Главные вкладки

    ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
    статья по теме

    Глухова Анна Сергеевна

    Концепция ФГТ предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении  и укреплении здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologii_obucheniya_zdorovomu_obrazu_zhizni.docx19.99 КБ

    Предварительный просмотр:

        Концепция ФГТ предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения                  и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении  и укреплении здоровья.

       Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

    • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
    • Воспитание культурно-гигиенических навыков;
    • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

       Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрированно, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим актуальной становится тема «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

       Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь                 и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

       Выделяют три группы технологий:

    1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
    2. Технологии обучения здоровому образу жизни,
    3. Коррекционные технологии.

       К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:

    • Физкультурное занятие,
    • Проблемно-игровые ситуации,
    • Коммуникативные игры,
    • Занятия из серии «Здоровье»,
    • Самомассаж,
    • Точечный самомассаж.

       Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу                и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга; вникать   в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.

       Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.

    • Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение            и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра              со стульчиками»).
    • Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало» и др.)
    • Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»).

       Проблемно-игровые игротреннинги и игротерапия проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

       Игортерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры,                в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания    и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного, настоящего         и будущего. Это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.

       Все занятия строятся от простого к сложному, комплексно чередуя игры и упражнения по развитию внимания, памяти, речи, релаксации.

       Занятия из серии «Здоровье» могут быть включены и в сетку занятий в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

       Наиболее простым, доступным пониманию и исполнению ребенка является массаж         и самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

       Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.

       Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

       Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой       и левой руки. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания        и встряхивания рук.

       Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ.         Начинать следует с согревающих движений, делающих мышцы более податливыми,          а движения безболезненными.

    Итог.

       Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов          и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

       Все это при том, что в ДОУ будут созданы необходимые условия для возможности корректировки технологий в зависимости от конкретной специализации дошкольных учреждений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение родителей к здоровому образу жизни и знакомство с современными здоровьесберегающими технологиями

     Воспитатель МДОУ ДС № 152 в г.ТвериЛ.Ю. РукинаПРИОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ИЗНАКОМСТВО С СОВРЕМЕННЫМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ От состояния здоровья детей во многом зависит ...

    Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"

    Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"...

    Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.

        Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...

    Родительское собрание «Здоровьесберегающие технологии ДОУ и формирование здорового образа жизни в семье»

    В данном материале представлен опыт проведения родительского собрания во 2-ой младшей группе. Для наглядности материал сопровождается слайдами....

    Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

    Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

    Конспект занятия с использование информационно-коммуникационных технологий "Здоровый образ жизни"

    Здоровый образ жизни — это комплекс оздоровительных мероприятий, которые обеспечивают гармоничное развитие и укрепление здоровья. Для нас педагогов очень важно сформировать у детей привычку к здо...