"
методическая разработка по теме

Утимишева Фаиля Абдул-Кадировна

Информация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faya.docx72.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ОСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ № 97

                                             УТИМИШЕВА Ф.К

                                                    Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                          2013г.

«Что наша жизнь? Игра!-утверждает герой Пушкина и Чайковского, и он прав. Играют все. Музыканты, актеры, спортсмены...Что как не игру представляют собой специальные тренажеры, на которых учатся и повышают свое мастерство космонавты, летчики и капитаны океанских лайнеров? И вообще любой процесс обучения- это игра.

Игры- прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей .Ребенок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост ,свое движение. И вот тогда происходит, то самое главное, что дает ему игра -он начинает любить самосовершенствование, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всем своем разнообразии объединены одним названием ,поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

  1. Каждая игра представляет собою НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов.
  2. Задачи даются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, таким образом, знакомят его с РАНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.
  3. Задачи расположены как правило в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, то есть в их использовании принцип «от простого к сложному».
  4. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку ИДТИ ВПЕРЕД и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, то есть РАЗВИВАТЬ СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, в то время как при традиционном обучении ему все объясняется и, поэтому у ребенка формируются только исполнительные качества.
  5. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и НЕЛЬЗЯ ПОДСКАЗЫВАТЬ ни словом, ни жестом, ни взглядом.
  1. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, что бы С ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ ребенок решил задачу. Он возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ.
  3. Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми , а позволяют детям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
  4. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения- от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности- делать все самостоятельно. Эти игры развивают в детях следующие качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

Одна из основных задач дошкольного образования- математическое развитие ребенка, оно не сводиться к тому, что бы научить дошкольника считать, измерять и решать задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости.

Особая роль при этом отводиться развивающим играм. Сегодня это блоки Дьенешы, палочки Кюизенера, счетные палочки и игры Воскобовича.

  1. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, что бы С ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ ребенок решил задачу. Он возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ.
  3. Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми , а позволяют детям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
  4. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения- от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности- делать все самостоятельно. Эти игры развивают в детях следующие качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

Одна из основных задач дошкольного образования- математическое развитие ребенка, оно не сводиться к тому, что бы научить дошкольника считать, измерять и решать задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости.

Особая роль при этом отводиться развивающим играм. Сегодня это блоки Дьенешы, палочки Кюизенера, счетные палочки и игры Воскобовича.

Педагогическое творчество воспитателя в процессе решения задач математического развития детей - это способность организовать познание детьми математических отношений, связей и зависимостей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Творчество состоит в умении определить и выбрать максимально эффективные основанные на детских интересах и возможностях пути и средства математического развития детей.

Выбор в каждом конкретном случае, в зависимости от содержания обучения, рациональных приёмов, дидактических материалов, проблемных ситуаций, игр, моделей, я думаю, и есть показатель творчества педагога.

Обладание детьми математическими представлениями следует рассматривать во взаимосвязи всех составляющих его компонентов: естественность обстановки, отсутствие принуждения, необходимости поддержания внимания детей вопросами владения педагогическими умениями в отборе содержания, методов и приёмов обучения, организации учебно-игровой деятельности, направленной на освоение детьми сравнения, счета, измерения, способов воссоздания геометрических фигур, отражения пространственных и временных отношений.

Так, на занятиях в старшей группе организована деятельность познания детьми состава чисел. Дети, разложив в ряд, начиная с самой длинной, цветные счетные палочки и, представив их «вагонами», рассаживали в них «пассажиров», каждый раз определяя состав числа. Например, в третий «вагон», восьмой по порядку, сажали 8 пассажиров детей (укладывали 8 палочек), затем в него же - 2 взрослых, смоделированных палочками большего размера. Дети занимались с большим интересом, увлечённо, активно включались в разговор по поводу характера действий и полученного результата. Моё творчество направлено на активное включение ребёнка в развитие творческой ситуации. Ребёнок выдвигает предположения по поводу способа решения проблемы, доказывает и опровергает, радуется положительному результату. Он поставлен взрослым в условия проявления им самостоятельности, что мобилизует его интеллектуальные, эмоционально- волевые усилия на достижение игровой практической цели. Основным условием развития детского математического творчества, я считаю, является организованный педагогический процесс, когда воспитательно-образовательный процесс есть цепь взаимосвязанных между собой познавательных творческих задач художественного, речевого, изобразительного, музыкального и математического направления. При этом деятельность ребёнка базируется на уважении личности воспитанника, включая его самостоятельную деятельность на правах равного, а иногда и ведущего.

Непременным условием развития математического творчества является обогащённая предметно-пространственная среда. Это наличие

интересных развивающих игр, игровых материалов разной степени сложности. В играх соединены серьёзное умственное занятие и забава, размышление и развлечение. В играх есть строгие правила, нормы, соблюдение которых вырабатывает умение анализировать свои действия, осуществлять самоконтроль, приучает к сотрудничеству, выигрышу и проигрышу. Примерами таких игр могут служить «Уникуб», «Сложи узор», «Танграм». В этих играх вырабатываются качества личности и умения, которые могут быть применимы и необходимы в любой жизненной ситуации: способности предполагать комбинировать, видоизменять.

Становление и развитие детского творчества наиболее успешно осуществляется в условиях доброжелательности, внимания и достижения ребёнка, тактичного участия взрослого в игре, учёта индивидуальных проявлений, заинтересованности ходом игры.

В своей группе я старалась создать условия для проявления у детей интереса к математике. В группе есть развивающие игры, головоломки, игры на составление плоскостных изображений предметов («Пифагор», «Волшебный круг»), логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур, задачи-головоломки с палочками. Дети могут самостоятельно играть в эти игры.

Задачи-головоломки предлагались в определённой последовательности, начиная с более простых. Совместно с детьми анализировалась каждая задача, ход её решения, зарисовывалась заданная и полученная фигуры. Для поддержания интереса детей создавались игровые ситуации, например, приходил Буратино и предлагал задачи. Это оживляло занятие, дети выполняли задания с большим интересом. Игровые занятия раскрепощали детей, они свободнее рассуждали, доказывали правильность своего решения задач.

В самостоятельной деятельности дети с удовольствием играли с палочками, пробовали составлять фигуры, решать задачи. Занимаются дети свободно, сидя за столом, на полу. Это создаёт непринуждённую обстановку. Овладев навыками решения задач, дети переходят к придумыванию собственных задач. С целью приобщения всех детей к творчеству использовался игровой момент: в гости пришла Фея, принесла волшебные палочки и все стали волшебниками. Дети придумывали задачи на преобразование фигур.

Примеры:

В фигуре из двух треугольниковубрать 2 палочки так, чтобы получилась стрела

В этой фигуре переложить з палочки так, чтобы получилась фигура, похожая на лопату.

Детей старались учить уважительно относиться к придуманным задачам, как бы просты они не были. Обращала внимание на любое проявление творчества, не навязывая своё мнение, не критиковала, а старалась отметить в задаче что-либо интересное, чтобы у ребёнка не пропадало желание к их составлению.

Придумывали, в основном, задачи на изменение заданной фигуры путём перекладывания палочек (19-72)

Углубленная работа не прошла бесследно. В процессе решения и придумывания задач дети овладели мыслительными операциями на более высоком уровне. Дети стали чаще сооружать постройки из мелкого конструктора, проявляли наблюдательность, внимание, усидчивость, умение сопоставлять и анализировать.

В работе с детьми старшей группы я использовала повышенный интерес к моделированию, знакам, символам, поэтому сделала подборку развивающих игр, где преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей алгоритмов, осмыслению детьми последовательности действий. Творческие занятия, практические упражнения на освоение всех видов задач старалась предложить в интересной ребёнку форме, стараясь развить самостоятельное творчество, инициативу. Первичное знакомство с математическими играми происходило на занятиях. Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух - трёх элементов новые геометрические формы, силуэты предметов. Дальнейшее освоение игр происходило в самостоятельной деятельности. Предлагались игры на развитие логического мышления: «Танграмм», мозаики, «Колумбово яйцо», «Блоки Дьеныша». В играх «Сложи так же», «Что изменилось?», «Геоконт» дети упражняли своё внимание и память. Подготовила игры - задания на развитие ориентирования в пространстве, нахождение закономерностей.

Работая с блоками Дьеныша, задания усложнялись, детям необходимо было разделять фигуры по трём - четырём признакам (форма, цвет, величина, толщина), вносятся условные обозначения. Находя решение игр - заданий, дети делают свои умозаключения, выбирают нужное решение из множества вариантов и доказывают свою правоту.

Развивающие игры способствуют развитию восприятия (цвет, форма, размер), речи, воображения, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Оригинальность этих игр заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процессе «думанья» над задачей.

Эти увлекательные и познавательные игры через сотворчество ребенок- педагог-родитель направлены на развитие ребенка.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с        помощью        кубиков,        кирпичиков,        квадратов.

Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудности, от доступны 2-3 летнему до непосильных среднему возраст

Постепенно возрастание сложности задач в играх позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать творческие способности.

Нельзя требовать решения с первой попытки - ребенок, возможно, еще не созрел.

Решение задачи возникает не в абстрактной форме, а в виде вещей (рисунка, узора, сооружения из кубиков), что позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задания.

Работу с детьми по формированию у них интереса к познавательным играм провожу много лет. Начала со средней группы. Проводила диагностику математических умений и навыков детей два раза в год, и в соответствии с данными диагностики, ставила задачи освоения детьми программных действий, умений.

Работа велась постепенно и целенаправленно, во взаимосвязи с другими видами деятельности, такими, как изобразительная, конструктивная.

Активизировать познавательный интерес моих воспитанников через новые формы взаимодействия с ними - стала основной моей профессиональной задачей. Моя роль в общении сводится к тому, чтобы поддержать того ребенка, чей путь, предположительно оказался «тупиковым», рассматривая его ни как неудачу, а как один из путей приближения к «истине». Партнерский стиль общения помогает мне убедить моих воспитанников, что без - этого поиска логических опровержений многих версий партнеры не могут приблизиться к единственно правильному решению.

Всю работу с детьми я строила на основе самостоятельной познавательно - игровой деятельности детей. Включая следующие задачи:

  1. развитие интереса к решению познавательных, творческих задач;

умение воспринимать, отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

-поддержать интерес к творческому процессу познания;

  1. умение самостоятельно находить решение;
  2. развивать образное и логическое мышление.

Для развития и поддержания познавательного интереса у детей к математическим играм, создавала игровые ситуации, например: Вини - Пуху надо помочь; Тото - прислал письмо;

Буратино и Мальвина пришли в гости и т. д. Это оживляло занятия, делало их интересными и эмоциональными.

Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр, ситуации, подбирали пособия, в играх самостоятельно выстраивали логические цепочки, умея их обосновать, доказать. Так постепенно инициатива в играх переходила к детям. Они перестали обращаться ко мне за помощью, увлеченно искали новые варианты решения задачи. Меня радовала возросшая инициатива и творчество детей. Мои дети научились в определенной последовательности выполнять действие, выделять составляющие части, планировать характер действий и осуществлять контроль за правильностью решений.

Всю эту работу я проводила в тесном контакте с родителями. На одном из первых собраний познакомила их с некоторыми развивающими играми. Проводила консультации, где рассказывала, как заинтересовать детей такими играми, познакомила родителей с подборкой книг с занимательными задачами. Книги и игры родители при желании могут использовать для досуга дома. На консультациях знакомила их с новинками игр математического характера.

Результаты проведенной работы дают возможность утверждать, что дети приобрели познавательный опыт реализации поисковой деятельности.

Дети научились усваивать познавательную информацию не про запас, а с целью регуляции игровых действий.

Развитие эвристического мышления помогает им не бояться ошибок, взаимодействовать с партнерами, а самое главное - сформирования интереса к процессу познания.

Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр, ситуации, подбирали пособия. В играх они выстраивали логические цепочки, умея их обосновать и доказать.

Работу по освоению детьми элементарных математических представлений проводила в тесном контакте с родителями: консультации, беседы, где рассказывала, как заинтересовать детей играми, знакомила родителей с подборкой книг с занимательными задачами, способствующими развитию у детей логического мышления.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Роль дидактических игр при обучении детей элементам математики.

Развитие мышления у детей не происходит само по себе, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка.  При  правильном использование дидактических игр, у детей формируются усидчиво...

Методическая разработка на тему: "Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей".

Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей. Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководи...

Методическая разработка на тему "Роль детской книги в речевом развитии детей"

Методическая разработка на тему "Роль детской книги в речевом развитии детей"...

Учебно методическая разработка по теме "Роль игры и игрушки в речи детей"

Данная учебно- методическое  пособие будет интересно  воспитателям дошкольного образовательного учреждения. В статье рассказывается о том, что игры оказывают большое влияние на развитие речи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника» в форме разработки плана-конспекта проведения родительского собрания

Форма родительского собрания: игровой практикум.Цель общая: взаимное сотрудничество воспитателя и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.Цель конкретная: раскрытие значения паль...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль развивающих игр в формировании познавательных процессов у младших дошкольников»

В младшем дошкольном возрасте развитие личности ребёнка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях.Развитие – всегда появление чего–то качественно ново...