Главные вкладки

    Система работы ДОУ с детьми раннего возраста в адаптационный период.
    статья (младшая группа) по теме

    Лыгина Людмила Александровна

    Виды адаптации. Этапы адаптации ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya1.docx28.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система работы ДОУ с детьми раннего возраста в адаптационный период.    

     При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состояни могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Очень важно, что бы переход из дома в сад был плавным, мягким, бестравматичным. Многое здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за  помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями, эмоциями взрослых и сверстников, подражая их действиям. В большинстве случаев родители не знают, как вести себя во время адаптации ребенка, чем ему помочь, не знают его возрастных особенностей, поэтому сами тревожатся и переживают под час больше, чем сам ребенок.  Поэтому профилактика дезадаптации является основной задачей работы всего коллектива дошкольного учреждения.

            Выделяют следующие виды адаптации:        

    Адаптация ребенка может проходить в легкой форме: уже на первой неделе у ребенка стабилизируется эмоциональное состояние (хорошее настроение, спокоен), нормализируется сон и аппетит ребенка.

    Адаптация может быть средней тяжести: до трех недель у ребенка плаксивость, невеселое настроение, непродолжительный и тревожный сон, капризничает в еде, выборочный аппетит.

    Адаптация может иметь усложненную форму: до пяти недель у ребенка подавленное настроение, сильный плач, не контактирует с детьми, засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне, пропадает аппетит.

        Для того, чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла успешно необходимо выполнить следующие условия:

    1. Учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка.

    2. Учитывать факторы риска, усложняющие адаптацию.

    3. Организовать общение детей в совместной деятельности.      

    4. Формировать самоконтроль.

      Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

    1.     У ребенка хороший аппетит.

    2.     У ребенка хороший сон.

    3.     Ребенок охотно общается с другими детьми.

    4.     Ребенок адекватно реагирует на любое предложение воспитателя.

    5.     У ребенка стабильно нормальное эмоциональное состояние.

     

              Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее новым условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность) результатам, или к негативным (стресс), при этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

            Для того, чтобы адаптация ребенка  к новым условиям в сентябре прошла успешно необходимо подготовительную работу с персоналом и родителями начинать в мае месяце.

           Подготовительный этап работы значительно более важный, чем работа в период адаптации ребенка в детском саду. В этот период необходимо провести первые собрания и консультации для родителей тех детей, которые будут посещать детский сад с сентября месяца. На этих встречах родители и персонал детского сада имеют возможность получить всю необходимую для себя информацию (родители: об условиях пребывания ребенка в детском саду, требованиях, которые предъявляются к детям и родителям, программе воспитания и развития детей, рекомендации специалистов по подготовке ребенка к детскому саду; педагоги и персонал дошкольного учреждения: об условиях воспитания и развития ребенка, о его привычках и состоянии здоровья, пожелания родителей о проводимых в дошкольном учреждении образовательных программах ). Подготовительный этап работы с родителями позволяет педагогам наладить контакт с родителями и ребенком еще на этапе знакомства.  Во время подготовки ребенка к детскому саду одной из важных  является совместная работа родителей, психолога и воспитатей.На первой встрече родителей и педагогов (проводится как первое родительское собрание) родителям предлагается ответить на вопросы анкеты, ответы на которые помогают спланировать дальнейшую работу. По результатам проведенного анкетирования планируются  темы дальнейших собраний, консультаций, бесед и семинаров. Запросы родителей, их образование и воспитание, педагогическая компетентность являются определяющими в планировании дальнейшей работы всех специалистов, работающих с детьми в детском саду. Так же на первом собрании родитей  знакомят с режимом дня ребенка раннего возраста (аргументируя необходимость соблюдать этот режим до начала посещения ребенком д/с), с режимом питания и меню для детей 3-го года жизни. Каждого родителя необходимо познакомить с особенностями психического и физического развития детей раннего возраста. Во время следующих встреч, которые проводятся по запросу родителей, педагог-психолог и воспитатели группы детей раннего возраста составляют график посещения ребенком группы детского сада :

    -         май и июнь месяцы мама с ребенком приходят гулять на площадку детского сада –ребенок знакомится с воспитателем и учится общаться с детьми;

    -          на сентябрь составляется график выхода ребенка в детский сад – все дети не приходят в один день и в одно и то же время;

    -         планируется и длительность пребывания ребенка в детском саду, но это  во многом зависит от того насколько долго ребенок сможет быть в новом для него коллективе;

    -         обязательно планируется посещение ребенком детского сада вместе с мамой, папой или кем-то из близких ребенку взрослых.

        Подготовительный этап работы включает в себя обязательную работу с персоналом:

    -         консультация на тему: « Свойства психического и физического развития детей 3-го года жизни.»

    -         анализ сведений о ребенке, которые получены в результате анкетирования родителей на первой встрече;

    -         оснащение развивающей среды на этапе адаптации ребенка в детском саду;

    -         картотека, наглядный и раздаточный материал для проведения игр с детьми и родителями.

    -         информационный материал для родителей по вопросам режима дня и питания в детском саду, о работе специалистов с детьми, об адаптации ребенка в д/с, о задачах программы воспитания и развития ребенка на текущий учебный год;

    -         подготовка информационного материала по вопросам родителей, полученных в результате анкетирования на первой встрече.

      Возможность обрести в лице родителей равноценных партнеров и единомышленников  в вопросах воспитания и обучения детей зависит от того насколько благополучно завершится подготовительный этап адаптации ребенка в детском саду. Доверительные отношения родителей ребенка к воспитателям формируются на позитивных отношениях, которые складываются именно на первом этапе и поэтому очень важно всему педагогическому персоналу доказать свою компетентность, заинтересованность и профессионализм.

     

          Второй этап работы: адаптация ребенка в детском саду.

    Именно в этот период наглядно видно: насколько убедительны в своих аргументах были все специалисты детского сада на подготовительном этапе работы . Если мы сумели доказать необходимость адаптировать ребенка к условиям детского сада еще в период пребывания его дома ( режим дня, питание, культурно-гигиенические и коммуникативные навыки), то адаптация ребенка в детском саду, вероятнее всего, будет менее болезненна и менее травмирует его психику,  не так значительно отразится на его соматическом состоянии .

          Время пребывания ребенка в детском саду вместе с мамой - тот период работы, когда заинтересованный педагог может обрести  каждом родителе активного помощника и сторонника  на весь период пребывания ребенка в детском саду. Для этого необходимо:

    -         четко знать возрастные особенности развития детей раннего возраста;

    -          подготовить материал для родителей ( и не только наглядный, но и для ознакомления дома) по тем вопросам, которые были заданы еще в мае;

    -          знать детей по имени ( то имя , которым называют ребенка домашние);

    -         постараться выучить имя , отчество родителя, который будет вместе с ребенком в первые дни посещать совместно детский сад;

    -         подготовить к приему новых детей помещение групповой    

    комнаты (оснащение развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей);

    -         спланировать игры и совместную деятельность педагога с детьми и родителями.

         В первые дни вместе с воспитателями (оба воспитателя работают в первую половину дня) в группе раннего возраста работают педагог-психолог ( наблюдения, консультации, рекомендации, помощь в организации совместной деятельности), врач или мед.сестра (наблюдение, контроль соматического состояния детей, установление контакта с детьми, заполнение листа адаптации),методист (помощь в организации совместной деятельности, консультации, беседы с родителями и персоналом).

         Знакомство персонала детского сада с ребенком – первый и очень важный шаг, от которого во многом зависит успешность всего адаптационного периода ребенка ( не напугать ребенка «чужой тетей»). Опосредованное знакомство (через маму, игрушку, куклу и т.п.) позволяет в игровой форме, не навязывая собственную персону ребенку, установить контакт взрослого с ребенком. Ни один из взрослых, находящихся в группе не навязывает свое общение ребенку, пока ребенок сам не выбрал себе объект для  общения. Тот педагог, которого выбрал ребенок, и начинает знакомить ребенка с помещением групповой комнаты, с детьми и персоналом, следя за тем, чтобы не перегружать ребенка информацией. Продолжительность пребывания ребенка в группе и период , когда мама начинает уходить из группы, определяется индивидуально для каждого ребенка: насколько ребенок  предварительно подготовлен к посещению детского сада. Наблюдение за поведением ребенка, контроль его соматического состояния, анализ изменения привычек и поведения в домашних условиях позволяют вовремя определить проявления симптомов дезадаптации у ребенка (нарушения сна, снижение аппетита, регресс в речевом развитии, негативные поведенческие реакции, респираторные заболевания). Вопрос о возможности пребывания ребенка в детском саду ( в случае тяжелой адаптации ребенка) решается совместно : родители и педагоги детского сада. Решая этот вопрос необходимо обязательно учитывать все возможные для ребенка последствия тяжелой адаптации: ухудшение соматического состояния, обострение имеющихся заболеваний, снижение веса, отставание в нервно-психическом развитии, появление симптомов неврологических заболеваний и самих заболеваний.

           

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

    Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

    Фольклор в режимных моментах с детьми раннего возраста в адаптационный период

    Материал по Фольклору в режимных моментах поможет воспитателю ранннего возраста по программе "Детство"...

    Мастер-класс «Применение некоторых логопедических технологий в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

    Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.Главной фигурой и центром внимания для малышей всег...

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста в адаптационный период.

    Физкультурно-оздоровительная работас детьми раннего возраста в адаптационный период....

    Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

    Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

    Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

    Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста в адаптационный период

    Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребён...