Консультации для воспитателей по театральной деятельности
консультация (младшая группа) по теме

Белова Светлана Николаевна

Театр - одно из любимейших зрелищ дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль театральной деятельности в развитии речи детей»

Театр - одно из любимейших зрелищ дошкольников. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Ребята видят знакомые и близкие им игрушки: зайку, мишку, собачку, бабочку, деда и других героев, которые оживают, двигаются, разговаривают. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в особый сказочный мир. Цель театра не только в развлечении и в помощь ребёнку раскрыть в себе человеческую сущность, свою принадлежность к роду человеческому и одно время с этим осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость.

Условность кукольного спектакля близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы героев, выполняют их поручения, дают советы. Театр доставляет детям большую радость.

Сюжеты театральных представлений берутся для дошкольников не только сказочные, но из окружающей жизни, природного мира такого понятного, доступного ребёнку с самого раннего возраста. Содержание обогащает малышей реальными значениями о жизни знакомых персонажей, знакомит с новыми.

Театр имеет большое значение для развития речи детей. Поэтому во время спектакля могут выделять отдельные моменты спектакля, подчёркивая какие-нибудь слова и фразы, сделать добавочную паузу, замедлить или ускорить подачу текста, попросить детей то или иное слово.

Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в памяти у детей. Дети делятся своими впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям о театре. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи, умению выражать свои чувства.

В театрализованной деятельности дети, которые закомплексованы, плохо развита речь, стесняются, выбирают сами себе героев, а за ширмой преодолевают себя.

Благодаря театрализованной деятельности происходит у детей всех возрастов правильное закрепление произношение всех звуков, как гласных, так и согласных, совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. В театре дети учатся видеть качество своей работы, передают голосом различные состояния: страх, жадность, удивление, ласку, идёт поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов.

Начинать заниматься театрализованной деятельностью со второй младшей группы, усложняя и усовершенствовав речь героев и расширяя виды театров. Театр играет огромную роль в развитии выразительности и естественности речи детей.

Благодаря театру у детей развивается память, мышление, внимание, активизируется словарь. Речь становится более насыщенной и обогащенной прилагательными, наречиями, совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Дети благодаря театру легко пользуются прямой и косвенной речью.

Театр не только прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает речь, кругозор детей, но и способствует доброжелательному отношению к окружающей среде, учит правилам и поведения и, наконец, раскрывает их индивидуальные способности, сближает детей.



Предварительный просмотр:

                                Консультация для воспитателей

                                      «Как организовать театрализированную среду»

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:

•        создавать условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности (поощрять исполнительское
творчество, развивать способность свободно и раскрепощено
держаться при выступлении, побуждать к импровизации
средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с
    устройством театра, театральными жанрами, с разными видами
    кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами
    деятельности в едином педагогическом процессе.

Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Почему, прежде всего организация, а не содержание? По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, форму и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге - целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т. д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно. Чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку), причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному - в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересам детей в вечернее время могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр - малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.), которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изодеятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» - концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, которому присуще зарегламентировать, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно -пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основной самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно -пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • Индивидуальные социально - психологические особенности
    ребенка;
  • Особенности его эмоционально - личностного развития;
  • Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и
    потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие
    способности;

•        Возрастные и поло - ролевые особенности. Социально - психологические особенности детей дошкольного возраста включает стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть
один и «порепетировать» какую - либо роль перед зеркалом или
ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально - личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности - специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой - либо костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно -пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разного вида кукольные театры и ширма для его показа, детские рисунки и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям - в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальные и театральные залы, гримерная, комната сказок и т. п.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразие праздники и развлечение. В «Школе развития» В. А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки - животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д.

В целях учета поло - ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно - пространственной среды:

  • Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной
    деятельностью детей;
  • Организация зон приватности;
  • Предоставление права и свободы выбора;
  • Создание условий для моделирования, поиска и
    экспериментирования;
  • Полифункциональность использования помещений и
    оборудования;
  • Возрастая и поло - ролевая адресованность оборудования и
    материалов.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Технология организации театрализованных игр».

Основные требования к организации театрализованных игр.

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во
    все формы педагогического процесса, что делает их такими же
    необходимыми для детей , как и сюжетно ролевая игра.
  • Максимальная активность детей во всех этапах организации
    театрализованной игры.
  • Сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех
    этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. 3. М. Богуславскя и Е. О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со своими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся , причём не заметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовит их к самостоятельной творческой игре.

В средней группе можно учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух - четырёх действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например» представьте себя маленьким зайчикам и расскажи о себе».с группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр( сказка « колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей , можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий.( потешка «Кисонька - Мурысенька»).

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их находить самостоятельно находить способы образной выразительности.

    Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие .выразительные диалоги, простота и образность языка - всё это создаёт благоприятные условия для проведения игр - драматизации на основе сказок.

Наблюдая за играми старших дошкольников  Д. Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребёнка, чем, подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст  произведения.

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком.

У дошкольников 6-7 лет игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребёнок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него регулировать своё поведение и обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

« Содержание занятий в театрализованной

деятельности».

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Игры - драматизации;
  • Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и
    инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения
    (вербальной и невербальной);
  • Отдельные упражнения по этике;
  • Упражнения в целях социально - эмоционального развития
    детей.

Театрализованная деятельности детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

  • Развитие речи и навыков театрально - исполнительской
    деятельности;
  • Создание атмосферы творчества;
  • Социально - эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., т. е. со «знаками», играющими роль выразительного языка.

    Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что - либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а так же основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Однако переигрывать - для создания звукоподражательных эффектов - не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность.  Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Подготовка к театрализованной деятельности должна приходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» А. Толстого «Приключения Буратино» предложить следующие вопросы: каких героев этого произведения можно назвать злыми? Почему?»

Следуют подчеркнуть: чем полнее и эмоциональное восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять и как он чувствует, слушая какое - либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что -то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу (В. А. Сухомлинский).

В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

  • Понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что
    направлены его переживания, насколько они глубоки и
    серьезны;
  • Помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства,
    создать особые условия, в которых может развернуться его
    содействие персонажам произведения.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Развитие образной речи

Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях:

  • как    работу    над    овладением    детьми    всеми    сторонами    речи
    (фонетической, лексической, грамматической),
  • Восприятием разнообразных жанров литературных и   фольклорных
    произведений;
  • Формирование   языкового   оформления    самостоятельного   связного
    высказывания.

♦♦♦ Знакомство с произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, загадки, скороговорки).

Все эти направления являются важнейшими источниками развития выразительности образной детской речи.

Развитие образной речи должно проходить в единстве с развитием других качеств связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря,   но   и   разнообразие   используемых   словосочетаний,   синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Фонетическая сторона развития образности речи во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дета должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Среди   многочисленных   приемов   словарной   работы,   которые   могут   быть

использованы на занятиях, можно выделить следующие:

1.        Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен

сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

2.        Объяснение происхождения данного слова (хлебница — посуда, в которой хранят

хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе; чайник — посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).

3.        Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный

дом — очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

4.        Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?») т. е. Подбор антонимов, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5.        Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6.        Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7.        Составление предложений по опорным словам.

   Мы предлагаем различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Весь лексический материал подобран по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие). Особое внимание необходимо уделить работе над однокоренными и сложными словами. Например: снегопад, листопад, звездопад, сенокос, самолёт и т. д.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое


значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании, Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др,)-Подчеркнем роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков, и их роль в построении связного высказывания. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

В целом развитие всех сторон образности речи влияет на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в разных жанрах — сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках.

И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях

В развитии образной речи особую роль играют произведения изобразительного искусства, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи влияет на использование средств художественной выразительности в описании, повествовании, рассуждении. Можно также говорить о воздействии на развитие образной речи и других видов искусства (музыки, театра), которые по-своему влияют на творческие способности детей в области слова. Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональные впечатления детей, развивает их чувства и образную речь. Каждый вид искусства раскрывает перед ребенком новое содержание, развивает воображение, будит новые впечатления и ассоциации, помогает понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Можно использовать посещение музея,' рассматривание картин и рассказывание на тему одной картины (жанровой, пейзажа, натюрморта, портрета), рассказывание по двум картинам на одну тему, но разных художников.

Прежде всего, развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.

Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться   к   самостоятельному  творчеству.   Проблема  развития   словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важно подчеркнуть, что широкое понимание образности относится к культуре речи. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитетелей.

«Обучение детей имитационным движениям».

Имитационным движениям (сказочных животных)можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии « курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка к образу смелого петушка из сказки « Лиса, заяц и петух, и попросить показать данный образ в движении.

После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки путём имитации движений различных животных, причём, наблюдая с детьми за исполнениями, необходимо учить их подмечать различия в том, как один и тот же образ передают «актёры» ( «Чем отличаются Лиса - Таня от Лисы - Алёнки?» и т.д.).

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании ( Речь, напев. Мимика, движения).

Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения. Например, детям предлагают «попроситься» в теремок так, Как просилась Лягушка или Медведь ( русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложить одному ребёнку ( по желанию) разыграть диалог двух персонажей ( проговаривая слова и действия за каждого). Ит. д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение ( каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама, пришла за мной» и т. д. При этом не забывайте, что интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.) при этом не забывайте, что интонации воспитателя - образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивления, злость и др.) и способами их невербального и вербальному выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способности его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.

Решению этой задачи способствует задания типа «Разные настроения» (по карточкам - пиктограммам), чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним (С. Маршак «Котята»; Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка»; Е. Чарушин «Страшный рассказ»; Н. Носов «Живая шляпа» и др.); дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещение выставки картин; прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда...» и т. д.

Воспитатель должен быть особенно тактичным при выполнении детьми подобных заданий. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, как ребенок испугался медведя и т. д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить у кого получилось похоже и почему.

Особое внимание детей нужно обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» - рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместно обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3 - 5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием невербальных средств выразительности. При ston собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строите; по трехмастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.). Занятия в основном строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей, родителей "Театральная деятельность в детском саду"

Построение предметно-пространственной среды для занятия театральной деятельностью....

Консультация для воспитателей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Главное - создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Стремление помочь ребенку выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деяте...

Консультация для воспитателей: «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

    Главное — создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви....