Формирование универсальных действий у воспитанников дошкольных групп в процессе игровой деятельности.
материал по теме

 Новые стандарты коснулись не только среднего общего образования но и дошкольного. Сегодня понятно, что всё самое главное, для того  чтобы ребёнок успешно учился в школе и смог адаптироваться в будующей взрослой жизни, необходимо формировать не только предметные  знания, но и надпредметные умения, универсальные учебные действия.

 Результаты проведённого в октябре 2011 года мониторинга показали, что у детей прошедших дошкольную подготовку, достаточно хорошо  сформированы предпосылки к формированию развитию универсальных учебных действий с точки зрения ФГОС. У большинства исследуемых  первоклассников по окончанию занятий в группах дошкольной подготовки сформирована внутренняя позиция школьника. Данные учащиеся  продемонстрировали достаточно высокий уровень произвольности поведения и логического мышления.

 На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования универсальных учебных действий у ребёнка закладываются в  игровой деятельности.

 Игра - это ведущий вид деятельности старшего дошкольника. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие  цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная.  В процессе игры, как и в других видах деятельности, вовлекается вся личность ребёнка: его психические познавательные процессы, воля,  чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребёнок активно действует, говорит, использует свои знания. В игре ребёнок учится  прислушиваться к партнёру, ориентироватся на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами "другого", корректируя  собственное поведение, подчиняя своё желание общим интересам.

 На ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных действий определяется самоопределением,  смыслообразованием и нравственнно -этическим оцениванием.

 Специфической возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте выступает формирование внутренней позиции  школьника. Показатели сформированности  внутренней позиции школьника - это положительное отношение к школе, чувство необходимости  учения, проявление особого интереса к новому (школьному) содержанию занятий, положительное отношение к школьной дисциплине,  предпочтение социального способа оценки своих знаний.

 Для формированияличностного компонента универсальных действий знакомим дошкольников с основными атрибутами школьной жизни,  проводя различные игры " Собери портфель в школу", "Разложи по порядку", "Что лишнее?" и др. Тем самым поддерживаем интерес ко  всему  новому, давая новые сведения о знакомых предметах.

 Регулятивные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль - позволяют учащимся ставить учебные задачи,  составлять последовательность действий, предвидеть конечный результат.

 Пременительно к завершению ступени предшкольного образования можно выделить следующие показатели сформированности  регулятивных действий:

  - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  - умение сохранять заданную цель;

  - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

  - умение контролировать свою деятельность по результату;

  - умение адекватно понимать оценку взрослого сверстника.

  Для формирования регулятивных действий на ступени предшкольного образования необходимы:

 - игры с правилами и продуктивные виды деятельности придают осмысленность действиям по образцу и правилу и приводят к росту  производительности у детей, формируют интерес к графическим упражнениям;

  - ведение правил требует организации дополнительной стимуляции поведения детей и создания условий для осмысления своих действий в  новом контексте;

 - для формирования произвольности нужно сотрудничество и совместная деятельность ребёнка со взрослым, который передаёт ребёнку  интерес к деятельности и способствует осознанию целей и средств деятельности;

  - упражнения для формирования интереса к выполнению графических заданий, подготавливающих руку к письму:

. развитие мелкой мускулатуры, глазомера (например, рисунка в воздухе, на листьях чистой бумаги, составление узоровна "полотенце",  "кораблике", "матрёшке", вырезанных из бумаги);

 . для эмоционального настроя (например, при механической работе - списывания, рисования - поэтические минутки, письмо под музыку);

 . для снятия усталости (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для развития памяти, мышления, использования сказочных      персоонажей)

 Познавательные учебные действия - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, создание алгоритмов действий;  сравнение классификация, вывод.

 На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие познавательные действия:

 - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

 операция установления взаимно-однозначного соответствия;

 - умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;

 - умение устанавливать аналоги на предметном материале;

 - операция классификация и сериации на конкретно - чувственном предметном материале;

 - переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной познавательной преспективы) к децентрации  (координации нескольких точек зрения на объект).

 С этой целью в занятия включаем, специальные упражнения и игры:

 для развития памяти - "Найди отличия", "Дрессированная собачка", "Найди ошибку", "Выполняй по команде", "Я положил в мешок...", "Купи в  магазине...", "Собери движения по кругу...", "Пуговицы" и др;

 для развития и корректировки предпосылок логического мышления и способности к обобщениям - "Разложи фигуры" (методика А.Я.  Ивановой), "Что не подходит", "Назовите одним словом", "Похож - не похож", "Зоологическое домино", "Зоологическое лото", "Охотник" и др;

 для успешного осуществления операции сравнения:

 . находить предметы по характерным признакам (например, "Магазин", "Домики");

 сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия, воспитывать наблюдательность, смекалку, связаную речь (например,  "Найди такую же", "Похож - не похож");

 . развивать быструю моторику мышления, сообразительность (например "Наоборот");

 . развивать самостоятельность мышления, умение анализировать и выделять признаки предмета, логически рассуждать, формулировать  вопросы (например, "Задай умный вопрос");

 сравнивать предметы по величине, понимать относительность величины предмета, определять величину предметов на глаз, знать    элементарные способы измерения.

 Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, способствует творческому поиску, желанию и умению учиться.

 В процессе обучения детей особое внимание уделяем формированию действий мышления на основе материализованных форм  познавательной деятельности, задачей которой является получение новых сведений о том или ином предмете, давая детям установку на  получение новых сведений о том или ином предмете, давая детям установку на получение чего-то нового, неожиданного. Для успешного  перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению организуем деятельность ребёнка с моделями сначала в плане  материализованных, а затем умственных действий.

 Основная проблема при организации предшкольной подготовки заключается в том, что у специалистов по начальной школе недостаточно  знаний по организации занятий для детей дошкольного возраста. Для поддержания самоценности возрастных особенностей и развития  потенциальных возможностей детей дошкольного возраста на занятиях, необходимо владеть специальными приёмами, техниками работы,  обеспечивающими успешное развитие параметров дошкольной зрелости.

 Таким образом, благодаря системе игр и упражнений мы формируем у старших дошкольников универсальные учебные действия, что  способствует в дальнейшем успешному обучению детей в школе. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Представление педагогического опыта на тему: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности»

Актуальность и перспективность опыта. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у  подрастающего поколения рассматривалась во все периоды развития общества как зарубежными так и отеч...

«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В данной статье раскрывается актуальность и содержание работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности....