Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Составление творческих рассказов с опорой на схему»
    консультация по развитию речи (подготовительная группа)

    Якунина Юлия Владимировна

    Консультация для педагогов

     «Составление творческих рассказов с опорой на схему»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация97.45 КБ

    Предварительный просмотр:

                 Консультация для педагогов

     «Составление творческих рассказов с опорой на схему»

    Цели.  Упражнять в составлении творческих рассказов с опорой на схему. Задачи:

    Обогащать словарный запас образными выражениями.

    Формировать умение передавать образы персонажей посредством мимики, жестов, движений.

    Повышать интерес к художественному слову и театрализованной деятельности.

    Продолжать развивать эстетическое восприятие неживой природы и познавательную активность в процессе экспериментирования.

    Материалы. Выставка натуральных камней и изделий из них, книга «Серебряное копытце», костюмы к сценке. Схема для описания полезных ископаемых, план путешествия. Колпачки гномов, чудесный мешочек, физическая карта мира, речные камни, увеличительное стекло, прозрачный стакан с водой, декоративные камни для аквариума, камни из коллекции.

    Ход путешествия.

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Давайте обсудим наш маршрут. Как вы думаете, что зашифровано на этом плане?

          http://go.mail.ru/imgpreview?key=http%3A//avtoliteratura.ru/files/rosfiz%5Fresize.jpg&mb=imgdb_preview_52&q=90&w=137   http://images04.olx.ru/ui/11/80/08/1309547122_222437208_1----.jpg    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=305998534-33-72&n=17              http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=252590018-48-72&n=17  http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=305998534-33-72&n=17    http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=356972161-34-72&n=17   http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=250702726-14-72&n=17      http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=90925293-19-72&n=17

    Прежде чем отправиться в  путешествие, нужно отгадать загадку:

    Смотрит Степушка, глядит,

    Девица на камушке сидит.

    А сама-то – красота,

    У нее длинная да черная коса.

    Оглянулся он, и в тот же миг –

    Ящерка на камне том сидит.

    Назовите-ка, друзья,

    О ящерке какой рассказываю я? (Медной Горы Хозяйка)

    А как ещё называют Хозяйку Медной горы?

    Дети: Каменной девой, Малахитницей, повелительницей ящериц.

    Воспитатель. Артём приготовил стихотворение, из которого мы узнаем,  где живёт Хозяйка Медной горы.

              Хранит Урал в своих горах

            Преданья старины глубокой,

            В дремучих пихтовых лесах

            Озёра прячет синеокие.

            Здесь каждый камень сказку знает

            И тихо шепчет песнь свою.    М.Я. Балашова.

    Воспитатель. Так, где же живет Хозяйка Медной горы? Верно! Живёт она в Уральских горах, там её владения. Подойдём к карте России.

    Воспитатель. Покажите, где находятся Уральские горы? В каком направлении вытянуты Уральские горы.

    Дети. С севера, от берегов Северного ледовитого океана, на юг на тысячи километров (показывают на карте).

    Воспитатель. Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской». Знаете почему?

    Дети. Потому что Урал перепоясывает Россию.

    Воспитатель. Верно! А ещё почему?

    Дети. Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.

    Воспитатель. Вот и во владениях Хозяйки Медной горы, в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней самоцветов у неё нет!

    Вспомним стихотворение о том, о чем мы сегодня будем говорить.

    Чтение стихотворения Р. Сефа «Камень».

    Учёные нам говорят,

    Что много лет тому назад

    В ужасном беспорядке

    В земле возникли складки.

    Хребты, отроги и утёс.

    И камень, о который ты

    Разбил сегодня нос.

    Воспитатель. Где встречаются камни? ( в горах, у их подножия, на берегу реки и моря) ответы детей.

    Кто из героев сказки братьев Гримм о Белоснежке добывает камни в подземелье? На нашем пути мы обязательно их встретим.

    Воспитатель.  Посмотрите, а вот и первый гном.

    Гном Филипп.  Здравствуйте ребята. Меня зовут Мастерок. Потому что я очень люблю строить. И всё знаю о камнях. Знаю, как надо строить дома.  Я знаю булыжник, песчаник,  ракушечник.)  А теперь я хочу спросить вас, из чего построили свои домики три брата поросёнка?

    Дети. Первые два брата построил из соломы и хвороста – они оказались непрочные, и волк быстро расправился с ними. Третий поросёнок построил дом из кирпичей. Он оказался волку не по зубам.

    Гном. А вы знаете, из чего строят дома люди? (Ответы детей). Чтобы дома были прочными, человек для соединения булыжников и кирпичей использует раствор бетона. А кто из вас знает, как замешивают бетон?

    Дети. Бетон замешивают из цемента, воды и песка.

    Гномик. Я приготовил вам сложную задачу.

    Игровое упражнение «Что лишнее?» (на столе лежат булыжник, кирпич, булочка). Найдите объект, который не похож на остальные (по форме – булыжник, по употреблению – булочка). Что общего между кирпичом и булочкой? Чем они отличаются от булыжника? (булыжник создан природой, а кирпич и булочка человеком).

    Гномик. А ещё  я знаю интересную игру.

    Физкультминутка.

    Раз, два, три, четыре, пять! (дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево – вправо.)

    Будем строить, и играть! (ритмично выполняют приседания)

    Дом большой, высокий строим (встают на носки и тянутся руками вверх)

    Окна ставим, крышу кроем ( прыжки на месте)

    Вот какой красивый дом! (показывают пальцами крышу дома)

    Будет жить в нём старый гном. (изображают бороду гнома)

    По окончании игры дети садятся на стульчики.

    Воспитатель.  Посмотрите, на нашем пути повстречался ещё один гость.

    Гном Глеб. Здравствуйте. Я – Знайка. Я приглашаю вас в свою лабораторию.

    Опыт1. «Тонет – не тонет». Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и окатыш керамзита, сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему? Какой стала галька? Чем она отличается от сухой?.

    Опыт 2. «Что видно на камне?» рассмотрите разные камни через увеличительное стекло. Что вы видите? ( Кристаллы, трещины, узоры)

    Вывод. Чем отличаются камни?  Бывают тяжёлые и лёгкие (они пористые – не тонут в воде).

    Воспитатель. Продолжаем наше путешествие. Кто же следующий на нашем пути?

    Гном Владик. Здравствуйте ребята. Меня зовут Самоцветик. Я всё знаю о драгоценных камнях. Знаю много легенд о драгоценных камнях. Одну из них я сейчас расскажу.

            Посмотрите на камень: видите волоски внутри?

            По легенде. Богиня любви Венера, купалась в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, только когда наступила зима и вода замёрзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замёрзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать свои божественные локоны, а чтобы никто не мог их тронуть, превратила лёд в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.

    Вы не догадались, что это за камень? (кварц- волосатик).

    Гномик. А сейчас я приглашают вас на игру

    «Мы в пещере побывали». 

    Дети под музыку «АХ, вы сени» исполняют песню, выполняют движения.

            Вход в пещеру мы нашли (идут обычным шагом)

            И как ящерки ползли.

    Вы ползли, и мы ползли

            Вход в пещеру мы нашли (двигаются вприсядку, разводя руки в стороны).

            По пещере мы идём (идут обычным шагом)

            И по камушку найдём.

            Вот один, вот другой (приседают. Поднимают воображаемый камешек сначала одной потом другой рукой)

            Потанцуем мы с тобой(кружатся с вытянутыми в стороны руками)

    Мы в пещере побывали(останавливаются)

            Сталактиты увидали(смотрят вверх)

            Капля раз(шлёпают правой ладошкой о левую)

            Капля – два (шлёпают левой ладошкой о правую)

            Сверху капает вода (держат перед собой раскрытые ладони)

            Из пещеры мы идём,

            Песню звонкую поём.

            Ля-ля-ля, ля-ля-ля (идут маршевым шагом и поют).

    Гномик. В моём мешочке есть камень. Я хочу, чтобы вы отгадали какой. Для этого вы будете задавать мне вопросы, а я отвечать – «да» или «нет». Вам поможет схема.

    Воспитатель.  Ребята, наверное, вы уже поняли, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле.                 Поэтому характер   человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.

             Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.

            Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.

            Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.

            Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.

    А что ещё у человека может быть золотым?

    Дети. Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо.

    Воспитатель.  Мы с вами читали сказы и легенды о камнях.  Вы знаете автора этих сказов? (Павел Петрович Бажов). Перечислите названия произведений. А теперь отгадайте, из какого сказа к нам спешат герои:

    Ножкой сильно он стучит,

    Камни рассыпая,

    Рядом Мурка с ним сидит,

    Будто подпевая. («Серебряное копытце»)

    Правильно. Давайте перенесемся в эту сказку.

    В избушке сидит Дарёнка и кошка Мурка.

    Дарёнка. Что-то деда Коковани уже два дня нет? Обещал быстро вернуться. Наверное завтра будет.

    Мурёнка. Правильно говоришь, правильно.

    Дарёнка. Так хочется Серебряное копытце увидеть. Видела, как он по лужкам да рожки показал и копытце. Не видела только, как он этим копытцем камушки выбивает. В следующий раз, видно, покажет.

    Мурёнка. Правильно говоришь, правильно.

                    Звучит сказочная мелодия, появляется Серебряное копытце, разбрасывает камушки. Приглашает Мурёнку. И они исполняют польку. Выходит Кокованя. Удивляется.

    Кокованя. Красота-то какая! Собрать бы богатства-то! (собирает в шапку самоцветы).

    Дарёнка. Оставь, дедо, ещё завтра полюбуемся .

    Кокованя. А ещё лучше, пусть дети соберут в самоцветную шкатулку. (дети собирают рассыпанные (самоцветы) в шкатулку.

    Воспитатель. Как вы работаете быстро да умело! Собрали все самоцветы в волшебную шкатулку. Хозяйка Медной горы дарит их нам. Теперь они будут храниться у нас в группе, в нашем музее.

    Рефлексия.

     Ребята, вам понравилось наше путешествие? Скажите, что вам больше всего  запомнилось? Чем из перечисленного вы хотели бы еще позаниматься? На следующее занятие я приготовлю для вас новые опыты и игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для педагогов «Составление описательных рассказов».

    консультация для воспитателей и учителей – логопедов«Развитие монологической речи у детей с ОНР»....

    Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

    Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

    Консультация «Обучение детей составлению творческих рассказов по рисункам из пластилина».

    Методика  составления рассказов с элементами творчества предполагает: умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых прав...

    Консультация для педагогов: "Составление рабочей программы"

    Консультация для педагогов: "Составление рабочей программы"...

    Консультация для педагогов: "Составление рассказа по картине"

    В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмо...

    Консультация для педагогов «Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Методы и личный опыт.»

    В консультации рассказывается о видах простых арифметических задач, используемых в обучение дошкольников; показаны основные этапы в обучение составления и решения арифметических задач....