Использование психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
материал (старшая группа) по теме

Боярова Ольга Николаевна

Описание что такое психогимнастика. Пример игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  комбинированного  вида  №16  (МБДОУ  №16)

Тема: «Использование  психогимнастики  в работе с детьми дошкольного возраста».

                                                                  Выполнила:

                                                                             Педагог-психолог

                                                                     Боярова  О.Н.

План

I Введение.

II Основная  часть.

1 Что  такое  психогимнастика.

2 Основные  компоненты  психогимнастики.

3 Пример  проведения  психогимнастики  на  занятии  физкультуры.

III Заключение.

IV Приложение.

V Список  литературы.

Введение

То,  что  дети  дошкольного  возраста  нуждаются  в  психологической  помощи, доказывать  никому  не  надо. Важно, чтобы  только  педагоги-психологи, но  и  воспитатели  и  использовали  их  в  своей  повседневной  работе  с  детьми, учитывая  их  индивидуальные  особенности  и  проблемы.

В  настоящее  время  в  дошкольных  учреждениях  широко  используются  разные  виды  психотренингов, однако  довольно  редко-психогимнастика  как  метод  практической  психокоррекции. Хотя  именно  она  наиболее  доступна  в  применении  для  воспитателей  и  психологов, так  как  в  ее  основе  лежит  игра, являющаяся  основным  видом  деятельности  дошкольника.

Что  такое  психогимнастика?.

Психогимнастика-это  курс  специальных  занятий (этюдов,  упражнений  и  игр), направленных  на  развитие  и  коррекцию  различных  сторон  психики  ребенка(как  ее  познавательной,  так  и  эмоционально-личностной  сферы).

Такие  занятия  показаны  детям  с  чрезмерной  утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с  неврозами, нарушениями  характера, легкими  задержками  психического  развития.

Не  менее  важно  использовать  психигимнастику  в  психопрофилактической  работе  с  практически  здоровыми  детьми  с  целью  психофизической  разрядки.

Дети  изучают  различные  эмоции  и  учатся  управлять  ими, овладевают  азбукой  выражения  эмоций. Психогимнастика  помогает  детям  преодолевать  барьеры  в  общении, лучше  понять  себя  и  других, снимать  психическое  напряжение, дает  возможность  самовыражения.

Нарушения  выразительности  моторики  заслуживают  пристального  внимания  потому, что  неумение  правильно  выразить  свои  чувства, скованность, неловкость  или  неадекватность  мимико-жестовой  речи  затрудняют  общение

детей  со  сверстниками  и  взрослыми.

Не  менее  важен  словесный  язык  чувств, который  обозначает  явления  эмоциональной  жизни. Называние  эмоций  в  психогимнастике  ведет  к  эмоциональному  осознанию  ребенком  себя. Ребенок, говорящий  на  хорошем, богатом  языке, лучше  мыслит, у  него  появляется  больше  оттенков  для  словесного  обозначения  чувств, он  тоньше  понимает  себя, свои  переживания, эмоции  у  него  становятся  более  дифференцированными. Психологи  считают, что  резервы  повышения  действенности  нравственных  представлений  ребенка  лежат  в  эмоциональной  насыщенности  содержания  оценочных  суждений  взрослых, в  использовании  ими  оценок  личностных  свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений  и  других  форм  эмоциональных  отношений, соответствующих  уровню  нравственного  развития  дошкольника.

Компоненты  психогимнастики.

Мимика  говорит  нам  без  слов  о  тех  или  иных  чувствах  и  настроениях  человека. Если  человек  улыбается, значит, он  радуется; сдвинуты  брови  и  вертикальные  складки  на  лбу  свидетельствует  о  недовольстве, гнев. О  многом  может  сказать  взгляд  человека. Он  может  быть  прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный, застывший, блуждающий. Общее  выражение  лица  может  быть  осмысленное, грустное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное. Много  определений  можно  подобрать  и  к  смеху  и  плачу. Мимика  бывает  живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Жесты  делятся  на  условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие  и  эмоциональные. Жестикуляция  может  быть  живой, вялой, бедной, порывистой, робкой, энергичной, жест  может  и  отсутствовать.

Даже  маленькие  дети  знают  жестикуляцию  и  умеют  ею  пользоваться. Когда  им  называют  слова  «высокий», «маленький»

«там», «я»  и  т.д.  и  просили  показать  жестом,  они  легко  справлялись  с  заданием.

Исключение  составляют  лишь  те  дети, которые  отстают  в  развитии. Им  в  возрасте  6 лет  трудно, например, показать  размер  маленького  комарика (муравьишки, малюсенькой  сахаринки  и  т.п.).

Пантомимика-это  выразительные  движения  изредка  слагаются  из  жестов, часто  из  мимики, из  поз  же  всегда. Все  отрицательные  эмоции  «съеживают»  фигуру  человека,  а  все  положительные - ее  «развертывают». «Расцвел,  как  цветок», - говорят  про  счастливого  человека.

Осанка  и  поза  имеют  большое  значение  в  создании  облика  человека. Осанка  образуется  из  положения  головы  и  туловища. Голова  может  быть  поставлена  прямо, склонена  набок, втянута  в  плечи, откинута  назад. Поза  у  человека  бывает  однообразной, разнообразной, стереотипной, естественной, искусственной, грациозной, скованной, перемена  поз  может  быть  постепенной, быстрой, замедленной, порывистой, плавной. Общий  вид  характеризуется  как  напряженный,  расслабленный,  подобранный,  скованный,  естественный, величественный,  распрямленный,  сутулый,  сгорбленный,  стройный,  без  резких  особенностей.

Пример   проведения   психогимнастики  на  занятии  физкультуры.

Любому   физическому  движению  можно  придумать  какой-либо  образ  фантазии,  насыщенный  эмоциональным  содержанием,  тем  самым  объединяется  деятельность  психических  функций -мышления,  эмоций,  движения, -а  с  помощью  комментариев  воспитателя  подключается  еще  внутреннее  внимание  детей  к  этим  процессам. Таким  образом,  таким  образом  получается  психогимнастическое  упражнение. Например,  ребенок  не  просто  выполняет  резкие  ритмические  махи  руками,  а  представляет  себя  веселым  зайчиком  играющем  на  воображаемом  барабане  в  цирке.

Это  игровое  упражнение  доставляет  ребенку  массу  удовольствия,  включает  в  работу  его  фантазию,  улучшает  ритмичность  движения. В  это  же  время  воспитатель  комментариями  описывает  характер  физических  действий – силу,  темп,  резкость – и  направляет  внимание  детей  на  осознание  сравнение  возникающих  мышечных  и  эмоциональных  ощущений.

Например,  воспитатель  говорит: «Как  сильно  у  вас  зайчики  стучат  на  барабане! А  вы  чувствуете,  как  напряжены  у  них  лапки? Ощущаете,  какие  лапки  твердые,  не  гнутся!  Как  палочки! Чувствуете,  как  напряглись  у  вас  мышцы  в  кулачках, ручках,  даже  в  плечиках?!  А  вот  лицо  нет!  Лицо  улыбается,  свободное,  расслабленное.  И  животик  расслаблен.  А  кулачки  напряженно  стучат!  А  что  еще  расслабленно?  Давайте  еще  попробуем  постучать,  но  уже  медленнее,  чтобы  уловить  свои  ощущения?  Уловить  точную  локализацию  ощущений  воспитатель  помогает  своими  прикосновениями  к  ребенку: взяв  за  руку,  встряхнув – «расслаблена  ли?», погладив  спинку – «где  напряжение?»,подтолкнув – проверяя  устойчивость  и  т.п.

Уловить  точную  локализацию  ощущений  воспитатель  помогает  своими  прикосновениями  к  ребенку:  взяв  за  руку,  встряхнув  -«расслаблена  ли?», погладив  спинку--------«где  напряжение?»,  подтолкнув- проверяя  устойчивость  и т.п.

Образы  фантазии  сначала  задаются  воспитателем, а  затем  свободно  развиваются  воображением  каждого  ребенка.

В  последовательности  психогимнастических  упражнений  особенно  важно  соблюдение  чередования  и  сравнения  противоположных  по  характеру  движений:

- напряженных  и  расслабленных,

-резких  и  плавных

- частых  и  медленных,

-дробных  и  цельных  гармоничных,

-свободного  передвижения  в  пространстве  и  столкновения  с  предметами,

Сопровождаемых  переменно  мышечным  напряжением  и  расслаблением.

Такое  чередование  движений  рефлекторно  влияет  на  гармонизацию  психической  деятельности  мозга:  упорядочивается  психическая  активность  ребенка,  улучшается  его  настроение,  сбрасывается  инертность.

Заключение

Психогимнастика  нужна  в  основном  работникам,  имеющим  дело  с  детьми, у  которых  чрезмерная  утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость  и  т.д. Она  важна  особенно  в  наше  время,  когда  нагрузки  на  детей  растут,  а  возможности  для  отдыха  и  для  эмоциональной  и  двигательной  разрядки  становятся  меньше.

Приложение

Игры  на  развитие  внимания, памяти.

Будь  внимателен!

Цель  игры .Стимулировать  внимание,  учить  быстро  и  точно  реагировать  на  звуковые  сигналы.

Дети  шагают  под  музыку. Затем  на  слово «Зайчики», произнесенное  ведущем,  дети  должны  начать  прыгать,  на  слово «лошадки»-как  бы  ударять  «копытом»  об  пол,  «раки»-пятиться, «птицы»-бегать, раскинув  руки  в  стороны, «аист»-стоять  на  одной  ноге.

Зеваки.

Цель  игры .Развивать  активное  внимание.

Играющие  идут  по  кругу,  держась  за  руки,  по  сигналу  ведущего  останавливаются,  делают  четыре  хлопка,  поворачиваются  кругом  и  продолжают  движение.  Направление  меняется  после  каждого  сигнала.  Не  выполняющий  правильно    задание  выходит  из  игры.

Этюды  на  выражение  основных  эмоций.

Лисичка  подслушивает.

Лисичка  стоит  у  окна  избушки,  в  которой  живут  котик  с  петушком,  и  подслушивает,  о  чем  они  говорят.

Выразительные  движения.  Голову  наклонить  в  сторону (слушать,  подставляя  ухо),взгляд  направить  в  другую  сторону,  рот  полуоткрыт. Поза.  Ногу  выставить  вперед,  корпус  тела  слегка  наклонить  кпереди.

Удивление.

Мальчик  очень  удивился:  он  увидел,  как  фокусник  посадил  в  пустой  чемодан  кошку  и  закрыл  его,  а  когда  открыл  чемодан,  кошки  там  не  было.  Из  чемодана  выпрыгнула  собака.

Мимика: Рот  раскрыт,  брови  и  верхние  веки  приподняты.

Медвежата  выздоровели.

Заболели  медвежата  Тим  и  Том.  К  ним  пришел  доктор  Зай.  Он  вылечил  медвежат.  И  очень  хорошо.  Не  болят  больше  животы  у  Тима  и  Тома.

Выразительные  движения.  Положение  сидя,  ноги  раздвинуть,  тело  отклонить  назад,  подбородок  слегка  приподнять,  улыбка.

Карлсон.

Ведущий  предлагает  детям  отгадать  загадку:

Мой  дом-у  вас  на  крыше!

Я  каждому  знаком!

И  мой  пропеллер  слышен

Над  вашим  чердаком!

                         (М.  Танич)

Затем  один  ребенок  показывает,  какое  лицо  у  Карлсона,  а  другой – какое  довольное  лицо  у  мальчика,  к  которому  прилетел  Карлсон.

Выразительные  движения.  1.Надуть  щеки.  2. Улыбаться.

Список  литературы.

  1. Алябьева  Е. А. Психогимнастика  в  детском  саду: Методические  материалы  в  помощь  психологам  и  педагогам.- М.: Т Ц  Сфера, 2003.- 88 с.
  2. Бардиер  Г.,  Ромазин И.,Чередников Т. Я хочу! Психологическое  сопровождение  естественного  развития  маленьких  детей. Кишенев  («Вирт)- Санкт – Петербург  («Дорваль»). 1993-96 с.
  3. План – программа  образовательно – воспитательной  работы  в  детском  саду: Методическое  пособие  для  воспитателей/ Сост. Н. В. Гончарова  и  др.;  под  ред.З. А. Михайловой. – С П : Акцидент, 1997.-с.221.
  4. Чистяков М. И. Психогимнастика/Под  ред.М. И. Буянова.- 2-е  изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей ДОУ. Использование элементов психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Советы воспитателям ДОУ о приемах использования элементов психогимнастики во время НОД....

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование пальчиковой гимнастики и психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста (Т.А. Ткаченко, Е.А. Алябьева, Т.В. Нестерюк)

Разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья,  формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развитие разнообразных двигательных...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...

Опыт работы детского сада по психогимнастике в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической...