Эссе "Развитие талантливых детей"
статья по теме

Денисова Светлана Валентиновна

Мой взгляд и мои соображения на эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида

№7  «Гвоздика»

города Дубны Московской области.

Эссе

«Развитие талантливых детей»

                          Подготовила:

                                                                                    Денисова Светлана Валентиновна,

                                                                     зам. заведующего по ВМР

                                           Развитие таланта ребенка часто связывают

                                                     с огранкой алмаза. И только то общество, которое

                                                  не жалеет материальных затрат и труда на огранку

таких «алмазов», может рассчитывать

на россыпи  бриллиантов по всей стране.

                                                                                                                              Журба Н. Н.

 

                Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей много столетий назад. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых  личностей. Только человек, наделенный непохожестью. способностями, одаренностью  сможет  уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека.        

                 Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Обучение и воспитание, поддержка и социализация одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Острота проблемы развития неординарных детей породила широкий интерес, как со стороны исследователей, так и педагогов-практиков. В настоящее время разработаны специальные программы для детей, обладающих высоким уровнем умственного творческого развития. А в рамках целевой программы «Дети России» создана рабочая концепция «Одаренные дети», определившая стратегические ориентиры решения проблемы развития одаренных детей.

                 Одаренным принято считать того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.  Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таковых) в том или ином  виде деятельности.

                 Одаренных детей можно встретить не часто. Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их таланта , в результате всего лишь 2-5 % детского поколения действительно проявляют себя как одаренные. Казалось бы, их уникальные способности должны восприниматься окружающими только с положительной стороны. Но, выделяясь из общей массы, они образуют отдельный элемент коллектива. Как правило, их мало, и поэтому они имеют высокие шансы стать изгоями. Проблема складывается в отношении общества к индивидуальностям.

                    Детский сад является начальным звеном в общественной жизни ребенка. Вступая в его коллектив, ребенок учится тонкостям контактов с окружающими его  людьми. Одаренные дети быстро улавливают свое преимущество перед другими детьми. Благодаря этому они занимают в коллективе лидирующие позиции или отталкивают от себя сверстников. Приобретая статус лидера, ребенок становится социально значимой личностью. Он чувствует груз ответственности, стремясь больше времени проводить с другими детьми. Иногда коллектив превращается в отдельный круг детей, например, когда одаренный ребенок начинает подсказывать педагогам о нуждах других детей. Иногда встречаются ситуации. Когда родители, заметив неординарные способности у ребенка, начинают воспитывать его, допуская серьезные ошибки. Они начинают ставить ребенка выше его сверстников, постоянно твердя малышу об его уникальных возможностях. Это неверно, в первую очередь, ребенок должен стать частичкой общества, а потом раскрывать собственную исключительность.  Из-за ошибочного воспитания, дети начинают негативно вести себя в детском саду. Они отвергают весь коллектив, причем это происходит по собственному желанию. Такой ребенок держится в стороне, не интересуясь проблемами и поведением окружающих.

                     Работа с одаренными детьми, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед другими детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому педагог  должен иметь высокую теоретическую подготовку, высокий уровень знаний методик дошкольного образования, профессиональную компетентность, требовательность, знать возрастную психологию, уметь найти подход к нестандартным детям, уметь объективно оценивать успехи одаренных детей и др.

                      В развитии, воспитании и формировании одаренного ребенка главную роль, несомненно, играет семья. Именно родители, внимательные и заботливые, первыми замечают одаренность своего ребенка. И не напрасно общество через законодательные акты закрепляет ответственность, возложенную на родителей в воспитании, развитии и образовании детей. И если ребенку дан дар природы – одаренность, то в него необходимо вложить гораздо больше усилий, создавая благоприятную среду для его развития. Иногда родители не понимают особенностей развития одаренности своих детей. Поэтому нужно уделять внимание не только ребенку, находящемуся в условиях детского сада до 10 часов 5 дней в неделю, а даже в большей степени семье в целом.

                   И здесь на первый план можно поставить взаимосвязь родителей и дошкольного образовательного учреждения. Потому что именно в дошкольном возрасте, на раннем этапе можно отметить признаки одаренности. И именно здесь родители могут получить помощь и поддержку, возможность объединить усилия для развития не просто одаренного ребенка, но и что не менее важно – гармонично развитой личности.

                    Принимая во внимание высокий уровень информатизации современных родителей, их желание быстро и максимально доступно получать информацию, затрачивая при этом минимум времени, разработаны инновационные формы работы с родителями.

                   Одна из форм – технология взаимодействия с родителями по средствам сети Интернет. На сайте дошкольного учреждения должна быть страничка консультаций специалистов. Педагог – психолог и учитель – логопед – дефектолог могут иметь личные сайты, где размещают дополнительную информацию для скачивания. При организации встреч с родителями в разных форматах проведения можно использовать мультимедийные презентации.

                    Но новые формы работы не вправе заменять собой и традиционные методы работы с семьей. Это личные консультации, участие педагогов и специалистов в проведении круглых столов, проведение семейных праздников, разработка и внедрение в практику работы микро-проектов педагогов по организации совместной деятельности.

                     Просветительская работа с родителями, активное внедрение новых форм взаимодействия помогают родителям лучше понимать внутренний мир ребенка, его реальные потребности, помогают не зацикливаться на одном направлении в развитии ребенка.

                      Заложенный основы воспитания родителями и педагогами в детском саду. в полной мере раскрываются в стенах школы. Начиная с начальных классов, ребенок становится индивидуальностью, выбирая собственную тактику поведения и принимая осознанные решения. Одаренные дети продолжают развитие в ранее заложенных направлениях, но начиная со средних классов, ситуация может измениться.

                     Как гармонично развиваться одаренному ребенку в детском саду и школе? не нужно утаивать свои исключительные способности, но и постоянно выносить их на всеобщее обозрение тоже не имеет смысла. Ребенку необходимо объяснить, что их способности -  это особенные возможности, которые могут принести пользу окружающим, но проявится это спустя какое-то время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы поддержки и сопровождения талантливых детей, как необходимое условие развития их творческого потенциала.

В статье рассказывается  о необходимости создания системы поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях ДОУ....

Презентация проекта "Поддержка талантливых детей - шаги к успеху"

В презентации представлена система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в дошкольном учреждении. Основная идея работы является рбъединение усилий педагогов, родителей,...

Проект "Поддержка талантливых детей - шаги к успеху"

В материалах представлено описание Проекта "Поддержка талантливых детей - шаги к успеху"...

Статья "Развитие и поддержка талантливых детей".

Я думаю, что: «Одарённые дети – будущее России», поэтому считаю, что каждый ребенок талантлив, нужно лишь этот талант раскрыть!...

«Талантливые дети - талантливых родителей»

Публикация в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции на тему: "Детская одареность. Раскрыть, понять, поддержать."...