«Роль образной игрушки в развитии игрового замысла у детей младшего дошкольного возраста.»
статья (младшая группа) по теме

Крюкова Альбина Викторовна

Рекомендации для более успешного развития творческой игры у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_obraznoy_igrushki.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«Роль образной игрушки в развитии игрового замысла у детей младшего дошкольного возраста.»

Воспитатель Крюкова

Альбина Викторовна

Игра, как самостоятельная детская деятельность, формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона (знака) тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребёнку.

        Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для себя новую игрушку. Большая часть игрушек - это так называемые образные игрушки. Образные игрушки вводят детей в игру, способствуют развитию творческих способностей детей. Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что появление замысла у дошкольников качественно меняет характер их деятельности. Она начинает приобретать черты  творческой, а ребёнок получает возможность идти от «мысли к ситуации», а не, наоборот, от «ситуации к мысли», как это было в преддошкольном возрасте. Наблюдая за играми детей, я заинтересовалась, как образная игрушка влияет на развитие игрового замысла. Внесение игрушки вызывает интерес к игре, появляется замысел, изменяет характер  деятельности ребёнка. Она начинает приобретать черты творческой: День рождения куклы Кати; больница для зверей…

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру, являются игрушки. Для стимулирования первых самостоятельных игр ребёнка достаточно две-три игрушки, имеющих между собой открытую смысловую связь.

        Изучая возникновение игрового замысла, я обратила внимание, что игрушка рассматривается и как мотив, побуждающий ребёнка к игре, и как средство осуществления задуманного. Образная игрушка служит детям напоминанием о виденном, слышанном, знакомом, помогает устанавливать временные связи, способствует объединению разрозненных представлений.

        В своей работе я опиралась на опыт Ольги Кирилловны Васильевой-Зинченко.

        Познакомившись с «Методикой внесения образной игрушки во второй младшей группе детского сада» О.К. Васильевой, я решила апробировать её в своей работе с детьми.

        Одной из главных задач своей деятельности считаю - развитие творческих способностей у детей. Формирование творческих способностей обеспечивает в целом высокий уровень творческого воображения, что очень важно при осуществлении их подготовки к школе.

        Конечно, я понимаю, работа по внедрению любой методики связана с выявлением первоначального состояния изучаемого вопроса, применение новых интересных методик поможет воспитателю целенаправленно строить свою работу. Именно взрослый должен помочь ребенку перешагнуть небольшой рубеж  от ситуативной игры к целенаправленной, от неумения ставить и согласовывать цель, планировать игру - к умению намечать ее задолго до игры. Коллективно обсуждать и намечать длительную перспективу: от объединения жизненных впечатлений с эпизодами сказок, рассказов, телепередач; от подражания единичным действиям того или иного человека до отражения ряда последовательных действий и передачи своего отношения к изображаемому; от заинтересованности внешним видом игрушек и использованию ограниченного способа действий с ними до сознательного подбора игрушек и разнообразного применения их в играх в соответствии с задуманным; от неумения выполнить задуманное до его реализации с помощью взрослых, а затем - самостоятельно.

        В соответствии с целью я наметила следующие задачи:

  1. Изучить особенности развития игрового замысла под влиянием образных игрушек у детей 4-го года жизни.
  2. Внедрить методику внесения образных игрушек, разработанную О.К. Васильевой.

Мною были проведены наблюдения за 20 детьми средней группы.

Наблюдения велись с целью:

  •  определить уровень развития игрового замысла детей 4-го года жизни;
  •  обеспечить условия развития игрового замысла, формировать у детей устойчивый и осознанный интерес к образной игрушке, намечать цель игры, планировать последовательность развёртывания сюжета, умение подбирать игрушки для реализации задуманного и использовать их в играх в соответствии с полученными представлениями;
  •  определить наличие у детей устойчивого интереса к образным игрушкам, проанализировать процесс развития игрового замысла у детей.

Исходя из намеченной цели  я использовала  такие методы:

        Наблюдение за всем коллективом детей и за отдельными детьми в процессе игр с образными игрушками,  во время которых стремилась выявить интерес к различным видам образных игрушек, характер их игровых действий, умение намечать цель игры и подбирать игрушки для реализации задуманного.

        Индивидуальные беседы с детьми об игрушках, с помощью которых пыталась определить, чем обусловлены интересы ребёнка к той или иной игрушке, умение намечать цель игры и подбирать игрушки в соответствии с замыслом, представления детей о предметах, которые изображают образные игрушки.

        Предложение игрушек, изображающих предметы реального мира, персонажей сказок с целью выяснить их влияние на возникновение игрового замысла и определение характера возникающих игр и игровых действий.

В ходе наблюдения мне удалось выделить любимые игрушки у отдельных детей. Предпочтение, в основном, отдавалось какому-либо виду игрушек. Девочки чаще играли с куклами, мишками, посудой, наборами "Больница", "Парикмахер". Мальчики предпочитали машины, самолеты, модули, конструкторы, в сочетании с деревьями, животными. Наблюдения помогли выявить тематику игр.

Тематика выбора бедна, игры детей характеризовались в основном простыми действиями: раздевание и одевание, кормление, укладывание спать, лечение, причесывание, перевозка грузов.

        Наблюдения за играми детей с образными игрушками позволили мне выделить некоторые особенности в отношении детей к игрушкам, целенаправленность их действий, определить тематику игр. Однако, мне хотелось выявить, есть ли у детей любимые игрушки, каким игрушкам они отдают предпочтение.  С этой целью были проведены индивидуальные беседы с детьми по следующим вопросам:

- с какой игрушкой ты любишь играть? Почему?

        Второй вопрос помогал выявить, какими игрушками дети любят играть, после любимых.

        Во второй серии индивидуальных бесед детям были заданы следующие вопросы:

- в какую игру ты будешь играть?

- какие игрушки тебе нужны для игры?

- расскажи, как ты будешь играть?

- что ты будешь делать в начале?

- что ты будешь делать потом?

Вопросы второй серии должны были выявить умение детей определять тему игры, планировать ее, подбирать игрушки, для реализации задуманного. Ответы детей на вопрос (1) помогли выявить тематику детских игр, тему игры мог назвать сразу каждый ребенок.

Третий вопрос помогал проверить способность детей ставить цель игры и планировать ее. Я уже отметила, что способность ставить цель подсказывалась прямым назначением игрушки. У некоторых детей постановка цели была связана с имеющимся жизненным опытом.

Результаты наблюдений позволяли определить возрастающий интерес детей к образной игрушке, способность действовать с ними целенаправленно, умение подбирать их до начала игры и применять их в игре в соответствии с замыслом. Это свидетельствует о том, что игрушка большинством детей воспринимается средством реализации задуманного. Однако способы действия с ней у большинства детей малоразнообразны, отсутствует умение использовать ее в разных ситуациях.

Для развития игрового замысла у детей в процессе игр с образной игрушкой мною были поставлены следующие задачи:

        1 Обогащение игрового опыта детей.

2. Формирование умения использовать одну и ту же игрушку в разных ситуациях.  

        Я выделила 4 основных приема внесения игрушки:

-дидактическая игра;

-показ инсценировок театра игрушек;

-создание игровых ситуаций;

-показ сценок - загадок.

Я старалась связать работу по внесению игрушек со своей воспитательно-образовательной работой в группе. Мною были внесены игрушки:

-персонажи к сказкам "Маша и медведь", "Колобок", "Теремок";

-посуда: кухонная, столовая, чайная;

-овощи, фрукты, мебель, сказочный домик, телефон, стиральная машина, предметы туалета.

Определить последовательность внесения игрушек помог учет потребностей детей в игрушках для оснащения любимых игр.

Внесение игрушки осуществлялось через куклу Андрюшу, который наделялся мной такими же интересами, желаниями, стремлениями, которые характерны для детей данного возраста. Андрюша очень любит играть, загадывать и отгадывать загадки, может что-то не знать, но об этом не стесняется спросить у детей. Эта кукла помогала сделать встречу с игрушкой радостной, непринужденной, опосредованной.

Например, однажды в группу к детям с большим пакетом, красиво завязанным, пришел Андрюша. Громко поздоровавшись с детьми, он познакомился с ними, и сказал, что хочет дружить с ребятами, приходить в гости, играть с ними. Когда пакет был развернут, дети увидели набор красивой мебели. Андрюша спрашивал у детей название предметов, назначение каждой вещи. Андрюша похвалил детей, спросил , где будет стоять мебель, будет ли у кукол своя комната, и, попрощавшись , ушел, пообещав придти через несколько дней. Таким образом, после проведения дидактических игр игрушки оставались в группе.

Были проведены инсценировки театра игрушек. Приходил Андрюша, интересовался, хотят ли дети посмотреть сказку, тут  же ненавязчиво предлагал вспомнить правила поведения в театре, быстро переключая внимание детей на сказку. Знакомые детям русские сказки дали возможность научить действовать с персонажами сказок в игре. Так были показаны сказки: "Маша и медведь", "Колобок", "Петушок и бобовое зернышко". Дети свои впечатления от увиденного переносили  в свои игры.

Так, Вика, играя в "Дом", говорила кукле: "Не ешь колобка, он тебе песенку споёт".  

Создание мною игровых ситуаций побуждало детей самим подбирать игрушки, проявлять творчество. Я сообщала детям о том, что завтра придет Андрюша и к его встрече надо подготовиться. Такое сообщение вызвало у детей желание навести порядок в игровых уголках, угостить чаем, покатать на машине, отправиться в путешествие на пароходе. К встрече с Андрюшей дети готовились заранее, большую помощь в этом оказывали родители. Их руками были сшиты и изготовлены новые атрибуты к сюжетно-ролевым играм: ширма, постельные принадлежности, уголок ряженья. Дома родители вместе с детьми обговаривали то, как лучше встретить Андрюшу, что показать, чем удивить, в какие игры поиграть.

Сценки-загадки подводили детей к осознанию необходимости использовать какие-нибудь игрушки в разных ситуациях, а так же дали возможность показать характеры персонажей, выказать свое отношение к их поступкам, помогая в воспитании культуры общения с игрушками. Были проведены такие сценки-загадки: "Кто поможет Маше?", "Что такое хорошо и что такое плохо?", "Спички детям не игрушка", "Доктор спешит на помощь".

                

В результате проверки изменения роли образной игрушки и уровня развития  игрового замысла детей оказалось, что изменилось отношение детей к образным игрушкам. У детей, у которых не было любимых игрушек, таковые появились.

        Время игры с выбранными образными игрушками в среднем увеличилось на 10 минут. Расширилась тематика детских игр. Появились новые игры: "Идём в гости", "Магазин", "Автобус".

В развитии сюжета дети проявляли выдумку, фантазию. Некоторые дети стали комбинировать жизненные впечатления с эпизодами сказок. Однако, перспектива игры осталась еще короткой. Дети умели планировать самые важные свои действия.

Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов позволило увидеть некоторые сдвиги в развитии игрового замысла детей.

        После внесения образной игрушки различными приемами я проводила наблюдения за всеми играми детей с внесенными игрушками. Они показали, что дети моей группы стали по-новому смотреть на игрушки, интерес к внесенным игрушкам побуждал их к придумыванию новых вариантов игр, импровизации и комбинированию впечатлений.

Могу отметить, что с помощью методики О.К. Васильевой мне удалось достичь хороших результатов в развитии игрового замысла у детей моей группы. Они полюбили куклу Андрюшу, и ни один день моей работы не обходился без этой забавной игрушки: он был с нами - в игре, на занятиях, на прогулке, в любых режимных моментах.

Думаю, что буду и в дальнейшем использовать эту методику. Это просто необходимо, так как дети растут, у них появляются новые игры, меняется их тематика, расширяется сюжет, вводятся новые атрибуты.

Считаю, что образная игрушка необходима для более успешного развития творческой игры. С одной стороны она влияет на содержание игры, кроме того, от умения реализовать себя в игре зависит успешный переход ребёнка к новому виду деятельности – обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Игра - естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Именно через нее он осваивает, изучает окружающий мир. Очень важно не оставлять его в одиночестве, а изучать этот мир вместе с ним, его глаз...

Тема: «РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ( ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ).

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей младшего дошкольного возраста играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение ...

Консультация "Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста"

Материал расскажет о том, как в подвижных играх развиваются основные движения малышей....

РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. ...

Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей по теме: «Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста»...

Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (3 -4 года).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выпо...

Сообщение " Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484233","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484241","...