консультация для педагогов «Составление описательных рассказов».
консультация по теме

Исаченко Лариса Ивановна

консультация для воспитателей и учителей – логопедов

«Развитие монологической речи у детей с ОНР».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_seminare.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №6

Семинар воспитателей и учителей – логопедов

«Развитие монологической речи у детей с ОНР».

Сообщение по теме:

«Составление описательных рассказов».

                      Учитель-логопед: Исаченко Л.И.

                 14.12.2009 г.

г. Южно- Сахалинск.

1

    Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста, но, несомненно, базируется на овладении навыками пересказа. При составлении  различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка, т.к. отсутствуют готовые авторские формы. Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, т.е. сформированности лексико-грамматического стороя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов.

    По характеру литературного жанра рассказы бывают описательные, повествовательные и рассказы-рассуждения(последние не являются предметом обучения дошкольников).

Особенности описательного рассказа:

- в отличие от повествовательного рассказа, описательный рассказ не имеет сюжета и фабулы;

- в описательном рассказе отсутствует временная последовательность, тогда как в повествовательном - события передаются в определенной временной последовательности;

-Примерная структура описательного рассказа:

название предмета или явления, описываемого в рассказе;

характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;

какую пользу приносит;

отношение к данному предмету или явлению.

-Структура плана, вытекающая из структуры рассказа:

1. Кто это или что это?

2. Характерные признаки предмета или явления.

3. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал….).

4. Назначение (где используется, какую приносит пользу…).

5. Отношение к описываему.

-Речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий ( наречий).

- Описательный рассказ труднее для составления, чем повествовательный.

2

Некоторые наиболее общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа.

I.Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой высказывания (сказки, басни, рассказы).

  1. Обязательные лексические упражнения (подбор признаков и действий к предметам, синонимов и антонимов, родственных слов…).

  2. Грамматические упражнения, способствующие овладению грамматическим строем языка (формо- и слообразование, восстановление деформированных фраз и грамматических форм слов. Составление различных по сложности и типу предложений …).

  3.Постоянный фонетический контроль, сочетающийся по мере надобности с фонетическими упражнениями, особенно закрепляющими произношение слов сложной звуко-слоговой структуры.

  4. Совершенствование диалогической речи (упражнение в ответах на различные по сложности вопросы, использование в ответах разнообразных по типу и сложности предложений, в том числе и сложноподчиненных с придаточными причины, цели, времени).

II. Опора на взаимное влияние и постоянное взаимодействие речевых и познавательных процессов, плановая комплексная работа по одновременному совершенствованию тех и других.

III. Обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению.

  1. Составление плана (различные виды в зависимости от содержания текста, его сложности и уровня сформированности связной речи).
  2. Запоминание и воспроизведение плана рассказа детьми не только и не столько как средства развития памяти, сколько в качестве эффективного способа структурирования детьми содержания своего собственного связного высказывания и самоконтроля за собственной речью.

IY. Непосредственное обучение  составлению описательных рассказов.

  1. Широкое применение вариативности ответов на поставленные вопросы с целью их совершенствования, выбора наиболее удачных, наиболее точных, а также для предупреждения механического запоминания.
  2. Объединение нескольких составленных предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
  3. При необходимости использование в качестве зрительной опоры и вспомогательного средства для удержания в памяти плана зрительных символов, пиктограмм, схем.
  4. Оказание логопедом помощи детям в построении фраз и целых законченных высказываний, в обогащении фразовой речи вообще и преодолении   стереотипности в частности, а именно:

3

а) на начальном этапе обучения  монологической речи широкое использование данного логопедом образца с обязательным последующим анализом, вычленением ключевых моментов, некоторых фраз , несущих важную   смысловую нагрузку, отдельных ярких  оборотов, выражений;

б) по мере развития монологической речи происходит вытеснение, замена образца подсказкой логопеда в виде подходящего к контексту опорного слова или опорных слов, начала фразы;

в) помощь в конструировании сложных предложений, преобразовании и распространении различными способами простых предложений.

V. Особого внимания заслуживает четкое предварительное планирование занятий, в частности, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса логопеда с учетом содержания составляемого описательного рассказа, законов и норм литературного языка и, что не менее важно, ожидаемых, предполагаемых, смоделированных логопедом ответов детей на его вопросы.

Использованная литература.

1.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

2.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» - М.: Мозаика – Синтез, 2004.

3.Ткаченко Т.А. « Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

4.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. « Развивающие занятия с детьми».-М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

5. Матросова Т.А. «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями». – М.: Творческий центр «Сфера», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Составление описательных рассказов".

Этим материалом можно пользоваться на занятиях по развитию речи....

Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"

В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....

Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"

Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...

Консультация для родителей "Составление описательных рассказов" в старшей группе

Знакомство родителей с системным оператором ОТСМ-ТРИЗ. Как можно составить  описательные рассказы....

Консультация для педагогов «Составление творческих рассказов с опорой на схему»

Консультация для педагогов «Составление творческих рассказов с опорой на схему»...

Рекомендации для родителей и педагогов "Составление описательных рассказов об игрушках при помощи мнемотаблицы"

Эффективным методом по обучению детей составлению описательных рассказов, является рассказ с опорой на мнемотаблицу. Использование планов-схем способствует развитию связной речи и помогает обучению де...

Консультация для воспитателей «Составление описательных рассказов о комнатных растениях»

Помочь детям составлять описательный, связный и последовательный рассказ об объекте....