Главные вкладки

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"
    план-конспект занятия по теме

    Зубова Лариса Александровна

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_opytno-eksperimentalnoy_deyat.docx21.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №43

    города Липецка.

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности

    в  подготовительной группе на тему: «Волшебница – вода.»

    Воспитатель: Зубова Лариса Александровна.

    ТЕМА: « Волшебница – вода» .

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

    Образовательные задачи:

    Ознакомление детей со свойствами воды:

    - отсутствие собственной формы;

    - текучесть;

    - пар тоже вода;

    - вода может тоже растворять предметы.

    Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.

    Развивающие задачи:

    Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

    Воспитательные задачи:

    Развивать социальные навыки:

    - умение работать в группе;

    - учитывать мнение партнёра;

    - отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

    Прививать бережное отношение к воде.

    Оборудование:

    Запись журчания воды. Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.

    Вещества, которые будут растворять в воде: соль, сахар, любое растительное масло.

    Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка.

    Иллюстрации с изображением: «Где находится вода?».

    Ход.

    Воспитатель. Ребята, я хочу, чтобы вы внимательно послушали запись и сказали, что вы услышали. (Ответы детей: журчание воды.)

    Воспитатель. Что можно сказать о воде? (Вода плещется, переливается, бежит, льётся, течёт).

    - Вы сказали: «Вода льётся, течёт». Давайте проверим это. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

    Дети.  Стеклянная.

    Воспитатель.  Как нужно с такой посудой обращаться?

    Дети.  Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.

    Воспитатель. Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекаются на блюдечке.

    Самостоятельная работа детей. ( Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из стаканчика на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку?)

    Дети. Вода жидкая.

    Воспитатель. Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь. Что из этого следует? Что такое вода?

    Дети. Вода – это жидкость.

    Воспитатель. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

    Дети. Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

    Воспитатель. Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

    Воспитатель. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

    Самостоятельная работа детей.

    Воспитатель. Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

    Дети. Форму баночки.

    Воспитатель. А что с ней произошло, когда мы её налили в чашку, блюдце?

    Воспитатель. Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

    Дети.  Вода не имеет собственной формы.  Она принимает форму того предмета, в которой её наливают.

    Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо». Почему? Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо». Почему?                                   Итак. Начали: «Вода – это хорошо» Почему?

    Дети. Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

    Воспитатель.  Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода –это плохо». Почему?

    Дети. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

    Воспитатель. Молодцы. А теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

    Дети. Когда её нагревают.

    Воспитатель. А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

    Дети. Огонь, газ, электронагреватель.

    Воспитатель. На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, что это? (Это электрический чайник). Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.                                                                                                                                            (Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.)

    Воспитатель. Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

    Дети. Она кипит, булькает, бурлит.

    Воспитатель. А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

    Дети. Да, она очень горячая.

    Воспитатель.  Приведите примеры, где вода очень – горячая, а где тёплая.

    Дети. В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшин, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине. В батареях.

    Воспитатель.  Итак, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

    Дети.  Вода может нагреваться.  Может быть тёплой и горячей.

    Воспитатель.  Сейчас я выключу чайник. Вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы знаете? (Высказывания детей).

    Воспитатель. Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас это мы проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром ( показываю детям).Что вы видите на зеркале? Оно запотело, появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: « Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».

    Физкультминутка.

    Если мы чуть-чуть устали,

    Мы на две минутки встали.

    Мы потянемся сначала,

    Повернёмся влево – вправо,

    Мы наклонимся разок

    И достанем свой носок.

    Раз и два – присели вниз,

    Три, четыре – поднялись

    Кто присел раз шесть иль пять,

    Может тихо постоять.

    Отдохнули, а затем

    Начинать подскоки всем.

    Прыгаем как мячики,

    Девочки и мальчики.

    А теперь шагаем вместе

    На одном  и том же месте.

    Раз, два не хватай,

    Руки выше поднимай.

    Воспитатель. Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

    Белый камень в воде тает. Что Это? (Сахар).

    (Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали загадку.)

    В воде родится, воды боится. Что это? ( Соль ).

    (Убираем салфетку со второго блюдца).

    Жёлтое, а не солнце,

    Льётся, а не вода,

    На сковороде -  пенится,

    Брызгает и шипит.   Что это?  (Масло).

    Воспитатель. Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

    Дети. Потому что они в ней исчезают.

    Воспитатель. Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.  (Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в жёлтых баночках, а что – в зелёных.

    Воспитатель. Давайте посмотрим, что станет с солью и с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?                    Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?

    Дети. Соль растворилась в воде.

    Воспитатель. А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

    (Идёт самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что произошло с маслом в воде.)

    Дети. Масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

    Воспитатель. Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

    Дети. Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

    Воспитатель. Правильно, дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.                                                                                                                              Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

    Игра. Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «Какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, безцветная, морская, водопроводная, речная, болотная. Родниковая). После игры воспитатель предлагает детям послушать ещё раз журчание воды.

    Воспитатель. Ребята , вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Какие основные свойства воды вы узнали сегодня?

    Дети. Вода – это жидкость.

    Вода не имеет собственной формы.

    Вода может нагреваться, быть горячей.

    Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

    Воспитатель. Вода – добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н.Рыжовой «Волшебница вода». Давайте его послушаем.

    Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    Вы в пруду её найдёте,

    И в сыром лесном болоте.

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране.

    Как сосулька замерзает,

    В лес туманом заползает.

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без неё нам не прожить!

    Воспитатель. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому надо беречь её и охранять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «Волшебница вода»

    Цель: расширение знаний детей о воде, ее свойствах, через познавательно-исследовательскую деятельность....

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»

    Конспектопытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»Цель: прививать интерес к исследовательской деятельностиЗадачи:- развивать у детей познавательный интерес, чере...

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница – вода.»

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные задачи: Ознакомление детей со свойствами воды:- отсутствие собственной формы;- текучесть;- пар тоже вода;- вода может тоже растворять предметы.Закрепить умение р...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница вода» (образовательная область – познавательное развитие)

    Дать детям знания о круговороте воды в природе;Познакомить детей с основными свойствами воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....

    Опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему "Волшебница Вода"

    Развиваю познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды....