«Реализация игровых технологий по формированию фонематических процессов в ходе НОД».
статья на тему

Подгорнова Ирина Евгеньевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_igrovym_tekhnologiyam.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления

«Реализация игровых технологий по формированию фонематических процессов в ходе НОД».

Воспитатель

старшей логопедической группы №5 Подгорнова И.Е

Анализ коррекционной работы по проблеме формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте. Для реализации этой темы мы ставили следующие задачи:

- Формирование фонематического слуха.

- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- Формирование правильного произношения.

- Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление). - Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

I. Формирование фонематического слуха. - развитие навыка узнавания неречевых звуков; - различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру; -различение слов близких по звуковому составу; -дифференциация фонем; -дифференциация слогов.

II. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. - определение порядка звуков в слове; - выделение отдельных звуков; - различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий); - построение моделей (схем).

               Следующий этап работы – выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводим игру «Внимательные ушки». Обязательное условие – дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор. Далее определяем место звука в слове с опорой на картинки. Проводим игру «Звуковой вагончик» воспитатель показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука.

             После изучения гласных звуков мы знакомим детей с понятием «слог» (часть). Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

         Проводится игра «Папа зовет детей»

«И-ра, Во-ва, На-та-ша»,

 «Дятел-телеграфист»

Далее мы знакомим детей с понятием «ударение».

        Проводится игра «Помоги Федоре собрать посуду»

Далее детей знакомим с согласными звуками. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции звука по схеме (см.выше) делается вывод о согласном звуке. Спеть согласные бы рады, Но во рту одни преграды: Шепот, свист, жужжанье, рык Преподносит нам язык. Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков мы используем домики синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов.. Аналогично мы делаем домики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный). Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик). Если в голове звенит, Значит, звонкий звук звучит. Если тихий звук такой, Значит, звук звучит глухой. Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаем в каждое подгрупповое и индивидуальное занятие. Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется принципами системности и последовательности, принципом индивидуального подхода.

Игры, помогающие определить место звука в слове.

 Игра «Звукоедик»:

Игра «Подарки друзьям»:

Игра «Цепочка слов»:

Игра « Угадай домик».

Произношение звуков в словах.

На этом этапе решаются следующие задачи:

-развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

-уточнение и расширение лексического запаса;

-овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

-развитие слухового внимания и зрительной памяти;

-овладение простыми и сложными видами слого-звукового анализа и синтеза.

         Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей.

В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки.

Использование на НОД слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т.д.) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком (в начале, в середине, в конце) развивает звуковое чутье.

Параллельно ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в ед. и мн. числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками.

Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов 

Игра «Отгадай загадку»:

Игра «Назови слово по модели»;

 «Угадай  звук  в  слове?»

Принцип подбора  речевого  и  наглядного материала.

Первый критерий подбора определяется  темой  и  сюжетом, второй – поставленной задачей.

Проводятся  игры на развитие слухового внимания:

«Узнай инструмент»,

 «Слушай  и  делай»,  .  

«Делай

как скажу,  а  не  как  покажу»,

  «Будь  внимателен»,

  «Подскажи  словечко»,

«Послушай  и  сделай»,

 «Дятел»,

  «Какое  слово  отличается   от   других?»,

«Четвёртый лишний»,

«Определи на слух самое  короткое  слово»,

  «Какие  пары

слов похожи по звучанию?».

 «Угадай чей голос?»

  «Определи  место  звука  в

слове?»

Параллельно с решением перечисленных  задач  на  данном  этапе  ведётся

работа над усвоением грамматических категорий языка.

Развитию  слухового  внимания   способствуют   словесные   игры ;

 «Звук

потерялся»,

«Звук заблудился», а также  задания  по  восстановлению  слов  с

переставленными звуками, угадывание слов по первому  и  последнему  звуку  и

слогу и восстановление перепутанных слогов.

Зрительная  память  и  внимание  хорошо  развиваются   в   играх;

   «Что

изменилось?»,

 «Кто спрятался?»,

«Кто стоял  или  сидел  между  ними?»,  

«Кто

улетел?»

Работа с предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых  связей  слов  в

предложениях  способствует  предварительная   работа   над   заданиями    по

словосочетаниям:

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

- образование относительных прилагательных.

Забавными и интересными бывают задания с просьбой  определить  предметы

на ощупь, которые развивают осязание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

Материал может быть использован как для практической работы, так  и для консультирования родителей....

Применение игровых технологий в развитии фонематических процессов детей старшего возраста.

 Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонематически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учрежде...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи....