Использование смешанных техник изобразительной деятельности дошкольного возраста
материал по теме

Золотухина Александра Александровна

 

Бывает детям достаточно сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы. Уходя от традиционных методов рисования: просто цветные карандаши, фломастеры, краски. Прийти к раскрытию многогранности способов изображения, смешивая и дополняя различные техники друг другом. Являясь руководителем кружка «Радужка» мой опыт работы показывает, что  отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности, невыразительности детских работ, исключая изображать те  образы, которые затрудняются или к появлению шаблонности к узко репродуктивной деятельности, изображая только так, как обучали. Поэтому  основная задача педагога состоит в том, чтобы нацелить деятельность творческую, оригинальную, связанную с воображением, фантазией. И большая  помощь педагогу – это использование смешанных нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Что же может означать слово «нетрадиционно»? По толковому словарю Ефремовой.ТФ. 2000г.  Нетрадиционно- происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью, свежий; новаторский.

Смешанные техники  включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование.

Дети с раннего возраста стараются отразить свои впечатления, ощущения – многообразие своих эмоций и чувств об окружающем  мире в своём изобразительном творчестве.

Мой опыт работа заключается в использовании смешанных  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников. Продуктивная деятельность нетрадиционными смешанными  способами – увлекательна и многогранна. Результаты удивляют и восхищают детей.

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с детьми методами смешанных нетрадиционных техник рисования способствует:

  • развитию многогранности способов изображения (учит детей работать с разнообразным материалом),
  • развитию воображения и  полёт фантазии,
  • снятию эмоциональных напряжений, страхов, связанных с затруднением способности изобразительных навыков,
  • развивает уверенность в своих силах,
  • учит детей свободно выражать свой замысел,
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям,
  • развивает мелкую моторику рук,
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита,
  • цветовосприятия, азы цветоведения.

Целью моей работы стало развитие и формирование навыков работы в смешанных техниках у дошкольников на занятиях, дидактических играх.

В своей работе активно использую парциально программы  «Природа и художник» Т.А.Копцева, «Цветные ладошки» И.А.Лыковой поставила перед собой следующие задачи:

  • познакомить детей с различными смешанными  нетрадиционными техниками;
  • сформировать у детей технические навыки рисования смешанными техниками;
  • научить создать свой неповторимый образ, используя смешанные нетрадиционные техники;
  • развитие азов цветоведения;
  • развитие воображение методами смешанных техник.

Свою работу я вела с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Для ознакомления детей с различными смешанными техниками изобразительной деятельности использовала различные приёмы и методы, разнообразные стимулирующие материалы. В своём опыте использовала накопленный опыт и основной принцип дидактики от простого к более сложному.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty_2013.docx55.57 КБ

Предварительный просмотр:

Золотухина Александра Александровна


Без творчества немыслимо познание

 человеком своих сил, способностей, наклонностей…

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Бывает детям достаточно сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы. Уходя от традиционных методов рисования: просто цветные карандаши, фломастеры, краски. Прийти к раскрытию многогранности способов изображения, смешивая и дополняя различные техники друг другом. Являясь руководителем кружка «Радужка» мой опыт работы показывает, что  отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности, невыразительности детских работ, исключая изображать те  образы, которые затрудняются или к появлению шаблонности к узко репродуктивной деятельности, изображая только так, как обучали. Поэтому  основная задача педагога состоит в том, чтобы нацелить деятельность творческую, оригинальную, связанную с воображением, фантазией. И большая  помощь педагогу – это использование смешанных нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Что же может означать слово «нетрадиционно»? По толковому словарю Ефремовой.ТФ. 2000г.  Нетрадиционно- происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью, свежий; новаторский.

Смешанные техники  включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование.

Дети с раннего возраста стараются отразить свои впечатления, ощущения – многообразие своих эмоций и чувств об окружающем  мире в своём изобразительном творчестве.

Мой опыт работа заключается в использовании смешанных  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников. Продуктивная деятельность нетрадиционными смешанными  способами – увлекательна и многогранна. Результаты удивляют и восхищают детей.

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с детьми методами смешанных нетрадиционных техник рисования способствует:

  • развитию многогранности способов изображения (учит детей работать с разнообразным материалом),
  • развитию воображения и  полёт фантазии,
  • снятию эмоциональных напряжений, страхов, связанных с затруднением способности изобразительных навыков,
  • развивает уверенность в своих силах,
  • учит детей свободно выражать свой замысел,
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям,
  • развивает мелкую моторику рук,
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита,
  • цветовосприятия, азы цветоведения.

Целью моей работы стало развитие и формирование навыков работы в смешанных техниках у дошкольников на занятиях, дидактических играх.

В своей работе активно использую парциально программы  «Природа и художник» Т.А.Копцева, «Цветные ладошки» И.А.Лыковой поставила перед собой следующие задачи:

  • познакомить детей с различными смешанными  нетрадиционными техниками;
  • сформировать у детей технические навыки рисования смешанными техниками;
  • научить создать свой неповторимый образ, используя смешанные нетрадиционные техники;
  • развитие азов цветоведения;
  • развитие воображение методами смешанных техник.

Свою работу я вела с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Для ознакомления детей с различными смешанными техниками изобразительной деятельности использовала различные приёмы и методы, разнообразные стимулирующие материалы. В своём опыте использовала накопленный опыт и основной принцип дидактики от простого к более сложному.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому предметно-развивающей среда организована  с учётом авторского подхода и федеральных государственных  требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разносторонне развития каждого ребёнка, созданию благополучного психологического климата среди детей.

Для развития эстетического восприятия и эмоционального поднятия настроения в коридоре расписала стену и расположила вернисаж детских работ, дополнительно к выставки на стендах. Так же в группах расписала стены: старшая группа (спальня, игровая) и младшая группа (спальня, игровая) как элемент эстетической развивающей среды.

Смешанные техники помогают развитию многогранности занятий живописью, графикой (акварель, гуашь, пластилин, акриловые краски, сухая и масленая пастель, тушь, уголь). Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - все это процессы, в которых много приятных ощущений, познание нового и закрепление уже полученных знаний и умений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели, дающей множество нежных оттенков, приятному контрасту совместно рисуя пастелью и акварелью, изображения линией, пятном тушью, линией, мягкой передачи оттенков углём.

Научить создавать свой неповторимый образ смешанными техниками можно с помощью наблюдения красоты природы, окружая себя произведениями живописи, народного и декоративно-прикладного искусства.

Еще один путь развитие воображения, фантазии, знакомства со свойствами цвета состоит в возможности сопоставить цвета и звуки. Гармонию между цветом и звуком пытался найти в своих полотнах художник М.Чюрленис, многие его картины так и называются "Прелюд", "Фуга", "Соната". Круг этих работ довольно разнообразен и велик. На занятиях мы используем метод «по-сырому» для изображения музыки. Различные цветовые оттенки, перетекание цвета в цвет, смешение цветов акварелью, гуашью, может быть с последующим дополнением рисунка тушью или фломастерами, гелевыми ручками.

Впечатление зрителя, полученное от изысканных линий и изысканных же цветовых сочетаний, немедленно отвлекается от триады линия - форма - цвет и обращается к триаде мелодия - форма - тональность. Это тот случай, когда используемые художниками и искусствоведами понятия из обихода звукового (ритм, гармония), равно как музыкантами и музыковедами - из обихода зрительного (линия, колорит), являются не метафорическими отсылками к смежным искусствам, а дают прямые и точные понятия о явлении, запечатленном на бумаге.

Цвето-музыкальным зрением обладал композитор А.Н.Скрябин. Он впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую партитуру специальную партию света ("Прометей"), что связано с обращением к цветному слуху.

В работе с детьми нашли широкое применение следующие продуктивные виды деятельности:

- Рисование акварелью по-сырому (предварительно лист бумаги нужно намочить губкой или широкой кистью и дать чуток просохнуть (чтобы не было луж), и постараться закончить рисовать, пока бумага не высохла), лессировка – многослойная живописная техника. Лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. Лессировка всегда от светлого к темному, так как используются прозрачные краски без добавления белил.  (возможно с последующей прорисовкой и дорисовкой  гелевыми ручками, фломастерами, цветными карандашами).

- Рисование пальчиками необходима гуашь, немного разведённая в мисочке, ладошкой можно ещё использовать жёсткую кисточку, для нанесения краски на ладошку и одновременно делаем кисточкой массаж.

- Печать листьев нужна гуашь и свежие листочки. Наносим краску с помощью мягкой кисти на листочек затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Можно выполнить разнообразные композиционные решения.

- Тиснение (фольги) (другое название Эмбоссинг)  - техника художественной обработки кожи, листового металла, бархата и некоторых других материалов (картона и фольги, др.) для получения на их поверхности рельефных изображений путём  механического выдавливания.

         -Фротаж - слово «фроттаж» происходит от французского frotter — «тереть, протирать». Техника фротажа и заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью, пару минут – и поделка своим руками – готова! Главная задача - найти рельеф, который будет интересно смотреться на бумаге и подобрать цвета. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы. Макс Эрнст (1891 -1976) открыл технику фротажа 10 августа 1925 года. Эрнст был одним из ведущих сюрреалистов, которые стремились передавать реальность подсознательно посредством свободных ассоциаций. Для создания своих образов он использовал фактуру различных предметов (ржавой консервной банки, ткани, перьев, ракушек, кожи, наждачной бумаги, засохшего хлеба).

-Набрызг (щётка, гуашь, расчёска, возможен силуэтный трафарет)- на кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

- Рисование акварелью + масленая пастель, восковые мелки, свеча-техника акварели Аля-прима (что буквально означает в один прием) сначала рисунок наносится свечой, пастелью (или восковой мелками), а потом аккуратно широкой мягкой кистью или ватным тампоном.

- Рисование мягкими материалами (углём, сангиной, сепией, соус, мелом, сухая пастель). Сепию и сангину, соус можно натереть или измельчить и развести с водой для последующей гризайли. Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Мягкие материалы удобно растирать ватными палочками и закреплять лаком для волос.

- Рисование тушью: а) Рисование пером. При помощи пера рисуются тонкие линии, контурные линии, выполняется штриховка.


б)
Рисование кистью. Эта техника очень свободная, может иногда напомнить процесс рисования акварелью, только у нас вместо нее просто тушь. Мягких переходов цвета вы можете добиться смешивая в различных пропорциях тушь с водой.

 
в)
Рисование палочками. Самыми удобными считаются липовые палочки, они мягкие и легкие в обработке. Палочку можете просто сломать, чтобы потом получались толстые и небрежные линии.  Удобно использовать палочки для ногтей.

- Мозайка (рисование ватные палочками, резинкой на конце карандаша) техника пуантилизма (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионист Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). Ватные палочки опускаем в краску (можно гуашь или акварель) и перпендикулярно плоскости листа ставим точки. Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками (зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево).

- Кляксография (монотипия, монотипия с дорисовыванием) с помощью предметной монотопии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотопия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (отражение в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток).

- Кляксография трубочкой (раздувание туши, акварели) На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю краски. Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.

- Акварельные карандаши, мелки. Рисунок выполняется как просто цветными карандашами с последующей размывкой водой.

- Роспись ткани (узелковая роспись, роспись контурами). Для упрощения брали акварельные краски. (минус стирать такую работу нельзя)

- Печать трафаретов, штампов. Трафареты вырезала из пенопласта, плитки для потолков (удобно, когда есть фактура), можно использовать ластик, печать ножниц. Используется акриловая краска или гуашь.

- Пластилиновая живопись (пластилинография, + паетки, бисер, нитки);

-Аппликация+ дорисовка  (оракал, ткань+ цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки). Ребёнок выбирает кусочек ткани или оракала, приклеивает на бумагу. Рассматривает и дорисовывает композицию.

- Аппликация: обрывная при изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушистой, объемной и мягкой фактуры предмета. Мозаичная - бумага рвётся на мелкие кусочки и создаётся мозайка. Нитками, нарезанные нитки или нитки укладываются по рисунку. Природные материалы, чай, кофе, сухие листья, салфетки, вата (возможно + гуашь). Применение круп (горох, рис, манка, гречка) – мозаичная аппликация возможно с последующим окрашиванием круп. Из гофрированной бумаги – цветы. Все материалы приклеивать на клей ПВА.

- Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Бумага белая, тонированная натирается свечой. Покрывается смесью ПВА+тушь(гуашь) после высыхания процарапываем палочкой.

- Оттиски - если нужно  передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым  тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой  для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д.;

- Вышивание лентами использовали атласные ленты и пластмассовые иголки.

- Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов.

-Ниткография необходимы нитки, клей, основа для работы (картон, двп, бутылка, шарик).

-Тестопластика (солёное тесто, дополненное бисером, паетками).

- Оригами - древнее искусство складывания фигурок из бумаги, бумагопластика с применением графических навыков.

- Пластика из листьев (цветы из осенних листьев) создание осенних роз из кленовых листочков.

-Квиллинг. Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

-Рисование на камнях изображения животных, возможно просто узор. Гуашь, акриловые краски, фломастеры, восковая пастель.

-Волшебные линии, точки. Дети меняются с соседом листочком бумаги и рисуют линию с закрытыми глазами, точки. Лист возвращается и каждый ребёнок рассматривает изображение и дорисовывает до узнаваемого.

- Акварель +гуашь с последующим дорисовыванием тушью.

- Сухая кисть - это такая техника в изобразительном искусстве, когда краска аккуратно растирается по бумаге и получается изображение. Сухая кисть по совокупности признаков относится к графике, несмотря на то что может писаться маслом. 

-Метод «тычка» - рисование жесткой полусухой кистью. Этот метод используется для придания рисунку вида пышности, лохматости, колючести.

Совмещая и дополняя эти техники, дети выбирают более приемлемые и выразительные средства изобразительной деятельности для своей композиции, выражения своих эмоций.

Творческий процесс – это настоящее чудо. Наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности. Радость, которую им доставляет созидание своего творчества. Так они начинают чувствовать свою пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах жизни. Детям нужно дать понять, что в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.

Часто мы привлекаем родителей к совместному виду деятельности конкурсы рисунков, выставки семейных работ. Проведены сезонные выставки совместного творчества детей и родителей: «Дары природы», «Зимняя сказка», «Космическое путешествие», «Цвет войны глазами ребёнка».

На основе выставок было разработано авторские методическое пособие: «Конструирование из природного материала». Пособие активно используется в практической деятельности воспитателями ДОУ, родителями для создания новых шедевров совместно с детьми.

Все эти виды деятельности  помогают в закреплении и формировании полученных знаний и умений.

Доказано, что на кончиках пальцев очень многое заложено, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга, которые тесно связаны с речевыми зонами и развитием творческих способностей ребёнка. Поэтому для развития мелкой моторики на каждом занятии проводим пальчиковую гимнастику (с помощью орехов, карандаша, колючего коврика), что создаёт благотворный эмоциональный фон для творческой деятельности дошколёнка.

Постоянно занимаясь с детьми обучаю, повторяем и закрепляем полученные знания. Ребёнок учится использовать эти знания и умения при создании его творческих работ.

Все занятия, проводимые с детьми в игровой, интересной и познавательной форме, под релаксирующую, классическую  музыку с физминутками  помогают эмоциональному настрою, получению и усвоению знаний, развитию изобразительных способностей ребёнка. В ходе режимных моментов включаю: пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, физминутки.

Разработала «Картотеку физминуток для старшего возраста». Разработала методическое пособие «Нетрадиционное рисование в детском саду». Пособиями активно пользуются в практической деятельности воспитатели  ДОУ.

Разработала блок консультаций, методических и практических рекомендаций для педагогов, специалистов и родителей по различным вопросам изобразительной деятельности.

Были проведены мастер-классы, способствующие расширению художественного опыта педагогов ДОУ: «Нетрадиционные техники», «Обрывная аппликация», «Весенние цветы. Смешанные техники», «Квиллинг».

И только кропотливая работа, терпеливое отношение, одобрение и поощрение помогли мне добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику. Мониторинг показал 65% - высокий уровень, 25% - средний уровень.

Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию и формированию  навыков изобразительной деятельности смешанными нетрадиционного методами рисования приближены к стилю арттерапии (лечением искусством). Что способствует:

- успокоению ребёнка;

- раскрытию его внутреннего мира;

- развитию мелкой мускулатуры кисти (мелкой моторики);

- координации руки и глаза;

- подготовки руки к письму.

На занятиях развиваются предпосылки учебной деятельности:

- формирование умений планирования последовательности выполнения;

- осуществление контроля на различных этапах работы;

- развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.

Развитие психических процессов:

- восприятие (сенсорные эталоны);

- память (процессы запоминания, припоминания, воспроизведение);

- мышление;

- речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость);

- внимание;

- воображение, фантазия.

По результатам моей работы можно сделать вывод, что каждая техника – это маленькая игра. Использование, владение смешанными нетрадиционными техниками изображения  доставляет дошкольникам восторг и радость, уверенность в своих силах, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения, повышает самооценку. Дети стремятся к активной самостоятельной деятельности и творчеству.

Библиографический список

1. Копцева Т.А. Природа и художник. М.: ТЦ Сфера, 2006г. -208с.

2. Лыкова И.А. Цветные ладошки. М.: Карапуз-Дидактика, 2006. -144с.

3. Лыкова И.А., Коротеева Е.И., Данилова Е.А., Млышева Н.А., Гончар В.В. Большая книга детского творчества. – М: Олма Медиа групп, 2007г. -288с.

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007г.

5.  Лопатина А., Скребенцова М. Краски рассказывают сказки. М.: Амрита-Русь, 2005г. 222с.

6. Хананова И.Н. Солёное тесто. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012г. – 104с.

7. Немешаева Е.А. Ладошки. М.: Айрис-пресс, 2011г. -144с.

8. Немешаева Е.А. Фантазии из природных материалов. М.: Айрис-пресс, 2011г. -112с.

9. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2012г. – 144с.

10. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. М.: ТЦ Сфера, 2002г. -192с.

11. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Яр: Академия развития, Академия холдинг, 2001г.-143с.

12. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогогическое общество России, 2005г. 144с.

13. Аллярова И.Е. Симфония красок. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006г.

14. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2006г. – 96с.

15. Румянцева Е.А. Необычное рисование. М.: Дрофа, 2006г.

16. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. М.: Рольф, 2000г. – 208с.

17. Издательство Мозайка-Синтез. Искусство-детям.

18. Агапова И., Давыдова М. Оригами для всей семьи. М.: ООО Изательство «Дом ХХIвек», ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007г. – 240с.


Содержание:

  1. Введение.
  2. Обоснование актуальности, выбранной темы.
  3. Цели и задачи работы.
  4. Продуктивные виды деятельности, используемые в работе.
  5. Результат работы. Выводы. Перспективы.
  6. Литература.
  7. Приложения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую различныенетрадиционные техники рисования, которые вызывают интерес и способствуют развитию художественных навыков.[[{"type":"me...

«Тематическое планирование по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Данная методическая разработка посвящена знакомству с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО.Федеральный Государственный Образовате...

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

        Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....