План-программа педагогического сопровождения по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно-обоснованного, прогностического  слежения систематического педагогического наблюдения за состоянием индивидуального развития человека, а также всесторнняя плановая работа с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-программа педагогического сопровождения по формированию  мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Месяц

Недели

Тема

Цель

Задачи

Результат

Октябрь

(индивидуально)

3 неделя

Диагностика

мотивации познавательной активности готовности детей к школе по А.Л.Венгеру

Диагностика  мотивации     познавательного интереса готовности детей к школе по  Нежновой Т.А.

Выявление уровня учебно – познавательной и мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению.

Выявление уровня  социально-личносной мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению.

Оценить уровень развития мотивационной готовности детей к школе.

Оценить особенности тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Оценить сформированность произвольной регуляции собственной деятельности.

Оценить сформированность графической деятельности.

Выявление уровня мотивационной готовности детей к школе.

4 неделя

Ноябрь

1 неделя

«Ребята – дошколята» (вводное занятие)

Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, доброжелательной атмосферы.

Развивать чувство принадлежности к группе.

Развивать наблюдательность, внимание.

Учить видеть и учитывать настроения сверстников в общении.

Улучшение взаимоотношений между детьми.

Сплоченность микрогруппы детей.

2 неделя

Игра-беседа «Дружба крепкая»

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Создание атмосферы тепла, доверия, выяснение настроения детей, их потребностей.

Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.

Принятие детьми друг друга.

Формировать представление о качествах личности: добрый, вежливый, правдивый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый.

Повышение самооценки ребенка.

3 неделя

Дидактическая игра «Планета друзей»

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.

Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Создавать атмосферу тепла и доверия, развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Развивать коммуникативные навыки через средства художественной литературы.

Сформировать у детей первоначальные знания о школе, создать положительную установку на школу.

Развивать умение быстро сосредотачиваться.

Рефлексия с опорой на художественное изображение.

Расширение знаний детей о мире школьников.

4 неделя

Экскурсия «Встреча со школой»

Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Формировать интерес к новому, к школьному содержанию занятий.

Обогатить знания детей о школе.

Вызвать положительные эмоциональные переживания, познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой.

Познакомить со школьным двором, спортивной площадкой.

Продолжать рассказывать о нормах поведения в коллективе, необходимости считаться с мнением других, подчиняться общим правилам.

Зарождение чувства доверия к школе.

Желание прийти в школу еще раз. Возникновение эмоционально–положительного отношения к школе.

Декабрь

Январь

 

Февраль

1 неделя

Сюжетно- ролевая игра «Путешествие в страну знаний»

Формирование самосознания и адекватной самооценки.

Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Способствовать повышению и формированию адекватной самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений  между детьми, стимулирование внутригруппового общения. Развивать самосознание (знать ФИО, дату рождения, страну, адрес, родной язык).

Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.

Развивать внимание, наблюдательность, вербальное мышление, развивать произвольную сферу.

Развивать мотивационную готовность к школе.

Побуждение интереса к разным сторонам школьной жизни.

Повышение самооценки ребенка.

2  неделя

Словесно –дидактическая игра «Буквы Чародейки»

Развитие мотивационной готовности к школьному обучению.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать мотивационную готовность к школьному обучению, развивать перцептивную зрелость.

Развивать внимание, наблюдательность, тактильную память, умение объединять слова в группы по определенным признакам.

Повышение уровня развития психических процессов.

3 неделя

Мини-развлечение «Замок Царицы Науки»

Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Ориентация детей на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.

Познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена).

Развитие внимания, элементов логического мышления, регуляции движений собственного тела.

Побуждение интереса к школьной жизни.

Желание быть школьником.

4 неделя

Викторина «Страна занимательных уроков»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Познакомить с содержанием школьного обучения.

Развивать внимание, зрительную память, логическое  мышление, развивать произвольную сферу.

Развивать мотивационную готовность к школьному обучению, развивать перцептивную зрелость.

Положительное отношение к школе.

Повышение уровня развития психических процессов.

2 неделя

Игра-беседа

«АБВГДейка»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Показать важность и значимость школьных занятий.

Развивать внимание, наблюдательность, слуховую память, умение объединять слова в группы по определенным признакам, выявить знания детей принципа звуко-буквенного анализа.

Развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.

Положительное отношение к школе.

3 неделя

Игра-ситуация

«От Незнайки до…»

Ориентация детей на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Развитие мотивационной готовности к школе.

Показать детям образ «примерного» ученика.

Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, щедрость и т.п.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.

Учить передавать эмоциональное состояние героя; развивать способности понимать чувства другого.

Развивать воображение, умение передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ.

Знакомство со школьными правилами.

Примеривание  «роли ученика» на себя.

4 неделя

Мини-развлечение

«Приключения Знайки»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Формировать умение объединять слова в группы (обобщение), развивать понимание и ориентировку в окружающей жизни.

Развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.

Положительное отношение к школе.

1  неделя

Игра-драматизация

«Лесная школа -1 »

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Повышение психологической безопасности участников; уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.

Способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика.

Продолжать закреплять знания о правилах поведения в школе, на уроке.

Закрепить знания об атрибутах.

Выявить реальные страхи детей, развивать умение говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формировать социальное доверие.

Коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе.

Желание учиться в школе.

Повышение самооценки ребенка.

2 неделя

Игра-драматизация

«Лесная школа 2»

Ориентация детей на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика.

Развивать контроль за собственными действиями, способность реально оценивать свои и чужие поступки.

Развивать ответственность, самоконтроль, самооценку.

Развивать элементы логического мышления.

Развивать тактильную чувствительность и зрительную память сосредоточенность, усидчивость, навыки счета.

Закрепить знания о правилах поведения в школе, на уроке.

Желание выполнять установленные правила.

3  неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Мастерская добрых дел»

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

Формирование знания о школьной дружбе.

Учить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.

Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности, сплочение детской группы.

Развивать внимание, элементы логического мышления, регуляцию движений собственного тела.

Развивать умение видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия.

Способность избегать конфликты.

4  неделя

Сюжетное рисование

«Интересные дела»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Определить уровень информированности о школьной жизни.

Развивать внимание, речь, двигательную активность.

Развивать творческое воображение; умение создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умение выделять различные признаки предмета.

Положительное отношение к школе.

Повышение уровня развития психических процессов.

Март

1 неделя

 Малоподвижная игра

«Забавные превращения»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Стимулировать умственную деятельность, тренировать психические процессы (память, внимание). Способствовать хорошему эмоциональному настрою, обеспечивать, благодаря смене деятельности, отдых.

Помочь лучше подготовиться к школе.

Возникновение содержательных контактов между детьми.

Повышение уровня развития психических процессов.

2 неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Учимся, играя»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Признание роли и авторитета учителя.

Выявить особенности внутренней позиции у детей 6-7 лет.

Развивать логическое мышление, слуховую память, воображение.

Развивать мышечное чувство, двигательную память, пальчиковую моторику.

Развивать конструктивное мышление. Учить ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развивать внимание.

Новый уровень самосознания.

Чувство радости от общения с учителем, растущий интерес к учителю.

3 неделя

 Игра-беседа «Игры Деда Буквоеда»

Признание роли и авторитета учителя.

Развитие навыков межличностного взаимодействия.

Создание образа доброго учителя.

Возбудить чувство доверия к учителю.

Развивать зрительную память, пространственные представления и ручную умелость.

Развивать речевую активность, словотворчество.

Развивать конструктивное мышление. Учить ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развивать внимание.

Чувство радости от общения с учителем, растущий интерес к учителю.

4 неделя

Викторина

«Страна Знаний»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать, укреплять мелкую моторику детей через игры и упражнения, пальчиковую гимнастику.

Развивать конструктивное мышление. Учить ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развивать внимание.

Учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец.

Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.

Положительное отношение к школе.

Повышение уровня развития психических процессов.

Апрель

 

1 неделя

Спортивное развлечение

«Я знаю, я умею, я могу!»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику, пространственное восприятие.

Способствовать хорошему эмоциональному настрою, обеспечивать, благодаря смене деятельности, отдых.

Помочь лучше подготовиться к школе.

Положительное отношение к школе.

2 неделя

Дидактическая игра «Заниматься нам не лень!»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Закрепить чувство доверия, интереса к учителю.

Продолжать повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снимать напряжение перед обучением в школе.

Развивать, укреплять мелкую моторику детей.

Развивать конструктивное мышление.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развивать внимание.

Стремление стать лучше, заслужить одобрение учителя.

3 неделя

Конкурс рисунков

«Я, будущий первоклассник!»

Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста

Повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снимать напряжение перед обучением в школе.

Развивать произвольную сферу, вербальное, наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание, слуховую и тактильную память.

Стимулировать внутригрупповое общение.

Развивать фонематический слух.

Формирование «внутренней позиции школьника».

4 неделя

Игра-развлечение

«Настала пора, мне в школу пора»

Создание положительной мотивации, ситуации успеха.

Завершение коррекционно – развивающих занятий.

Развивать эмпатию, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям

Развивать коммуникативные навыки, преодолевать тактильные барьеры.

Продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

Поощрение детей медалями.

Май

(индивидуально)

1 неделя

Диагностика готовности детей к школе

Выявление уровня учебно – познавательной и мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению

Оценить уровень развития мотивационной готовности детей к школе.

Оценить особенности тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Оценить сформированность произвольной регуляции собственной деятельности.

Оценить сформированность графической деятельности, общего уровня развития.

.

2 неделя



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

Консультация для воспитателей на тему: «Личностная готовность старших дошкольников к обучению в школе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ,С ЦЕЛЬЮ  РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ О ПОНЯТИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОНЕТАХ ЛИНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Методическая разработка "Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе"

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

Основные аспекты готовности старшего дошкольника к обучению в школе

В данной статье рассматриваются основные характеристики готовности старших дошкольников к обучению в школе. Так же даны рекомендации родителям для создания предпосылок  успешного усвоения школьно...

Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе

Включение преемственных связей ДОУ и начального звена школы по использованию в образовательном процессе системы подвижных игр, совместная физкультурно-спортивная деятельность способствует повышению ур...

Статья для родителей. "Готовность старшего дошкольника к обучению в школе ".

В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности....