Консультация для педагогов «Составление творческих рассказов с опорой на схему»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Якунина Юлия Владимировна

Консультация для педагогов

 «Составление творческих рассказов с опорой на схему»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация97.45 КБ

Предварительный просмотр:

             Консультация для педагогов

 «Составление творческих рассказов с опорой на схему»

Цели.  Упражнять в составлении творческих рассказов с опорой на схему. Задачи:

Обогащать словарный запас образными выражениями.

Формировать умение передавать образы персонажей посредством мимики, жестов, движений.

Повышать интерес к художественному слову и театрализованной деятельности.

Продолжать развивать эстетическое восприятие неживой природы и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Материалы. Выставка натуральных камней и изделий из них, книга «Серебряное копытце», костюмы к сценке. Схема для описания полезных ископаемых, план путешествия. Колпачки гномов, чудесный мешочек, физическая карта мира, речные камни, увеличительное стекло, прозрачный стакан с водой, декоративные камни для аквариума, камни из коллекции.

Ход путешествия.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Давайте обсудим наш маршрут. Как вы думаете, что зашифровано на этом плане?

      http://go.mail.ru/imgpreview?key=http%3A//avtoliteratura.ru/files/rosfiz%5Fresize.jpg&mb=imgdb_preview_52&q=90&w=137   http://images04.olx.ru/ui/11/80/08/1309547122_222437208_1----.jpg    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=305998534-33-72&n=17              http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=252590018-48-72&n=17  http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=305998534-33-72&n=17    http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=356972161-34-72&n=17   http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=250702726-14-72&n=17      http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=90925293-19-72&n=17

Прежде чем отправиться в  путешествие, нужно отгадать загадку:

Смотрит Степушка, глядит,

Девица на камушке сидит.

А сама-то – красота,

У нее длинная да черная коса.

Оглянулся он, и в тот же миг –

Ящерка на камне том сидит.

Назовите-ка, друзья,

О ящерке какой рассказываю я? (Медной Горы Хозяйка)

А как ещё называют Хозяйку Медной горы?

Дети: Каменной девой, Малахитницей, повелительницей ящериц.

Воспитатель. Артём приготовил стихотворение, из которого мы узнаем,  где живёт Хозяйка Медной горы.

          Хранит Урал в своих горах

        Преданья старины глубокой,

        В дремучих пихтовых лесах

        Озёра прячет синеокие.

        Здесь каждый камень сказку знает

        И тихо шепчет песнь свою.    М.Я. Балашова.

Воспитатель. Так, где же живет Хозяйка Медной горы? Верно! Живёт она в Уральских горах, там её владения. Подойдём к карте России.

Воспитатель. Покажите, где находятся Уральские горы? В каком направлении вытянуты Уральские горы.

Дети. С севера, от берегов Северного ледовитого океана, на юг на тысячи километров (показывают на карте).

Воспитатель. Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской». Знаете почему?

Дети. Потому что Урал перепоясывает Россию.

Воспитатель. Верно! А ещё почему?

Дети. Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.

Воспитатель. Вот и во владениях Хозяйки Медной горы, в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней самоцветов у неё нет!

Вспомним стихотворение о том, о чем мы сегодня будем говорить.

Чтение стихотворения Р. Сефа «Камень».

Учёные нам говорят,

Что много лет тому назад

В ужасном беспорядке

В земле возникли складки.

Хребты, отроги и утёс.

И камень, о который ты

Разбил сегодня нос.

Воспитатель. Где встречаются камни? ( в горах, у их подножия, на берегу реки и моря) ответы детей.

Кто из героев сказки братьев Гримм о Белоснежке добывает камни в подземелье? На нашем пути мы обязательно их встретим.

Воспитатель.  Посмотрите, а вот и первый гном.

Гном Филипп.  Здравствуйте ребята. Меня зовут Мастерок. Потому что я очень люблю строить. И всё знаю о камнях. Знаю, как надо строить дома.  Я знаю булыжник, песчаник,  ракушечник.)  А теперь я хочу спросить вас, из чего построили свои домики три брата поросёнка?

Дети. Первые два брата построил из соломы и хвороста – они оказались непрочные, и волк быстро расправился с ними. Третий поросёнок построил дом из кирпичей. Он оказался волку не по зубам.

Гном. А вы знаете, из чего строят дома люди? (Ответы детей). Чтобы дома были прочными, человек для соединения булыжников и кирпичей использует раствор бетона. А кто из вас знает, как замешивают бетон?

Дети. Бетон замешивают из цемента, воды и песка.

Гномик. Я приготовил вам сложную задачу.

Игровое упражнение «Что лишнее?» (на столе лежат булыжник, кирпич, булочка). Найдите объект, который не похож на остальные (по форме – булыжник, по употреблению – булочка). Что общего между кирпичом и булочкой? Чем они отличаются от булыжника? (булыжник создан природой, а кирпич и булочка человеком).

Гномик. А ещё  я знаю интересную игру.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять! (дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево – вправо.)

Будем строить, и играть! (ритмично выполняют приседания)

Дом большой, высокий строим (встают на носки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем ( прыжки на месте)

Вот какой красивый дом! (показывают пальцами крышу дома)

Будет жить в нём старый гном. (изображают бороду гнома)

По окончании игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель.  Посмотрите, на нашем пути повстречался ещё один гость.

Гном Глеб. Здравствуйте. Я – Знайка. Я приглашаю вас в свою лабораторию.

Опыт1. «Тонет – не тонет». Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и окатыш керамзита, сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему? Какой стала галька? Чем она отличается от сухой?.

Опыт 2. «Что видно на камне?» рассмотрите разные камни через увеличительное стекло. Что вы видите? ( Кристаллы, трещины, узоры)

Вывод. Чем отличаются камни?  Бывают тяжёлые и лёгкие (они пористые – не тонут в воде).

Воспитатель. Продолжаем наше путешествие. Кто же следующий на нашем пути?

Гном Владик. Здравствуйте ребята. Меня зовут Самоцветик. Я всё знаю о драгоценных камнях. Знаю много легенд о драгоценных камнях. Одну из них я сейчас расскажу.

        Посмотрите на камень: видите волоски внутри?

        По легенде. Богиня любви Венера, купалась в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, только когда наступила зима и вода замёрзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замёрзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать свои божественные локоны, а чтобы никто не мог их тронуть, превратила лёд в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.

Вы не догадались, что это за камень? (кварц- волосатик).

Гномик. А сейчас я приглашают вас на игру

«Мы в пещере побывали». 

Дети под музыку «АХ, вы сени» исполняют песню, выполняют движения.

        Вход в пещеру мы нашли (идут обычным шагом)

        И как ящерки ползли.

Вы ползли, и мы ползли

        Вход в пещеру мы нашли (двигаются вприсядку, разводя руки в стороны).

        По пещере мы идём (идут обычным шагом)

        И по камушку найдём.

        Вот один, вот другой (приседают. Поднимают воображаемый камешек сначала одной потом другой рукой)

        Потанцуем мы с тобой(кружатся с вытянутыми в стороны руками)

Мы в пещере побывали(останавливаются)

        Сталактиты увидали(смотрят вверх)

        Капля раз(шлёпают правой ладошкой о левую)

        Капля – два (шлёпают левой ладошкой о правую)

        Сверху капает вода (держат перед собой раскрытые ладони)

        Из пещеры мы идём,

        Песню звонкую поём.

        Ля-ля-ля, ля-ля-ля (идут маршевым шагом и поют).

Гномик. В моём мешочке есть камень. Я хочу, чтобы вы отгадали какой. Для этого вы будете задавать мне вопросы, а я отвечать – «да» или «нет». Вам поможет схема.

Воспитатель.  Ребята, наверное, вы уже поняли, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле.                 Поэтому характер   человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.

         Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.

        Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.

        Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.

        Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.

А что ещё у человека может быть золотым?

Дети. Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо.

Воспитатель.  Мы с вами читали сказы и легенды о камнях.  Вы знаете автора этих сказов? (Павел Петрович Бажов). Перечислите названия произведений. А теперь отгадайте, из какого сказа к нам спешат герои:

Ножкой сильно он стучит,

Камни рассыпая,

Рядом Мурка с ним сидит,

Будто подпевая. («Серебряное копытце»)

Правильно. Давайте перенесемся в эту сказку.

В избушке сидит Дарёнка и кошка Мурка.

Дарёнка. Что-то деда Коковани уже два дня нет? Обещал быстро вернуться. Наверное завтра будет.

Мурёнка. Правильно говоришь, правильно.

Дарёнка. Так хочется Серебряное копытце увидеть. Видела, как он по лужкам да рожки показал и копытце. Не видела только, как он этим копытцем камушки выбивает. В следующий раз, видно, покажет.

Мурёнка. Правильно говоришь, правильно.

                Звучит сказочная мелодия, появляется Серебряное копытце, разбрасывает камушки. Приглашает Мурёнку. И они исполняют польку. Выходит Кокованя. Удивляется.

Кокованя. Красота-то какая! Собрать бы богатства-то! (собирает в шапку самоцветы).

Дарёнка. Оставь, дедо, ещё завтра полюбуемся .

Кокованя. А ещё лучше, пусть дети соберут в самоцветную шкатулку. (дети собирают рассыпанные (самоцветы) в шкатулку.

Воспитатель. Как вы работаете быстро да умело! Собрали все самоцветы в волшебную шкатулку. Хозяйка Медной горы дарит их нам. Теперь они будут храниться у нас в группе, в нашем музее.

Рефлексия.

 Ребята, вам понравилось наше путешествие? Скажите, что вам больше всего  запомнилось? Чем из перечисленного вы хотели бы еще позаниматься? На следующее занятие я приготовлю для вас новые опыты и игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов «Составление описательных рассказов».

консультация для воспитателей и учителей – логопедов«Развитие монологической речи у детей с ОНР»....

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...