Экспериментирование – как средство развития познавательных способностей детей
методическая разработка на тему

Грико Галина Петровна

В экспериментальной деятельности позновательные способности ребёнка развиваются с помощью практических навыков, так как дети не только смотрят, слушают, но и сами делают. Уголок экспериментирования должен быть доступен для деятельности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             

     

Тема :

« Экспериментирование – как   средство  развития  познавательных  способностей 

детей ».

                   

                                                              Из  опыта  работы  воспитателя

                                                              ГДОУ детский сад № 34

                                                              Московского  района

                                                              Грико  Галины  Петровны.

 

                                                                         

Санкт – Петербург.

   

                                                                     

         Грико  Галина  Петровна , воспитатель  средней  группы.

         ГДОУ детский сад - № 34  Московского района.

         Образование :  средне-специальное,  педагогический  класс  

       

       

         

         Приоритетное  направление  работы  : « Экспериментирование -  

         как  средство  развития  познавательных  способностей  детей».

                                                             

      В  дошкольном  возрасте,  наряду  с  игровой  деятельностью,  большое  значение  в  развитии  личности  ребенка  имеет  познавательная  деятельность,  которая  является  не  только  процессом

усвоения  знаний,  умений  и  навыков, а  главным  образом,  как  поиск

знаний,  приобретение  знаний  самостоятельно  или  под  руководством  воспитателя.  

Экспериментирование  интересно  детям и  позволяет  справиться  с  заданием  быстрее,  если  оно  переводится в  игру  или  в  практическую  деятельность.

Китайская  пословица  гласит « Расскажи – и  я  забуду,  покажи – и  я запомню,  дай  попробовать -  и  я  пойму».  Усваивается  все  прочно

и  надолго,  когда  ребенок  слышит, видит,  и  делает  сам.

Вся  поисковая  деятельность,  в  которой  особо  выделяется  

экспериментирование,  направлена  на  познание  окружающего  мира.

Чем  разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность,  тем

больше  новой  информации  получает  ребенок,  тем  быстрее  и  

полноценнее  он  развивается.  Экспериментирование  отличается  от

другой  деятельности  тем, что  цель  в  начале  еще  неопределенная,

не  видна,  и  только  в  ходе  поиска  она  проявляется, уточняется.

Воспитатель  создает  условия  для  самостоятельного  экспериментирования  и  активной  поисковой  деятельности,  тем

самым  предоставляя  ребенку  возможность  самому  ответить  на  

вопросы : «какой ?»,  « как?»,  « почему?».

Экспериментирование  связано  со  всей  детской  деятельностью :

  • игры,  занятия,  прием  пищи,  прогулка,  сон;
  • рисование - зарисовка  опытов  и  наблюдений;
  • ручной  труд - поделки  из  природного  материала;
  • на  прогулке - наблюдения  за  погодой,  птицами,  насекомыми,  опыты с  песком,  снегом , льдом …
  • во  время  приема  пищи – молоко теплое,  белое…; хлеб  черный ;

булка  белая,  мягкая; сухари  хрустят, а  в  бульоне  становятся  мягкими…

Опыт - это  наблюдение, которое проводится в специально оборудованных условиях .

Понимая  значение  экспериментирования  и  интерес  детей  к  разного  рода  открытиям,  у  нас  в  группе  оборудован  уголок  « Мы  познаем  

Мир».  

В  уголке  подобрана  мебель, различные  емкости,  материалы:

игрушки, картинки,  книги, схемы,  растения, муляжи  овощей  и  фруктов, пластмассовые  фигурки  животных,  птиц,  насекомых,  рыб,

экосистемы...  ( см.  приложение  № 1 ).

В  течении  года  материал  в  уголке  меняется,  пополняется,  в  зависимости  от  темы,  изучаемой  в  данном  месяце.  Вносят  новые

материалы  и  дидактические  игры, оставляют  часть  пройденного  для  закрепления.  Таким  образом,  создаются  условия  для  наблюдений,  экспериментирования,  что  дает  возможность  детям  

развивать  умение  анализировать,  сравнивать,  обобщать,  выделять

существенные  характерные   признаки.

В  младшей  и  средней  группах  воспитатель -  непосредственный  участник в  экспериментальной  деятельности  детей, а в  старшей   и  подготовительной группах самостоятельность  детей  больше  и  воспитатель  уже  советчик  и партнер, но  в  любом  возрасте  воспитатель  стимулирует  саморазвитие ребенка, т.к. ребенок  сам  участвует  в  процессе  опытов.

Младшая  группа.

Работу  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста  необходимо  начинать  с  неживой  природы.

Мы  проводили :  1. Опыты  с  водой.

                               2. Опыты  с  растениями.

                               3. Опыты  со  снегом  и  льдом.

                               4. Наблюдали, как  солнце  высушивает  мокрый  

песок  и  мокрую  ткань.

                               5. Изучали  свойства  бумаги, ткани, песка.

                               6. Знакомились  с  древесиной, металлом, резиной,

стеклом.  

( Примеры  опытов  см.  приложение  № 2).

Эти  опыты  позволяют  детям  узнавать :

  • Вода  прозрачная, мокрая, без вкуса, без запаха, и т.д…
  • Лед  холодный, прозрачный, превращается  в  воду.
  • Снег  лепится  в  снежки, тает, превращается  в  воду.
  • Сухой  песок  сыпучий,  из  мокрого делаются  куличики.
  • Бумага  бывает  белая, цветная, тонкая, толстая,  мнется, легко рвется,  намокает.
  • Дерево  твердое,  крепкое, а железо  еще  крепче.
  • Ткань  бывает  тонкая и толстая, крепче  бумаги, из  ткани шьют  одежду,  которая  нас  согревает  и  многое  другое.

   

Средняя  группа

В  возрасте  4-5  лет  дети  проявляют  активный  интерес  ко  всему

окружающему -  предметам, явлениям, растениям, животным…

Возникающие  у  ребенка  вопросы  « что это ? » , « почему ? » ,          « откуда ? »    говорят  о  любознательности, стремлении  проникнуть  в   суть  явлений  и  их  взаимосвязей. Удовлетворить  стремление  детей  к познанию,  сформировать  необходимые  представления  об  окружающем,  привить  навыки  активности  и  самостоятельности  мышления -  важные  задачи  работы  с  детьми  в  средней  группе.

                                   

    Проводятся опыты :  1.Растворимость  веществ  в  воде ( соль, сахар, гуашь, крупа, песок, камешки).

                                         2. Выявление  свойств  песка  и  глины.

                                          3. Зависимость  плавучести  предметов  в  воде  от  материала,  из  которого   он  с делан,  а  не  от  формы  и  величины.  

                                          4. Влияние  света, тепла и влаги  на  рост  и  развитие  растений.  

                                          5. Воздух  ( мыльные  пузыри ).

                                          6. Свет,  магнетизм.

                                          7. Свойства материалов(стекло,металл, резина).

                                          8. Звук.  

                                                           См. приложение  № 3

 

                                                           

Старшая и подготовительная группы.

Изучаются и исследуются :

  1. Свойства    воздуха.

  2. Выявление  разных  свойств  воды  и  агрегатных  состояний  воды.

  3. Дыхание, питание, размножение, потребности  растений,  значение     и функции  частей  растений.

  4. Приспособление  живых  организмов  к  окружающей  среде.

  5. Воздух.

  6. Свет.

  7. Магнетизм.

  8. Электричество.

  9.Звук.

10. Земля,  космос.

11. Свойства  материалов (стекло, бумага, ткань, металлы, пластмасса ).

 В  старших  группах  в  ходе  экспериментально-познавательной  деятельности  создаются  такие  ситуации, которые  ребенок  разрешает  сам  посредством  проведения  опытов  и,  анализируя,  делает  вывод,  умозаключение,  самостоятельно  овладевая  представлением  о  том  или  ином  физическом  законе,  явлении.

ЗНАЧЕНИЕ   ОПЫТОВ.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями .

 Несложные опыты могут быть использованы в играх детей , они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

                             

       Для  поддержания  интереса  к  экспериментированию  проводить

 опыты  мне  помогают  сказочные  герои. Это  Зайчик,  Петрушка,

 Незнайка - они  очень любопытные, задают  вопросы, удивляются.

 Эти  же  герои  напоминают  детям  правила  работы  в  форме  стихов:

  • Пролил  воду -  не  беда, тряпка  под  рукой  всегда.
  • Если  сыплешь ты песок – рядом  веник  и  совок.

В  конце  работы :

  • Ты  работу  завершил ?    Все  на  место  положил ?

   

    В  процессе  экспериментирования  дети  учатся  :

  • Видеть  и  выделять  проблему .
  • Ставить  цель.
  • Решать  проблемы.
  • Анализировать объект  или  явление.
  • Выделять существенные  признаки  и  связи.
  • Сопоставлять  различные  факты.
  • Выдвигать  гипотезы,  предположения.
  • Отбирать средства и материалы .
  • Осуществлять  эксперимент.
  • Делать  выводы.
  • Фиксировать этапы действий и результаты графически.  

   

Решать  поставленные  задачи  успешно  и  в  полной  мере  возможно   лишь  при  условии  тесного  взаимодействия  с  родителями.

В младшей группе, на родительском собрании, мы показали уголок

экспериментирования и рассказали родителям, как важно способствовать удовлетворению познавательных интересов детей не

только в детском саду, но и дома. Родители помогают в оборудовании уголка и пополнении необходимыми материалами, охотно участвуют  в беседах и консультациях, принимают участие в конкурсах. Осенью- поделки из природного материала, зимой- елочные игрушки.

 

Проводя  опыты в младшей и средней группах я стараюсь :

  1. Установить цель эксперимента.
  2. Подобрать материалы.
  3. Обсудить процесс.
  4.  Подвести итоги  и  учу этому детей, чтобы в старших

группах дети справлялись сами.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

                                                                                          Ральф У. Эмерсон

                                                                                  Приложение  № 1.

Требования  к  содержанию  уголков  экспериментирования

1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам : « Песок и вода», « Звук», « Магниты»,

« Бумага», « Стекло», « Резина», « Свет», которые расположены в

доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

2. В уголке экспериментирования необходимо иметь

основное оборудование :

  • Приборы–помощники : увеличительные стекла, весы, песочные  

     часы, компас, магниты;

  • Разнообразные сосуды из различных материалов (стекло, металл, пластмасса), разного объема и формы;
  • Природный материал :  камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья, деревья, мох, семена и т.д.;
  • Бросовый материал : проволока, кусочки кожи, меха, ткани дерева, пластмассы, пробки и т.д.;
  • Технические материалы : гайки, скрепки, болты, винтики, шурупы, детали  конструктора и т.д.;
  • Разные виды бумаги : обычная, картон, копировальная, наждачная...;
  • Красители : пищевые и не пищевые  (гуашь, акварель, чай т.д.);
  • Медицинские материалы : пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы без  игл  и др.;
  • Прочие материалы : зеркала, мука, соль, сахар, цветные  и  прозрачные   стекла  и  др.;

дополнительное оборудование :

  • Клеенчатые  фартуки, контейнеры  для  хранения  сыпучих  и  

      мелких  предметов;

  • Карточки – схемы  проведения  экспериментов  на  плотной

      бумаге, на обратной  стороне  возможно  описание  хода

      проведения  эксперимента;

  • Дневники  проведения  экспериментов;
  • Правила  работы  с  материалом  в  каждом  разделе. Совместно с  детьми  разрабатываются  условные  обозначения,  разрешающие     и запрещающие  знаки.
  • Материал,  находящийся  в  уголке  экспериментирования,

               должен  соответствовать  среднему  уровню  развития  ребенка.

     

Необходимо  иметь  так  же  материалы  и  оборудование для  проведения  более  сложных  экспериментов,  рассчитанных на  детей  с  высоким  уровнем  развития.

                                                                     

                                                                                            Приложение  № 2.

Примеры   опытов.

Младшая  группа.

  1. Тема : « Вода  и  ее  свойства».

Материал: вода,  различные  емкости ( низкие, высокие….)                    

         Действия:  рассматриваем, нюхаем, трогаем.

         Выводы -  вода  прозрачная, без  запаха, без  вкуса, мокрая.      

         Действия:  переливание воды в различные  емкости.

         Выводы - вода не имеет формы, она текучая, принимает  форму

                           того сосуда, в котором находится.

    В последующих  опытах  с  водой  изучается  растворимость. В воду добавляют краску – вода из прозрачной превращается  в не прозрачную ( мутную).  

В воду добавляют  соль, сахар – вода  становится соленой, сладкой.

В  воду  насыпаем  песок, размешиваем, оставляем  на  время. Выводы: одни  вещества  в  воде  растворяются,  другие  нет.

  1. Тема: « Бумага  и  ее  свойства».

Материал: бумага нескольких  видов (обычная белая, цветная) салфетки, вода, емкости для  воды.

Действия: рассматриваем, трогаем, мнем, рвем, намачиваем, режем.

Выводы - бумага бывает гладкой, мягкой, бумага  шуршит,

шелестит, мнется, плохо разглаживается, рвется, намокает. Мокрая бумага легче рвется, салфетки мягкие и в воде размокают,

бумага легко режется.

В последующих опытах бумагу сравниваем с картоном, и

Делаем  выводы: бумага  мягкая,  а  картон  твердый,

Картон  труднее  мять  и  резать….

Аналогичные  опыты  проводим  с  глиной,  древесиной,  льдом,

снегом,  воздухом  и  др.

                                                                                           Приложение  №  3.

Примеры   опытов.

Средняя  группа.

1.Тема: « Воздух, он  какой ?», « Движение  воздуха».

        Цель: Знакомство  и  изучение  свойств  воздуха.

        Материал: воздушные  шары, детские  дудочки – игрушки, полоски  бумаги,  свеча.

   Действия: надувание  воздушных  шаров,  наблюдение  за движением  не  завязанных  шариков, надувание дудочек – игрушек.

Зажженную  свечу поднести  к  окну,  к  щели под дверью. Наблюдение  за  колебанием  пламени.

 Выводы - воздух  прозрачный,  невидимый,  без  запаха,  легкий,

                  не  имеет  формы, принимает  форму  того предмета,

                  в  котором  находится, воздушный  шарик  летает,

                 дудочки  разворачиваются  под  действием  воздуха,

                 и  сворачиваются  без  него,  пламя  свечи  колеблется,

                 потому  что  из  щели  дует  воздух.

  2.Тема: « Сравнение  бумаги  и  ткани .»

Цель: Закрепление  и  расширение  знаний  свойств  бумаги

           и  ткани.

Материал: бумага  цветная,  ткань  тонкая  и  толстая, вода, емкость  для  воды,  ножницы.

Действия: рассмотреть,  сравнить, смять, разорвать, намочить,  разрезать.

Выводы - ткань  мягче  бумаги, она  не  шуршит,  ткань  тоже

                  мнется,  намокает,  ткань  тяжелее  порвать, она

                  крепче  бумаги, бумага  и  ткань  легко  режутся

                  ножницами.  Ткань  плотная, крепкая, мягкая,  

                  прочная   и  из  нее  шьют  одежду,  а  бумага

                  не  прочная, она  рвется.  

               

                 

     

         

Конспект    занятия.       

                 

Средняя   группа.

   Тема: « Научим  куклу  не  бояться  умываться».

   

   Цели: способствовать накоплению у детей представлений  о

              свойствах  воды, познакомить со способом  получения

              теплой  воды, смешивая горячую и холодную воду,

              развивать умение планировать деятельность и делать выводы.

  Материал:  тазики с холодной и горячей водой, емкости  для

                      смешивания холодной и горячей воды, ковшики или

                       кружки  для  набирания воды, тряпочки, кукла.

  Предварительная  работа: чтение и рассматривание иллюстраций

                       в произведениях; « Что такое хорошо, и что такое плохо»,

                        « Мойдодыр »,  « Федорино  горе».

  Ход  занятия:

           Воспитатель вносит в группу куклу с грязными ручками и щечками.

  Воспитатель спрашивает: « Ребята, вам нравится куколка?»

  Дети отмечают, что кукла грязная.

  Воспитатель: « Можно ли помочь кукле?».

  Дети  предлагают  вымыть куклу.

  Воспитатель: « Ребята, я приготовила воду.  Только есть холодная

                             вода и горячая. ( трогаем  тазики  сбоку) Какой же

                             водой лучше умывать куклу?  Почему  вы  так

                             думаете?».

  Дети объясняют почему плохо умываться холодной водой (ручки

  замерзают, неприятно, можно  простудиться), и горячей ( можно

  обжечься, ручки не терпят).

   Воспитатель: « Что же нам делать?».

  Дети предлагают: подогреть холодную воду, остудить горячую, сделать теплую.

  « А как сделать теплую водичку?» - спрашивает воспитатель.

  Дети предлагают налить в горячую воду – холодной.

  Воспитатель выясняет  чем нужно наливать.

  Дети берут ковшики, кружки  и наливают холодную воду в горячую.

  Дети наливают воду и рассказывают кукле, что не надо проливать,

  показывают тряпочки.

 Пробуем, какая получилась вода, умываем куклу, вытираем.

 Кукла просит детей рассказать еще раз, как они все делали, чтобы она сама могла умываться.

 Дети рассказывают, как получить теплую воду :

  • Чтобы  получить теплую воду, нужно смешать горячую и  холодную  воду.
  • В кране нужно открыть холодную и горячую  воду  одновременно ( синий  и  красный  краны ).

  Так в конце занятия закрепляется умение формулировать выводы.  

         

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование. Учить ли детей делать открытия?

Консультация для родителей по экспериментированию в домашних условиях....

Роль игры экспериментирования в развитии детей раннего возраста

Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитан...

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Водичка» для детей второй младшей группы.

С помощью данного конспекта вы сможете уточнить представления детей об использовании воды, а также познакомить с основными свойствами воды....

Игра – экспериментирование Тема: Знакомство детей со свойствами мыла «МЕДВЕЖОНОК ИСПАЧКАЛ ЛАПЫ»

 Знакомство детей с некоторыми свойствами мыла (твердое, гладкое, душистое, пенится, скользит в воде)  Способствовать выявлению признаков мыла; устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект открытого занятия по гендерному воспитанию с элементами театрализации и экспериментирования по теме: «Дети в гостях у медвежьей семьи»

Конспект открытого занятия по гендерному воспитаниюс элементами театрализациии экспериментирования по теме: «Дети в гостях у медвежьей семьи»...