СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ
статья по теме

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В совре­менном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальней­шая судьба человека.

Семью как фактор воспитания характеризует её воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ре­бёнка.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуа­ций: прощание на ночь и приветствие друг друга утром, расставание друг с другом перед уходом на работу, в школу, в детский сад и т. д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной со­циальной ситуации превращает её в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обы­чаи.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его ре­зультаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспи­танности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию мно­жества разнохарактерных влияний и накапливает не только положи­тельный, но и отрицательный опыт.

Понятия благополучие и неблагополучие являются относитель­ными. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребёнка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприят­но воздействующие на личность ребёнка, усугубляющие его эмоцио­нально-психическое состояние. Часто к этому приводят ошибки роди­телей в семейном воспитании.

 

Всё это в той или иной степени обуславливает трудности в осуще­ствлении семьей её воспитательных функций.

Причины этих ошибок условно можно разделить три группы:

  1. Неправильные представления родителей об особенностях про­явления родительских чувств;
  2. Недостаточная психологическая компетентность родителей в вопросах возрастного развития ребёнка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
  3. Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребёнку.

Таким образом, неблагополучная семья - это система, в которой отсутствуют или неупорядочено действуют решающие факторы се­мейного воспитания.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важ­ным внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступление в шко­лу. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережа­ет нервно - психическое развитие ребёнка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утом­ляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. В на­стоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоян­ные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрос­лые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (не важно - вольно или по принуждению) учиться, как и все дети в его возрасте.

Младшие школьники не осознают своё неблагоприятное положе­ние, но эмоционально воспринимают, переживают его. Они своеобраз­но реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих: выкрики, беготня, агрессивность, драчливость, отказ от выполнения требований учителя, т.е. им свойственно то, что было отмечено ещё в дошкольный период как отклонения в поведении. Но если можно говорить о пред­посылках возникновения у дошкольников педагогической запущенно­сти, то у младших школьников - это устойчивое искажение представ­лений, невоспитанность чувств и несформированность привычек поведения, имеющих общественную значимость, обусловленные отрица­тельными влияниями среды и ошибками воспитания родителей.

Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для разви­тия ребёнка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально - психологическое и социально - педагогическое сопрово­ждение конкретного ребёнка, живущего в семье, находящейся в соци­ально - опасном положении.

Социальные педагоги и педагоги - психологи, работающие в уч­реждениях образования, являются связующим звеном между внутрен­ним и внешним миром ребёнка, где в качестве внешнего мира высту­пают родители и общество, а внутреннего - ученики и учителя школы. Осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, а также содействуют охране прав личности ребёнка, способст­вуют гармонизации отношений между учениками и педагогическим коллективом, родителями и детьми.

К одной из основных задач специалистов образовательного учре­ждения можно отнести повышение социально - педагогического по­тенциала семьи с целью гармонизации процесса развития личности ребёнка. Деятельность, направленная на решение вышеуказанной за­дачи включает три основные составляющие социально - педагогиче­ской работы: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая состоит из двух направлений дея­тельности педагогов: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. По­мощь в воспитании проводится, в первую очередь, с родителями - пу­тём их консультирования, а также с ребёнком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи современ­ной помощи семье в целях её укрепления и наиболее полного исполь­зования её социально - педагогического потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической рабо­ты включает в себя два компонента: социально-психологическую под­держку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприят­ного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Кор­рекция межличностных отношений происходит, в основном, когда семье существует психическое насилие над ребёнком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К та­кому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребёнка, уни­жение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент работы по повышению воспитатель­ного потенциала неблагополучной семьи помощи включает в себя три составляющие: помощи в организации, координации и информации.

Помощь в организации направлена на организацию семейного до­суга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношен­ных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, ор­ганизацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению до­машнего хозяйства, «клуб знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребёнка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи ин­формацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.

Социально - педагогической формой помощи и поддержки семьи является социальной патронаж, представляющая собой посещение се­мьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптивно - реабили­тационными целями, позволяющая установить и поддерживать дли­тельные связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуа­ции, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать за семьей в ёё естественных условиях. Проведение патро­нажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа само­определения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденци­альности, поэтому следует находить возможности информировать се­мью о предстоящем визите им его целях.

Семейное консультирование представляет собой оказание педаго­гами консультативной помощи при возникновении проблем, конфлик­тов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, которые пре­пятствуют успешному развитию социально - педагогического потен­циала семьи.

В современном обществе семьи подразделились на типы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и становление ре­бёнка как личность. Но отрицательное влияние на развитие ребёнка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является воспитание ребёнка. В ходе воспитания ребёнка при­обретает такие качество как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи не занимаются воспитанием своих детей и, как следствие, ребёнок формируется с отклоняю­щимся от нормы поведения.

Таким образом, рассмотренные технологии повышения социально - педагогического потенциала неблагополучной семьи, прежде всего, способствуют коррекции детско - родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизи­ровать институт современной семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Е.В.Шилейко

г. Тамбов, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 28 «Золотой петушок»

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Семью как фактор воспитания характеризует её воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребёнка.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга утром, расставание друг с другом перед уходом на работу, в школу, в детский сад и т. д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает её в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Понятия благополучие и неблагополучие являются относительными. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребёнка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребёнка, усугубляющие его эмоционально-психическое состояние. Часто к этому приводят ошибки родителей в семейном воспитании.

Всё это в той или иной степени обуславливает трудности в осуществлении семьей её воспитательных функций.

Причины этих ошибок условно можно разделить три группы:

  1. Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;
  2. Недостаточная психологическая компетентность родителей в вопросах возрастного развития ребёнка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
  3. Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребёнку.

Таким образом, неблагополучная семья - это система, в которой отсутствуют или неупорядочено действуют решающие факторы семейного воспитания.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступление в школу. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно - психическое развитие ребёнка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (не важно - вольно или по принуждению) учиться, как и все дети в его возрасте.

Младшие школьники не осознают своё неблагоприятное положение, но эмоционально воспринимают, переживают его. Они своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих: выкрики, беготня, агрессивность, драчливость, отказ от выполнения требований учителя, т.е. им свойственно то, что было отмечено ещё в дошкольный период как отклонения в поведении. Но если можно говорить о предпосылках возникновения у дошкольников педагогической запущенности, то у младших школьников - это устойчивое искажение представлений, невоспитанность чувств и несформированность привычек поведения, имеющих общественную значимость, обусловленные отрицательными влияниями среды и ошибками воспитания родителей.

Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребёнка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально - психологическое и социально - педагогическое сопровождение конкретного ребёнка, живущего в семье, находящейся в социально - опасном положении.

Социальные педагоги и педагоги - психологи, работающие в учреждениях образования, являются связующим звеном между внутренним и внешним миром ребёнка, где в качестве внешнего мира выступают родители и общество, а внутреннего - ученики и учителя школы. Осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, а также содействуют охране прав личности ребёнка, способствуют гармонизации отношений между учениками и педагогическим коллективом, родителями и детьми.

К одной из основных задач специалистов образовательного учреждения можно отнести повышение социально - педагогического потенциала семьи с целью гармонизации процесса развития личности ребёнка. Деятельность, направленная на решение вышеуказанной задачи включает три основные составляющие социально - педагогической работы: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая состоит из двух направлений деятельности педагогов: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится, в первую очередь, с родителями - путём их консультирования, а также с ребёнком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи современной помощи семье в целях её укрепления и наиболее полного использования её социально - педагогического потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической работы включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда семье существует психическое насилие над ребёнком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребёнка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент работы по повышению воспитательного потенциала неблагополучной семьи помощи включает в себя три составляющие: помощи в организации, координации и информации.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клуб знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребёнка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.

Социально - педагогической формой помощи и поддержки семьи является социальной патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптивно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать за семьей в ёё естественных условиях. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите им его целях.

Семейное консультирование представляет собой оказание педагогами консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, которые препятствуют успешному развитию социально - педагогического потенциала семьи.

В современном обществе семьи подразделились на типы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и становление ребёнка как личность. Но отрицательное влияние на развитие ребёнка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является воспитание ребёнка. В ходе воспитания ребёнка приобретает такие качество как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи не занимаются воспитанием своих детей и, как следствие, ребёнок формируется с отклоняющимся от нормы поведения.

Таким образом, рассмотренные технологии повышения социально - педагогического потенциала неблагополучной семьи, прежде всего, способствуют коррекции детско - родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогический, творческий проект "Моя СемьЯ"

На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс....

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В совре­менном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...

Организация социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в условиях личностно-ориентированной парадигмы.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Мы все больше приходим к осознанию того, ч...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ

Работа социального педагога по созданию благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемной семье....

ДОКЛАД «Социально-педагогическое партнерство ДОУ и семьи в новых социальных условиях»

Данный проект направлен на формирование культуры безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста и взрослых, на информационную поддержку и вовлечение родителей в решение проблемы детског...