Оборудование музыкальных уголков
консультация (младшая группа) на тему

Артемьева Валентина Владимировна

 

Консультация для воспитателей

 

Оборудование  музыкальных

уголков

Младший дошкольный возраст

 

Планируя  работу, я выявила,  что несколько забытым направлением является работа с музыкальными уголками. Поэтому решила собрать и обобщить теоретический и практический мате­риал из методик Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и других источников о современных тенденциях оснащения предметно-пространственной среды, связанной с музыкальным воспитанием дошколь­ников.

Необходимое условие для формирования са­мостоятельной музыкальной деятельности до­школьников - это создание определенной мате­риальной среды (музыкальный уголок), где дети могут по собственному желанию петь песни, ис­полнять несложные па, водить хороводы, слу­шать любимые произведения или подбирать простые мелодии на металлофоне.

По собственной инициативе дети могут играть в музыкально-дидактические игры и организо­вывать «концерты» и «театры» с игрушками, плос­костными фигурками и куклами.

Создавать музыкальные уголки в каждой возра­стной группе необходимо с учётом возрастных особенностей детей.  Для того чтобы у воспитанни­ков постоянно поддерживался интерес к самостоя­тельной музыкальной деятельности, нужно время от времени (один-два раза в месяц) обновлять по­собия в музыкальном уголке, вносить новые музыкально-дидактические игры, оборудование и само­дельные шумовые инструменты (стукунчики,  шуршунчики,  сыпунчики,  бурбунчики,  коробочки, волшебные нити, волшебные барабаны, трещотки, погремушки, японский дождик)   / Музыкальный руководитель. - 2004 - № 1-6;/

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня.- для воспитателя и для детей, на верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно  (например: металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы.

Необходимо уделить особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

В младших группах необходимые пособия  вносят в игровую зону, так как у детей ещё нет опыта музыкальной деятельности и они не мог исполнять музыку, а лишь «играют»  в неё, включают её элементы в сюжетно-ролевые игры.

В музыкальных уголках, по- нашему  мнению  должны находиться:

озвученные игрушки: музыкальный молоточек; музыкальный волчок (2 шт.); погремушка (3 шт.); шарманка.

Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

Музыкальные инструменты: бубны (2 шт). барабаны разной высоты звучания (2 шт.); металлофон; дудочка; колокольчики; деревянные палочки; барабан с кожаной основой.

Педагог постепенно знакомит детей с этими  инструментами и их звучанием.

Неозвученные музыкальные игрушки (фабричные  или самодельные, выполненные  воспитателями): пианино;  гармошка (2 шт.);  балалайка (2 шт.),  «звуковые»  книжки и картинки.

Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах.

К ним относится и «звуковая» книжка, изготов­ленная из картона или плотной бумаги. На каж­дой её странице  цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой де­тям песни. Малыши устанавливают книжки на пюпитр неозвученного пианино и поют свою любимую песенку.

Принцип работы со «звуковыми» картинками - аналогичный. Каждой песне соответствует от­дельная карточка-картинка. Ими удобно пользо­ваться: их можно часто менять и постепенно на­капливать, используя большое количество разнообразных песен. (Подробная информация о там, какими должны быть и как можно изготовить неозвученные музыкальные игрушки, музыкаль­ные книжки, напольные музыкапьно-дидактические игры, изложена в кн.: (Игрушки и пособия для детского сада / Под ред. В. Н. Изгаршевой. - М.: Просвещение, 1997.)

Атрибуты: рули (3 шт.); лошадки (3 шт.); вож­жи (3 шт.).

Костюмы: косыночки (3 шт.); фартучки (3 шт.); шапочки-ушки (10 шт.).

Настольные музыкально-дидактические иг­ры: на развитие звуковысотного  слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление про­граммного материала.

Кроме того, в музыкальных уголках младшего возраста используют аудиозаписи с произведе­ниями классической музыки, песен и музыкаль­ных сказок. В организации музыкальных зон важна роль взрослого, воспитателя и музыкаль­ного руководителя. Самостоятельная музыкаль­ная деятельность дошкольников должна осуще­ствляться при тактичном, почти незаметном ру­ководстве, в котором основная линия поведения взрослого - это соучастие. Он как бы советуется с детьми: «Как нам  получше разложить музыкаль­ные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?  «А я вот как умею играть». - говорит воспитатель, показывая приёмы игры на инстру­менте, и тут же отходит. Педагог то включается в совместную игру, демонстрируя свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наобо­рот, излишне активных детей.

Музыкальный руководитель консультирует воспитателя и оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной де­ятельностью дошкольников. Он заходит в груп­пы и наблюдает за детьми. Ведь многое в содер­жании занятий можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них,  чему они на­учились, а главное сформировалась ли у них по­требность в самостоятельном музицировании.


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.ugolki.docx19.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Оборудование  музыкальных

уголков

Младший дошкольный возраст

Планируя  работу, я выявила,  что несколько забытым направлением является работа с музыкальными уголками. Поэтому решила собрать и обобщить теоретический и практический материал из методик Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и других источников о современных тенденциях оснащения предметно-пространственной среды, связанной с музыкальным воспитанием дошкольников.

Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников - это создание определенной материальной среды (музыкальный уголок), где дети могут по собственному желанию петь песни, исполнять несложные па, водить хороводы, слушать любимые произведения или подбирать простые мелодии на металлофоне.

По собственной инициативе дети могут играть в музыкально-дидактические игры и организовывать «концерты» и «театры» с игрушками, плоскостными фигурками и куклами.

Создавать музыкальные уголки в каждой возрастной группе необходимо с учётом возрастных особенностей детей.  Для того чтобы у воспитанников постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, нужно время от времени (один-два раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новые музыкально-дидактические игры, оборудование и самодельные шумовые инструменты (стукунчики,  шуршунчики,  сыпунчики,  бурбунчики,  коробочки, волшебные нити, волшебные барабаны, трещотки, погремушки, японский дождик)   / Музыкальный руководитель. - 2004 - № 1-6;/

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня.- для воспитателя и для детей, на верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно  (например: металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы.

Необходимо уделить особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

В младших группах необходимые пособия  вносят в игровую зону, так как у детей ещё нет опыта музыкальной деятельности и они не мог исполнять музыку, а лишь «играют»  в неё, включают её элементы в сюжетно-ролевые игры.

В музыкальных уголках, по- нашему  мнению  должны находиться:

озвученные игрушки: музыкальный молоточек; музыкальный волчок (2 шт.); погремушка (3 шт.); шарманка.

Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

Музыкальные инструменты: бубны (2 шт). барабаны разной высоты звучания (2 шт.); металлофон; дудочка; колокольчики; деревянные палочки; барабан с кожаной основой.

Педагог постепенно знакомит детей с этими  инструментами и их звучанием.

Неозвученные музыкальные игрушки (фабричные  или самодельные, выполненные  воспитателями): пианино;  гармошка (2 шт.);  балалайка (2 шт.),  «звуковые»  книжки и картинки.

Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах.

К ним относится и «звуковая» книжка, изготовленная из картона или плотной бумаги. На каждой её странице  цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Малыши устанавливают книжки на пюпитр неозвученного пианино и поют свою любимую песенку.

Принцип работы со «звуковыми» картинками - аналогичный. Каждой песне соответствует отдельная карточка-картинка. Ими удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных песен. (Подробная информация о там, какими должны быть и как можно изготовить неозвученные музыкальные игрушки, музыкальные книжки, напольные музыкапьно-дидактические игры, изложена в кн.: (Игрушки и пособия для детского сада / Под ред. В. Н. Изгаршевой. - М.: Просвещение, 1997.)

Атрибуты: рули (3 шт.); лошадки (3 шт.); вожжи (3 шт.).

Костюмы: косыночки (3 шт.); фартучки (3 шт.); шапочки-ушки (10 шт.).

Настольные музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного  слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала.

Кроме того, в музыкальных уголках младшего возраста используют аудиозаписи с произведениями классической музыки, песен и музыкальных сказок. В организации музыкальных зон важна роль взрослого, воспитателя и музыкального руководителя. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников должна осуществляться при тактичном, почти незаметном руководстве, в котором основная линия поведения взрослого - это соучастие. Он как бы советуется с детьми: «Как нам  получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?  «А я вот как умею играть». - говорит воспитатель, показывая приёмы игры на инструменте, и тут же отходит. Педагог то включается в совместную игру, демонстрируя свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей.

Музыкальный руководитель консультирует воспитателя и оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников. Он заходит в группы и наблюдает за детьми. Ведь многое в содержании занятий можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них,  чему они научились, а главное сформировалась ли у них потребность в самостоятельном музицировании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание уголков занимательной математики. Примерный перечень материала в уголке.

Организация и содержание уголков занимательной математикиПримерный перечень материала в уголке....

Консультация для воспитателей «Физкультурные уголки в группах ДОУ» (комплектация уголков)

—Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. —Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двига...

выступление "Содержание и функции музыкального уголка и уголка театральной деятельности в различных возрастных группах.

Материал для выступления на семинаре- практимуме в марте 2013 года Содержит описание того, каким должен быть музыкальный уголок и уголок театрализованной деятельности в группах....

Содержание книжного уголка в ДОУ. Основные требования к оформлению книжных уголков. (консультация для воспитателей)

Что такое книжный уголок? Это особое, специально выделенное место в групповой комнате. Он играет особую роль при формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Книжный уголо...

Консультация для педагогов ДОУ "Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжных уголков в ДОУ".

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей...

Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ

Как рационально организовать уголок (по возрасту детей), как часто пополнять и чем......