Статья «Откройте истину творчества»
статья по теме

Савельева Елена Константиновна

 

 

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?     

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но...

  не опаздывайте и, помогая  ... думайте сами»    Б. П. Никитин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lene_-_kopiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Откройте истину творчества»

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?      Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая … думайте сами» Б. П. Никитин

               Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная. Например, у шофёра, пришедшего утром в гараж, не запускается мотор. Неисправность может быть в зажигании, в электропроводке, и в самых различных частях. Ни один учебник и инструктор не могут предусмотреть все поломки и научить этому шофёра. Значит, это задача, над которой ему нужно самому поразмыслить, найти её решение — то есть творческая задача.

             Диапазон творческих задач очень широк по сложности — от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся что-то новое. Вот здесь и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

            Мы живём в век невиданной ещё в истории человечества научно-технической революции; и жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач и проблем. Особенно остро это стало ощущаться сейчас, когда гласность стала открывать всем глаза и позволила увидеть море проблем, которые, наверное, не замечал ум послушного исполнителя.

             Пред нашим государством, воспитателями и родителями встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто ещё только должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким, но и — обязательно! - инициативным, самостоятельным, уверенным в своих силах, открытым внешнему миру.

           Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа не всегда  щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко...

            К счастью, мы ставим перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, мы научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы — тайну возникновения и развития творческих способностей, мы научились выращивать ... таланты!

             Что же нужно делать, чтобы вырастить талант, спросите вы. Я считаю, главное условие: насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нём  именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Я убеждаюсь в этом на своём опыте. Поэтому стараюсь создать обстановку опережающую развитие детей: энциклопедии, интересные книги и карты, мастерская с инструментами, строительные материалы, измерительные приборы и развивающие игры, побуждающие к решению творческих задач и многое другое — всё это существенно раздвигает мир  детей, расширяет  их возможности познавать  и исследовать действительность и помогает проявить себя в самой разнообразной деятельности. При этом я сознательно (поскольку убеждена: принуждение — враг творчества) предоставляю ребятам большую свободу выбора во времени и способах.  Но предоставленная свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Я стараюсь  быть для своих детей союзником, партнёром, единомышленником, не упускаю возможность поиграть, пофантазировать или поэкспериментировать  вместе с ребятами, и, конечно, радуюсь вместе с ними каждому шагу вперёд,  каждому успеху.

               Результаты удивляют родителей и меня саму: ребята стали более самостоятельными и любознательными,  сообразительными и умелыми, творчески активными.  И при этом они остаются детьми — любителями шумных игр и приключений, огранизаторами всяческих проказ, благодарными слушателями волшебных сказок.

              Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребёнку встать на этот путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста."

Как вырастить общительного, разносторонне развитого малыша, используя устное народное творчество....

Статья" Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных способов".

Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных способов. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самос...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора

статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора...

Статья«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредстве...

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....

Статья "Тетрализация и творчество в детском саду"

Статья о творческом поиске методов и приемов огранизации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....