Конспект по развитию речи «Игрушка. Описательный рассказ с опорой на схему»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Паутова Светлана Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Технологическая карта занятия

Образовательная область: Развитие речи.

Тема занятия: «Игрушка. Описательный рассказ с опорой на схему»

Возрастная группа: Старшая группа

Цель занятия: Обогащение словаря через составление описательного рассказа.

Задачи занятия:

Воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Образовательная:

-расширять знания о том, как изготавливают игрушки;

-развивать умения вычленять и называть признаки объекта описания;

-совершенствовать умение перечислять признаки объекта описания в определенной последовательности.

Развивающая:

- Развивать память, слуховое внимание;

-совершенствовать координацию рук, зрительно – пространственное ориентирование.

Словарная работа: Вводим в речь ребёнка обобщающее понятие «Игрушки»

Планируемый результат:

Материал и оборудование: Мудрая Сова, игрушки для составления рассказа (мишка, мячик, кубик, кукла), схема для описания игрушки, листы бумаги, цветные карандаши.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

Заинтересовать детей

Предлагает ребятам присесть на стульчики. Сейчас к нам придут гости

Фото-приложение 1

Организационный метод

Садятся на стульчики в ожидании гостя

Садятся на стульчики в ожидании гостя

Проявляют интерес

2.

Основной этап

Внести игрового персонажа

Озвучивает имя гостя. Мудрая сова предлагает поиграть в игру «Магазин»

Приложение 1

Отгадывание загадок

Приветствуют «Мудрую сову» внимательно слушают отгадывают загадки

Приветствуют «Мудрую сову» внимательно слушают отгадывают загадки

2.1.

Этап ознакомления с материалом

Познакомить детей с разными видами игрушки и материала

Показывает картинки с разными игрушками

Приложение 2

Фото-приложение 2,3

Наглядный метод

Рассматривают картинки. Знакомятся с игрушками, сделанных из разных материалов

Дети включились в развертываемую педагогом деятельность, повышение интереса.

2.2.

Этап постановки проблемы

Ознакомить детей со схемой «Описание игрушки»

Начинаем играть в игру магазин. Знакомит детей со схемой «Описание игрушки»

Приложение 3

Фото-приложение 4

Наглядный метод

Рассказывают, как правильно нужно описывать игрушку опираясь на схему, которую им приготовил воспитатель

Задачи решены

2.3.

Этап практического решения проблемы

Составление рассказа

Слушает рассказы детей. Если что-то не так поправляет.

Приложение 4

Составляют рассказ про игрушку которую желают купить в магазине

Составляют рассказ про игрушку которую желают купить в магазине

3.

Заключительный этап

Рефлексия

Проводит рефлексию, спрашивая, что нового дети узнали.

Рефлексия

Рассказывают

Рассказывают.

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас в гостях наша старая знакомая – Мудрая Сова. Ей очень нравится как вы занимаетесь, а сегодня она предлагает вам поиграть. Игра называется «Магазин». Вы конечно знаете, что магазины бывают разные. Например, … (Ответы детей).

А вот какой магазин будет у нас попробуйте угадать:

Забавные зверюшки -
Зайчонок, медвежонок,
Котенок и щенок.
Стоят они в витрине,
На полке в магазине.

Что за магазин зверей?        

Отвечайте мне скорей! (магазин игрушек)

Игрушки появились очень давно, еще в Древней Греции. Сначала их делали из дерева и глины и называли - потешки. (показать картинки старинных игрушек или дымковскую и филимоновскую игрушки)

Игрушки шили из ткани или плели из травы и соломы, изготавливали из любых подходящих подручных материалов. (показать тряпичных кукол)

К игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. (показать картинку с изображением корзины для игрушек)

В наше время игрушки делают на специальных фабриках. Современные игрушки умеют разговаривать, петь, прыгать, взлетать, самостоятельно ездить. (показать картинки с игрушками или сами игрушки)

Их изготавливают из самых разных материалов, каких? (Ответы детей).

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Ну, а теперь давайте играть! (достает из-под стола атрибутику магазина)

Внимание, внимание! В нашем городе открылся новый магазин игрушек. Здесь вы можете приобрести подарки для друзей и близких. Я – продавец этого магазина. Магазин наш необыкновенный - здесь, вместо денег принимаются описательные рассказы о выбранной вами игрушке.

Чтобы рассказ ваш получился интересным, предлагаю вам схему - подсказку. (На доску вывешивается схема «Описание игрушки»)

Давайте рассмотрим внимательно схему.

Картинка под номером 1 - С чего мы начнём свой рассказ? (Ответы детей)

Правильно, сначала мы расскажем о том, как игрушка называется и из каких частей она состоит.

Картинка под номером 2 - о чем теперь мы расскажем? (Ответы детей)

Расскажем о форме игрушки и её цвете. Для игрушек изображающих зверей, птиц и людей, эта часть схемы не рассматривается.

Картинка под номером 3 – рассказывает во что одета игрушка, если на ней есть одежда. И напоминает о её размерах.

Картинка под номером 4 - здесь нарисованы картинки с разными видами материалов. Что это означает? (Ответы детей)

Правильно - это материалы из которых может быть изготовлена игрушка.

Картинка под номером 5 – Что изображено на этой картинке? (Ответы детей)

Как вы думаете, что она обозначает, о чем мы будем рассказывать? (Ответы детей)

Правильно, как с игрушкой можно поиграть.

Картинка под номером 6 – просит нас рассказать о том, за что мы любим эту игрушку.

Воспитатель:

Я смотрю, вы немного устали, давайте отдохнём! Сейчас я всех вас превращу в забавные игрушки. (берет «волшебную палочку», взмахивает ею и произносит «волшебные» слова)

Раз, два, три – детей в игрушки преврати!

Физкультминутка «Весёлые игрушки»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)

Воспитатель:

Сейчас я расскажу вам о своей любимой игрушке.

«Это игрушка кошка. У неё маленькие треугольные ушки и длинные жесткие усы, длинный пушистый хвост, а на лапках мягкие подушечки. Она серая с белой грудкой. Кошка небольшая. Сделана она из искусственного меха, поэтому мягкая и пушистая. С кошкой можно играть в дом, кормить, гулять, спать. Я люблю эту игрушку, потому что она напоминает мне настоящего живого котенка.»

Вот мы с вами разобрались как правильно описать понравившуюся игрушку, всем рассказать о ней. А кто попробует это сделать?

Выслушивается 2-3 рассказа детей.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось занятие?

Что вам запомнилось? (Ответы детей)

Понравилось больше всего? (Ответы детей) 

Молодцы! Вы справились с занятием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Составление описательного рассказа «Об игрушках» с использованием мнемодорожек.

Цель: учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием мнемодорожек.Задачи:Закрепить навыки описывания игрушки, называть её характерные признаки; по...

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"...

Конспект по развитию речи Составление описательного рассказа по картине "Куры"

Образовательные задачи:Учить составлять короткий описательный рассказ по картинке;Учить сравнивать петуха, курицу и цыплят (по цвету, величине, повадкам);Формировать представление о внешнем виде петух...

конспект по развитию речи составление описательных рассказов об овощах

Закрепление представлений об овощах;• Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи»• Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с сущ...