Практикум "Адаптируемся вместе"
материал (младшая группа) по теме

Семенова Татьяна Викторовна

Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptiruemsya_vmeste.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ

 « АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ»

 Цель: - познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста;

          - обозначить основные  проблемы, связанные с адаптацией детей к детскому саду и    наметить пути их решения.

ЗАДАЧИ:

1. Рассказать об особенностях первых дней пребывания ребенка в детском саду.

2.Научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком в период адаптации

3.Изучить индивидуальные особенности детей, поступающих в ДОУ.

4. Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Ход занятия

Вступительное слово на тему «Особенности пребывания ребенка в условиях ДОУ» (режим, сетка   занятий, специфика данного образовательного учреждения).

Лекция на тему: «Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».

Адаптация- это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом.

Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики. Чтобы избежать осложнений и обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, требуется поддержка родителей.

Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него со сверстниками? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги... От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода) и его дальнейшее развитие. Эмоциональная привязанность к матери формируется с момента рождения и пронизывает все раннее детство ребенка. По мере взросления малыша она может несколько видоизменяться, в зависимости от расширения круга общения. Поэтому, важно, чтобы любой новый опыт (например, общение с другими детьми и взрослыми, пребывание в незнакомом месте, игра с новыми игрушками) ребенок раннего возраста постигал вместе с мамой, что поможет ему удостовериться в безопасности данного опыта.

Существует определенная последовательность формирования психической автономности ребенка от матери в условиях детского сада. Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в условиях детского сада.

  1. этап «Мы играем только вместе». В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к детскому саду, мама является его проводником и защитником. Она побуждает его включаться во все виды деятельности и сама активно играет вместе с ним во все игры. На данном этапе ребенок и мама - одно целое.
  2. этап «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет для него никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучаться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет ее взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Здесь важно маме, отпуская ребенка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.
  3. этап «Иди, я немного поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять самостоятельность в игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке группы. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребенка в приемной. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго отлучится.

Важно обратить внимание на возвращение мамы. При этом следует обратить внимание ребенка, что мама его не обманула, она действительно отлучилась только на какое-то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

4 этап «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Собираясь в детский сад, ребенок уже знает, что он будет находиться в группе один, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во

взаимодействие с педагогом, детьми, при необходимости обращается за помощью.

Именно этот этап является завершающим в процессе становления

психологической автономности ребенка.

Длительность адаптации во многом зависит от поведения родителей.

Как же облегчить крохе процесс адаптации?

*        Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз:

«А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?» и т.п.

  • Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что чужое, как меняться и добиться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
  • Отправляясь первый раз в сад, напоминайте себе, что вы его сами выбрали, поэтому с ребенком здесь ничего плохого не случится. Если вы не будете скрывать от крохи волнения, то ему передастся напряженное состояние. *Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что вы непременно заберете его после обеда, сна и т.д.
  • Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте чужим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать («Ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно и т.п.)
  • Вместе загляните в группу - обычно внимание малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое-то время забывает о маме. Подумайте: может вам стоит исчезнуть именно в этот момент?
  • Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условленному сроку - самое худшее, что может быть в этот период.

*        Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении и
эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике
дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей,
прислушивайтесь к их рекомендациям.

*В конце собрания родителям выдаются памятки

ПАМЯТКА

для родителей детей раннего возраста

ПРИУЧАЙТЕ К ДЕТСКОМУ САДУ ПОСТЕПЕННО  Несколько дней стоит находиться рядом с ребенком в детском саду в течение нескольких часов, а затем забирать домой.

ЕСЛИ БЕСПОКОЙНАЯ МАМА прощается с ребенком несколько раз подряд с обеспокоенным видом, то у него возникает мысль: «Она беспокоится, значит, со мной может случиться что-то ужасное, лучше я не отпущу ее от себя». В итоге заканчивается все истерикой.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД,  Вы должны проявить твердость и объяснить, что следует идти в детский сад, также как родители ходят на работу.

ЕСЛИ РЕБЕНОК С ТРУДОМ РАССТАЕТСЯ С МАТЕРЬЮ,  то стоит некоторое время приводить ребенка отцу.

ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ В ПЕРВЫЕ ДНИ УСТАЕТ ОТ НОВЫХ ВПЕЧА ТЛЕНИЙ, ПРИХОДИТ ДОМОЙ ИЗМУЧЕННЫМ И НЕРВНЫМ, то посоветуйтесь с воспитателем или психологом, либо сократите время его пребывания в детском саду.

ПОМНИТЕ! В каком бы возрасте ребенок не поступал в детский сад, безболезненная адаптация может быть обеспечена только подготовленностью к новым условиям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...