КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ.
консультация (старшая группа) по теме

Закирова Лида Ильсуровна

про творческие способности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ.

   Многие родители на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок вырос творческой личностью?»,- без сомнений ответят положительно. По мере того как растет малыш, мы замечаем склонность его к определенному виду деятельности, будь то рисование, конструирование, занятия спортом или увлечение театром. Все это говорит о задатках ребенка.

   Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам.

  Использование  театрализованного творчества, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребенка. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

   Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  Участвуя в  театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием  детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

   Помните, как вы в преддверии новогодних праздников и мероприятий  тщательно заучивали наизусть стишки, а потом перед родными и знакомыми, стоя на высоком стульчике, читали с выражением. Знакомая ситуация? Да, действительно, раньше у родителей не было других возможностей, чтобы с детства развивать в своем ребенке «звездное начало». В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Появилось большое количество творческих кружков, школ, студий, в которых профессионально начнут воспитывать в вашем юном чаде настоящего будущего актера или певицу.

    Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.  

    Как же всё-таки помочь ребенку развить свои творческие способности? В первую очередь старайтесь определить интересы ребенка. Не думайте, что ваше чадо будет только и делать, что играть в куклы или катать машинки. Найдите то, что ему нравиться больше всего и старайтесь всячески поощрять такие занятия.

   Во-первых, нужно иметь в виду, что воображение ребёнка безгранично. Припомните, как вы могли в его возрасте накрыть пару стульев покрывалом, и это был настоящий домик или штаб армии, в котором отдавались серьёзные приказы.

   Последние исследования показывают, что детям, часто «витающим в облаках», присущ творческий склад ума. Кроме того, паузы между активными действиями необходимы ребенку, чтобы осмыслить все случившееся. Часто родители, наблюдая, как их ребёнок замер над тарелкой супа, считают своим долгом прервать такое состояние ребёнка. Не стоит спешить, ведь в это время в его уме может возникнуть какая-нибудь интересная идея, которая может поразить своей оригинальностью после того, как малыш вернётся в реальность.

   Для благоприятного развития творческих способностей, стоит создавать определенные условия не только в детском саду или школе, но и дома. Не обязательно тратить на это большие средства. Воплощайте идеи с помощью бросового материала: бусы из макарон, поделка из яичной скорлупы, семян, круп, оттиск пробками, оригами... Позволяйте ребенку самому подумать, как воплотить идею с помощью тех или иных средств.

   Творите вместе. Не жалуйтесь  на нехватку времени или усталость. Творчество-это тоже своего рода отдых, тем более с любимым малышом.

   Придумайте совместно с ребенком сказку, ну или возьмите готовую и воплотите ее в материальную форму. Ковер станет зрительным залом, а ребенок – режиссером спектакля. Когда ребенок проигрывает свою сказку, происходит множество незаметных на первый взгляд, но очень важных для его личностного развития вещей. Через театрализацию ребенок выражает эмоции и состояния, которые нельзя проявлять в обычной жизни (гнев, агрессия, страх и т.д.). Проигрывая свои сказки вместе с другими, каждый ребенок учится общению, совершенствует свои коммуникативные навыки и культуру.

   Не запрещайте ребёнку пользоваться вашими вещами. Иногда из зелёного полотенца можно сделать шикарный хвост русалки, носовые платочки могут быть компрессами для кукол во время их болезни. Таким образом, вы предоставляете ребёнку простор для фантазии и игровых экспериментов.

   Отвечайте на вопросы ребенка. Не забывайте, что Вы для малыша - ключик в большой мир открытий.

 «От того, как прошло детство,

 Кто вел ребенка за руку в детские годы,

 Что вошло в его разум из окружающего мира –

 От этого в решающей степени зависит,

 Каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский.

 В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьей как малой социальной группой и детским садом как общественной образовательной структурой. Практика работы образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения качества образования. Их компетентности с помощью установления партнерских отношений в едином информационно – образовательном пространстве.

 В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

 Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы работы: родительские собрания, дни открытых дверей, совместные развлечения, взаимное консультирование, совместные проекты, памятки, встречи за круглым столом, сайт МБДОУ.

 Основная задача - Повышение психолого – педагогической компетенции родителей.

 Для повышения педагогической компетенции родителей в МБДОУ организовано информационное пространство, которое представлено в различных формах:

 Информационно-стендовые технологии. Благодаря данной форме просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы. При оформлении стендов воспитатели учитывают следующие требования: материал должен быть эстетически оформленным, содержание регулярно обновляется, иначе интерес родителей быстро пропадет, содержание предполагаемого материала для родителей должно быть актуальным и необходимым.

 В интересной и интерактивной форме воспитатели знакомят родителей с содержанием информационных стендов, используя разнообразные приемы активизации: «мозговой штурм», «создание проблемных ситуаций» и т. д. Результаты опроса показали, что большинство из родителей охотно обращаются к информации на стендах, считают ее полезной для воспитания ребенка. Проводимые опросы помогают выяснить наиболее интересные родителям темы, которые учитываются при подготовке новой информации.

 Предоставляются материалы по вопросам воспитания и развития детей, материалы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на улице, дома, в транспорте. В рубрике «Рекомендации» - предоставляются советы-подсказки, помогающие в воспитании и развитии дошкольников. Темы выбираются по запросу родителей.

 Совместно с родителями проводятся, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения, проводится оформление зимних и летних участков, озеленение территории детского сада, природоохранные акции. Ежеквартально проводятся дни открытых дверей с посещением разных режимных моментов и открытых мероприятий совместной образовательной деятельности с детьми, участие родителей в проектной деятельности.

 Благодаря посещению дней открытых дверей родители ближе знакомятся с учреждением, условиями содержания, образования и развития детей.

 В саду организовываются конкурсы чтецов, совместные выставки рисунков, конкурсы поделок из природного и бросового материала, совместные праздники и развлечения. Педагоги нашего сада стремятся сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива.

 Такая форма работы, безусловно, способствует повышение педагогической компетенции родителей.

 Материалы освещают физкультурно – оздоровительную работу; статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные специалистами, работающими с детьми;

 Таким образом, у родителей сформированы представления о сфере деятельности детского сада:

 - о нормативно – правовой базе системы дошкольного образования:

 - о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста;

 - о педагогической деятельности в целом;

 - об особенностях образовательного процесса в детском саду;

 - о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного возраста.

 Наиболее эффективной информационно – просветительской формой работы коллектива считается создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада своего сайта, в сети Интернет, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

 Меню сайта включает в себя основные разделы: «Дошкольные новости» - где освещаются интересные моменты из жизни сада.

 «О нас» - этот раздел включат информационную и историческую справку о дошкольном учреждении.

«Педагогический коллектив» - здесь вновь поступающие родители могут ознакомиться с педагогическим коллективом дошкольного учреждения.

«Артгаллерея» - в этом разделе помещаются фотографии интерьера, фотографии с праздников и развлечений, а так же лучшие детские рисунки.

 «Справочник для родителей» - специалистами детского сада представлена важная информация для родителей по преддошкольной и предшкольнолй подготовке детей. Для родителей подобраны рекомендации о том, что такое адаптация и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для ребенка, что такое готовность к школе и что должен знать и уметь будущий первоклассник, а ток же многое другое.

 «Наши достижения» - т. к. д/с открытая образовательная система, то педагоги и дети принимают активное участие как в городских, так и всероссийских конкурсах. Родители имеют возможность увидеть наши достижения.

 «Специалисты советуют» - в данном разделе родители могут найти необходимые рекомендации, подготовленные старшей медицинской сестрой, логопедом, психологом, и другими специалистами.

 Так же в меню сайта есть «Обратная связь» - родители могут задать интересующие их вопросы любому специалисту нашего сада.

  Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) прочно входит во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

 Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности, расширяя ее возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов обучения и воспитания. Компьютерные технологии не просто дополняют обучение, а становятся неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность

 Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работать на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь или графический планшет. Используя доску можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио, работать с интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров. Окончив работу, можно сохранить все ваши записи для последующего использования. Все как при работе с компьютером и даже больше. Смотрим презентации и видео-файлы, рисуем и пишем как на обычной доске, играем в компьютерные игры.

 Интерактивные доски можно использовать на родительских собраниях, методических объединениях, досуговых мероприятиях.

 Системно обоснованное применение информационно-коммуникационных технологий педагогом-воспитателем позволит оптимизировать воспитательный процесс в современном образовательном учреждении, направленный на создание условий, позволяющих обеспечить возможность личностного становления учащихся, их готовность к жизненному самоопределению в культурно-образовательном пространстве информационного общества; совершенствовать профессиональную деятельность педагога-воспитателя в решении актуальных проблем воспитания.

 Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития нашего образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства – не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ

Как же всё-таки помочь ребенку развить свои творческие способности? Об этом материал консультации....

РОДИТЕЛЬСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ : «Как развить творческие способности у детей»

Обучая детей мастерить, мы воспитываемв них любознательность, чувство собственногодостоинства, учим самостоятельно приниматьрешения, развиваем творческие способности,то есть необход...

"Как развить творческие способности у детей через ФГОС"

Мы, педагоги, стремимся к формированию каждого ребёнка, как эстетически развитой творческой личности. Дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Необходимо помнить, что у каждого ребёнка ...

Как развить творческие способности у детей?

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать чт...

Как развить творческие способности у детей.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода....