Роль педагога в формировании информационного пространства дошкольника
методическая разработка по теме

Смирнова Татьяна Анатольевна

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагога в формировании информационного пространства дошкольника.

      В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются в обществе. «Влияние информационных технологий на психику и здоровье детей», «Интернет, компьютерные игры, мобильный телефон – их влияние на развитие ребёнка», «Как относятся родители к компьютерным играм?», «Использование компьютера в ходе образовательной деятельности в ДОУ» -- тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги, родители(законные представители) детей, представители науки и средств массовой информации.

      По данным некоторых исследований отечественных специалистов, дети в возрасте до пяти лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте до трёх лет ежедневно смотрят видео в режиме онлайн. При этом 36% детей в возрасте от 2 до 11 лет одновременно пользуются Интернетом и смотрят телевизор.

     Повышение интереса детей к компьютеру отмечают специалисты и в других странах. Так, американские учёные подсчитали, что около 80% детей в США, ещё не отметивших свой пятый день рождения, пользуются Интернетом.

     И как бы мы не относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:

     - идти в ногу со временем;

     - стать для ребёнка проводником в мир новых информационных технологий;

     

    - быть наставником в выборе компьютерных игр для детей и их родителей;

    - сформировать основы информационной культуры личности ребёнка.

    Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, но и о политике грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.

     В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средство оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов.

     При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагога. Причём взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) – ребёнок-дошкольник – ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.

     Именно компетентность педагога в вопросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволит избежать зацикливания дошкольников на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации».

      Важно, чтобы педагоги придерживались точки зрения: компьютер – это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс.

      Ещё один путь разрешения обсуждаемых проблем – это создание электронного сопровождения(Интернет-сайта, электронной почты) как условия формирования открытого взаимодействия внутри ДОУ и между учреждениями дошкольного образования. И здесь тоже велика роль педагога.

     Система электронного информационного взаимодействия позволяет педагогу оценить своё положение в образовательном пространстве, обогатиться опытом взаимопомощи с коллегами, найти оптимальные способы решения той или иной образовательной задачи. Всё это формирует новое видение совершенствования своих профессиональных качеств и педагогических возможностей.

     Таким образом, можно констатировать, что в современном мире предъявляются высокие требования к ИКТ-компетентности педагога. При этом ему отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путём использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, их родителями, а также в процессе собственного профессионального роста.

 

     Окружающий мир велик и разнообразен, и значительную роль в познании его детьми в настоящее время занимают информационные компьютерные технологии. Учитывая, что интерес дошкольников к компьютеру стремительно повышается, педагогам следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, ОБЕРЕГАТЬ ДЕТЕЙ ОТ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

                                                                Консультацию подготовила

                                                                      старший воспитатель МДОУ

                                                                      детский сад №4 Смирнова Т.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».

Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятель...

« Роль педагога в формировании личности ребенка - дошкольника»

Взаимодействие педагогов и детей, собственно, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья - это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несо...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Роль педагога в формировании воображения у дошкольников 3-4 лет, через сюжетно-ролевую игру»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  «Роль педагога в формировании воображения у дошкольников 3-4 лет, через сюжетно-ролевую игру»Цель проекта: формирование процесса самостоятельной игры у каж...

Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольников

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагогов проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса....

Роль педагога в формировании личности ребёнка- дошкольника.

Развитие личности  - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлен...

«Роль педагога в формировании социальной компетенции дошкольника» из опыта работы

Детство – это особый период, когда ребенок взрослеет и входит в социальный мир взрослых. По мере освоения социальных, культурных, нравственных правил поведения и закономерностей общественной жиз...