МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль развивающих игр в формировании познавательных процессов у младших дошкольников»
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Листопадова Олеся Александровна

В младшем дошкольном возрасте развитие личности ребёнка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях.

Развитие – всегда появление чего–то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится.

Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающая игра – довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, раскрываются творческие способности, ребёнок учится размышлять, анализировать. В младшем дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр. Выбор игры – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребёнок опирался на приобретённый опыт и совершал новый шаг в своём развитии.

Помочь развитию ребенка могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в любом доме найдутся запасы разнообразных круп, макарон, цветных бумаг и других различных мелочей. Взяв эти предметы, мы можем провести с ребенком много интересных развивающих игр.

 

Проблема: недостаточный уровень развития познавательных процессов детей группы раннего возраста, их мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Форма: интерактивный мастер-класс: «Развиваемся вместе с мамой».

Цель конкретная: раскрытие значения развивающих игр из подручных материалов для формирования познавательных процессов у младших дошкольников.

Задачи:

- обогащение тематики и видов совместных игр родителей и детей;

- развитие творческих способностей у детей, посредством совместной игровой деятельности;

- взаимное сотрудничество педагогов и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx327.91 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №15 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Роль развивающих игр в формировании познавательных процессов у младших дошкольников»

в форме мастер-класса для мам:

«РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАМОЙ»

 

Выполнили:

педагог-психолог Листопадова Олеся Александровна

учитель-логопед Кускова Татьяна Евгеньевна

воспитатели:

Абдулвахабова Светла Сергеевна

Кузьмина Галина Васильевна

Крылова Елена Александровна

Сапарова Марина Юрьевна

Колпино

2022 г.

Введение

В младшем дошкольном возрасте развитие личности ребёнка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях.

Развитие – всегда появление чего–то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится.

Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающая игра – довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, раскрываются творческие способности, ребёнок учится размышлять, анализировать. В младшем дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр. Выбор игры – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребёнок опирался на приобретённый опыт и совершал новый шаг в своём развитии.

Помочь развитию ребенка могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в любом доме найдутся запасы разнообразных круп, макарон, цветных бумаг и других различных мелочей. Взяв эти предметы, мы можем провести с ребенком много интересных развивающих игр.

Проблема: недостаточный уровень развития познавательных процессов детей группы раннего возраста, их мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Форма: интерактивный мастер-класс: «Развиваемся вместе с мамой».

Цель конкретная: раскрытие значения развивающих игр из подручных материалов для формирования познавательных процессов у младших дошкольников.

Задачи:

- обогащение тематики и видов совместных игр родителей и детей;

- развитие творческих способностей у детей, посредством совместной игровой деятельности;

- взаимное сотрудничество педагогов и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.

Предварительная подготовка:

- информирование родителей о проведении МК;

- запуск регистрационной формы для участников МК;

- подготовка реквизита и оборудования;

Материалы и оборудование:

Ноутбук, колонка, проектор, столы и стулья для участников, реквизит для каждого этапа МК.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Приветствие. Организационный блок.

- Добрый вечер! Уважаемые мамы, мы рады видеть Вас на нашем Мастер-классе. Сегодня вы узнаете много нового и необычного из области развивающих игр, которые можно создать вместе с ребенком, не выходя из дома. Развитие наших детей – самое главное для нас- мам. Мы желаем вам хорошего настроения и интересного взаимодействия с вашими детьми.

Звучит музыка. Выход мультипликационного героя Мини-Маус.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ: «КАК ЖИВЕШЬ?»

Цель: настроить участников на позитивный лад.

«СКАЗОЧНОЕ ОРИГАМИ»

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь. Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально — разгрузочными и служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития дошкольников. Кроме того, занятия оригами развивают и коммуникативные навыки детей. Весомым аргументом в пользу значимости занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами — это бумага. Бумага самый доступный и дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом.

Цель: развитие моторики, концентрации внимания, раскрытие творческого потенциала ребенка и пространственного мышления.

Материалы:

  • бумага (несмотря на то, что для складывания оригами существует специальная бумага, но начать можно с обычной бумаги для печати); ножницы;
  • схема сборки;
  • возможно, линейка и карандаш (чтобы прочертить с малышом линии сгибы фигур);

«ОЗОРНОЙ ВЕТЕРОК»

Воздушная струя – это энергетическая основа звука, слова и целой фразы. Без длительной и сильной струи воздуха происходит не только нарушение звукопроизношения, но и общего звучания речи: ребенок пропускает окончания слов, говорит «взахлеб», смазывает окончание фраз и т.д.

Развитие речевого дыхания у ребенка является одним из первых и важнейших этапов логопедического воздействия. Если у дошкольника будет хорошо поставленное дыхание, то у него будет четкая дикция, он будет внятно произносить все звуки.

Цель: создание тренажера для развития воздушной струи.

Материалы:

- ножницы;

- фломастеры;

- бумажные стаканчики;

- коктейльные трубочки;

- латексные перчатки.

«ВОЛШЕБНАЯ РОССЫПЬ»

Играя с сыпучим материалом разного цвета, разной форме и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Упражняясь с сыпучим материалом, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения, усидчивость. Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании сыпучего материала ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений.

Цель: взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.

Материалы:

- набор круп в маленьких контейнерах (красная фасоль, маш, красная чечевица, нут, пшено);

- набор воздушных шаров;

- набор маленьких разноцветных камней;

- фонарик, контейнер с плоским дном;

- манка;

- набор цветной соли для творчества.

«ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

Работа с применением макаронных изделий способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такая деятельность оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность и наблюдательность. Коллективные виды работ позволяют формировать у ребенка умение планировать свою деятельность. Работа в малой группе способствует формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи.

Цель: развитие мелкой моторики.

Материалы:

- окрашенные макаронные изделия;

- шнурок;

- разноцветные ленточки.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП.

Вручение сертификатов о прохождении МК. Совместное фото. Обратная связь проходит в социальной сети «ВКонтакте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НА ТЕМУ: «Роль продуктивной творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников (на примере программы "Мастерская чудес")»

Разработка программы по дополнительному образованию для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через творческую продуктивную деятельность....

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника» в форме разработки плана-конспекта проведения родительского собрания

Форма родительского собрания: игровой практикум.Цель общая: взаимное сотрудничество воспитателя и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.Цель конкретная: раскрытие значения паль...

Методическая разработка на тему "Роль дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи"

Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста. Предлагаемые игры и упражнения составлены на основе игр и упражнений, уже о...