ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
статья (младшая группа) по теме

 

    Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю детей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности.

    Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого влияния музыки, как и создание и исполнение.  

   Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет воспитательную функцию. Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. Она характеризует поступки, отношение, переживание героев (в сказках, на развлечениях). В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает ребенка, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б.В. Асафьева, музыка - «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы. Для характеристики музыкального образа немалое значение приобретает сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (в песне), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в игре, танце). Музыкальный образ делается более конкретным, понятным ребенку.

    Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувства, то есть содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов.

    Сила воздействия музыки зависит от личности ребенка, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки, как деятельность активную, подобную пению, игре на музыкальных инструментах. Это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими переживаниями. Их и выявлять трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что ребенок как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.

    Восприятие всегда тесно связано с осмыслением и осознанием того, что ребенок видит, слышит, чувствует.

  Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Основной путь развития музыкального восприятия - это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а так же расширение круга знаний о музыкальных стилях, жанрах.

    То, что воспитывается в личности ребенка в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого.

    Использование средства музыкального выражения - мелодии и гармонии, темпа и ритма, динамики и логики, регистра и тембра, структурной организации формы музыкального произведения воздействует на ребенка. Любой ребенок, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где простой шум. Но услышать в звуках музыки отражение тончайших движений и выражение серьезных глубоких переживаний, надо развивать.

     Развить музыкальное восприятие - это значит научить ребенка переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке музыки.

     Далеко не сразу ребенок может постичь всю глубину музыки.  Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий. На первых этапах развития музыкального восприятия ребенок воспринимает главным образом «внешний слой» музыкальной песни.  На последующих этапах слушатель осознает отдельные детали и фрагменты музыки. На этапе сформированного восприятия музыки осмысливается как целиком, так и с отчетливым слушанием деталей. Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия.

- Выявление главного настроения;

- Определение средств музыкальной выразительности;

-  Рассмотрение особенностей развития художественного образа;

- Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

   Восприятие музыки при слушании ее - самый распространенный вид деятельности, доступный каждому ребенку. Диапазон ее очень широк. Слушать можно публичные концерты с участием профессионалов, домашнее музицирование, разнообразные радио и телепередачи, посвященные вопросам музыкального искусства. Каждый ребенок руководствуется своими интересами, опираясь на свой жизненный опыт, удовлетворяя свои запросы. Педагоги должны иметь определенный уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательского воздействия на ребенка, быть хорошо подготовленными в области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого надо знать психологические и возрастные возможности детей в области музыкального восприятия, особенности их голосового аппарата. Музыкальный руководитель должен умело передать определенную часть своего опыта ребенку, и именно в тот период его развития, когда это будет оптимально, сделать это в такой форме, чтобы музыка стала для ребенка радостным открытием.

    Музыка, прежде всего -  язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к музыкальным пьесам, стихотворным текстам песен.

   В свое время психолог Б.М. Теплов отмечал, что музыка не может быть понятна детьми вне опоры на немузыкальные средства. Поэтому так важно включить в репертуар произведения программного характера.

Оставлять ребенка на уровне лишь общего восприятия вряд ли целесообразно. Прислушиваясь к музыкальной речи, он способен уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и выразительно- изобразительными средствами, ознакомление с которыми ему доступно.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их различных сочетаниях.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание.

    Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература -короткий образный рассказ, сказка, стихотворение.

Процесс восприятия музыки составляет неотъемлемую характеристику развития музыкальной культуры, ибо он подчинен общим тенденциям совершенствования нашего общества и включен в них, как фактор нашего духовного обогащения, идейного, эстетического, этнического воспитания.

  Существенным обстоятельством того, что происходит с мелодическим слухом при становлении музыкального восприятия является и то, что оно формируется не только в практике слушания, но и пения - исполнение музыки, а так же и музыкально-игровых действий. Ограниченная связь этих способов детского музицирования при стихийном общении с музыкой в условиях образовательно-воспитательного процесса не исключает целесообразности выявления того специфического, что может вносить в восприятие мелодии каждый из нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vospriyatiya_muzyki_v_rannem_vozraste.doc92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

    Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю детей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности.

    Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого влияния музыки, как и создание и исполнение.  

   Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет воспитательную функцию. Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. Она характеризует поступки, отношение, переживание героев (в сказках, на развлечениях). В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает ребенка, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б.В. Асафьева, музыка - «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы. Для характеристики музыкального образа немалое значение приобретает сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (в песне), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в игре, танце). Музыкальный образ делается более конкретным, понятным ребенку.

    Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувства, то есть содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов.

    Сила воздействия музыки зависит от личности ребенка, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки, как деятельность активную, подобную пению, игре на музыкальных инструментах. Это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими переживаниями. Их и выявлять трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что ребенок как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.

    Восприятие всегда тесно связано с осмыслением и осознанием того, что ребенок видит, слышит, чувствует.

  Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Основной путь развития музыкального восприятия - это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а так же расширение круга знаний о музыкальных стилях, жанрах.

    То, что воспитывается в личности ребенка в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого.

    Использование средства музыкального выражения - мелодии и гармонии, темпа и ритма, динамики и логики, регистра и тембра, структурной организации формы музыкального произведения воздействует на ребенка. Любой ребенок, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где простой шум. Но услышать в звуках музыки отражение тончайших движений и выражение серьезных глубоких переживаний, надо развивать.

     Развить музыкальное восприятие - это значит научить ребенка переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке музыки.

     Далеко не сразу ребенок может постичь всю глубину музыки.  Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий. На первых этапах развития музыкального восприятия ребенок воспринимает главным образом «внешний слой» музыкальной песни.  На последующих этапах слушатель осознает отдельные детали и фрагменты музыки. На этапе сформированного восприятия музыки осмысливается как целиком, так и с отчетливым слушанием деталей. Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия.

- Выявление главного настроения;

- Определение средств музыкальной выразительности;

-  Рассмотрение особенностей развития художественного образа;

- Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

   Восприятие музыки при слушании ее - самый распространенный вид деятельности, доступный каждому ребенку. Диапазон ее очень широк. Слушать можно публичные концерты с участием профессионалов, домашнее музицирование, разнообразные радио и телепередачи, посвященные вопросам музыкального искусства. Каждый ребенок руководствуется своими интересами, опираясь на свой жизненный опыт, удовлетворяя свои запросы. Педагоги должны иметь определенный уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательского воздействия на ребенка, быть хорошо подготовленными в области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого надо знать психологические и возрастные возможности детей в области музыкального восприятия, особенности их голосового аппарата. Музыкальный руководитель должен умело передать определенную часть своего опыта ребенку, и именно в тот период его развития, когда это будет оптимально, сделать это в такой форме, чтобы музыка стала для ребенка радостным открытием.

    Музыка, прежде всего -  язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к музыкальным пьесам, стихотворным текстам песен.

   В свое время психолог Б.М. Теплов отмечал, что музыка не может быть понятна детьми вне опоры на немузыкальные средства. Поэтому так важно включить в репертуар произведения программного характера.

Оставлять ребенка на уровне лишь общего восприятия вряд ли целесообразно. Прислушиваясь к музыкальной речи, он способен уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и выразительно- изобразительными средствами, ознакомление с которыми ему доступно.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их различных сочетаниях.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание.

    Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература -короткий образный рассказ, сказка, стихотворение.

Процесс восприятия музыки составляет неотъемлемую характеристику развития музыкальной культуры, ибо он подчинен общим тенденциям совершенствования нашего общества и включен в них, как фактор нашего духовного обогащения, идейного, эстетического, этнического воспитания.

  Существенным обстоятельством того, что происходит с мелодическим слухом при становлении музыкального восприятия является и то, что оно формируется не только в практике слушания, но и пения - исполнение музыки, а так же и музыкально-игровых действий. Ограниченная связь этих способов детского музицирования при стихийном общении с музыкой в условиях образовательно-воспитательного процесса не исключает целесообразности выявления того специфического, что может вносить в восприятие мелодии каждый из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия музыки детьми дладшего дошкольного возраста.

Материал для проведения консультации с педагогами....

Консультация для родителей - «Игры, развивающие восприятие музыки в раннем возрасте».

Консультация для родителей способствующая формированию интереса и любви к восприятию музыки....

Рекомендации для родителей детей раннего возраста "Музыка в раннем возрасте"

Рекомендации для родителей по использованию музыкальных произведений в быту и жизненном пространстве ребёнка. Предлагаемый  музыкальный материал опробован в качестве музыкотерапии для детей и взр...

Особенности восприятия музыки детьми раннего возраста

Особенности восприятия музыки детьми  раннего возраста...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологической и возрастной особенностью детей дошкольного возраста является то, что они чрезвычайно отзывчивы ко всему эмоциональному, яркому, образному. Они способны проявлять интерес к доступным п...

Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Творчество ребенка-слушателя проявляется в том, что в процессе восприятия или после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимике, пантомимической импровизации и д...