Педагогическая гостиная "Взаимоотношение в коллективе"
материал по теме

Чаус Лариса Викторовна

Цель: снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedgostinnaya_27.04.08.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимоотношение в коллективе

  1. игра-приветствие  

Цель: снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такая» (показывает своё состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: Здравствуйте!»

На работе мы проводим значительную часть жизни, для многих она становится поистине вторым домом, особенно если значительную часть времени приходиться быть на работе. В коллективе формируется мнение о нас, и, надо признать, не в последнюю очередь оно зависит от того, как мы себя ведём.

В большей мере дела на работе и обстановка в коллективе сказываются и на других сферах жизни человека, на его отношениях с близкими.

Определённая сфера требует и определённых правил поведения (так, в целом, на стройке, в оркестре, в научно-исследовательском институте, в школе и иных местах деятельности они несколько отличаются друг от друга), но в целом эти правила не имеют принципиального различия, т.к. речь идёт не о профессиях, а о людях о их взаимоотношениях  в коллективе. И сегодня мы об этом  поговорим.

Трудно представить себе сферу более многомерную, а главное, весьма деликатную, порой трудно уловимую, чем общение. Кто-то из знакомых или коллег поздоровался с вами не так, как всегда: недостаточно доброжелательно, любезно, и вы начинаете уже сами «достраивать» себе возможные причины такого изменения – вспоминаете, анализируете, «роетесь» в прошлом опыте взаимоотношений с этим человеком.

Наряду с поистине приятными минутами, общение доставляет иногда и массу неприятностей. Современный человек усложнился, стал более образованным, более индивидуальным и нестандартным. Вот почему подобрать общие знаменатели значительно труднее. «Хотел  бы знать, где та школа, где учат чувству», - восклицал Руссо. Люди чаще овладевают опытом общения путём проб и ошибок. Как вы считаете , действительно ли люди чаще овладевают опытом общения путём проб и ошибок?

Проявления чувства юмора многообразны, многие из них общеизвестны и хорошо изучены. Очень важна роль юмора и в деловых отношениях. Ведь и самые трудные, неуживчивые люди боятся выглядеть смешными. Недаром на Востоке говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи.

Огромную роль играет юмор в поддержании устойчивого настроения в коллективе. При формировании команд, экипажей и вообще групп, предназначенных для совместной деятельности, обычно учитывают психологические черты людей, и проверка на чувство юмора занимает не последнее место среди прочих критериев отбора. Его учитывал, в частности, Тур Хейрдал при подборе экипажа «Кон-Тики»: «Грозовые тучи, низкое давление и ненастная погода будут представлять для нас меньшую опасность, чем угроза столкновения характеров шести человек, которым придётся месяцами находиться на дрейфующем плоту. В этом случае хорошая шутка столь же полезна, как спасательный пояс».

В деловом и повседневном общении юмор помогает сглаживать житейские шероховатости и обходить острые углы. Предположим, человек хочет обратиться к кому-то с просьбой, но не знает, как она будет воспринята. Отрицательный ответ крайне неприятен, и риск нарваться на отказ сковывает. Нередко такая ситуация разрешается с помощью юмора: просьба излагается в шутливой форме, как бы не всерьёз. Если партнер по общению не собирается откликнуться, он отвечает тоже шуткой. Получается, что и просьба высказана и отказ получен, но никто не оказался в неловком положении.

Другой вариант: просьба высказывается в юмористической форме, но ответ на неё благоприятный, и собеседники после шутливых реплик переходят к серьезному обсуждению. Юмор используется для первоначального зондирования позиций сторон как безобидная форма разведки.

2 Игра «Почетный караул» стр. 98

   Игра «Телеграмма» стр. 124

«Глубочайшим свойством человеческой натуры является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству», - писал американский психолог Уильям Джеймс. Даже не признаваясь себе в этом, все мы очень дорожим похвалой окружающих, ценим, когда наши достоинства и заслуги бывают, замечены и одобрены. Но сами бываем скуповаты на добрые слова. Почему-то принято считать комплименты пошлым, даже нечистоплотным приёмом подхалимов и угодников, стремящихся лицемерной похвалой добиться к себе расположения. На самом деле искренний комплимент – замечательный инструмент нормального человеческого общения, в том числе и делового, позволяющий укрепить добрые отношения и успешно решать общие проблемы. Просто не стоит путать комплимент с корыстной лестью, которая и льстецу не делает чести, и, будучи обращена к достойным людям, им самим претит.

Как вы думаете, что же такое комплимент?

Чтобы научиться искусству настоящего комплимента, надо, прежде всего, разобраться, в чем он состоит, чем отличается от обычной похвалы и приторной лести.

Комплиментом принято называть небольшое преувеличение достоинств, которые собеседник за собой признаёт. Причем именно небольшое. Сильное преувеличение – это уже лесть. Важно и то, чтобы сам человек находил ваше суждение в принципе справедливым. Хвалить прическу лысого – это не комплимент, а насмешка.

Похвалу мы с малых лет слышим от родителей, учителей, а потом и начальства – всех тех, кто по своему возрасту или общественному положению нас превосходит, а потому наделён правом нас оценивать. Приятно, когда оценка положительная, но ощущение своего приниженного положения добавляет ложку дёгтя в эту бочку меда. Поэтому, слыша нейтральную похвалу, мы инстинктивно настораживаемся: почему этот человек меня оценивает? Ведь сегодня похвалил, а завтра может, и осудит. Кто дал ему это право?

Настоящий комплимент позволяет тому, кто его слышит, несколько возвыситься над тем, кто его произносит. Поэтому самый эффективный комплимент – это похвала с намеком на то, что достоинства или заслуги собеседника выше ваших. Может быть, мы потому так и скупы на комплименты, что неохотно признаём чужое превосходство?

Для некоторых людей составляет большую трудность похвалить кого–то или сделать комплимент. Т. Повел рекомендует некоторые правила, которые помогут переступить барьер и научиться быть искренним, делая комплименты другим людям:

  • прежде всего, выберите подходящее время и место;
  • перед тем как делать комплимент, установите контакт глаз с собеседником;
  • будьте лаконичны, говорите понятным языком;
  • используйте «Я-утверждения» («Мне нравится…», «Я в восторге…» ит.д.);
  • подчеркивайте детали («Мне нравится твоя блузка, особенно ее цвет. Мне кажется, он очень идет тебе»).
  1. Игра «Цветная паутина»

Цель: Отрабатывать умение принимать комплименты, положительную информацию о себе.

А сейчас мы поговорим о конфликтах, нужно ли бояться конфликтов?

Что такое конфликт? В обыденном понимании это скандал, ссора, какая-то неприятность. На самом деле, конфликт – столкновение мнений, сторон, сил – вовсе не обязательно принимает характер скандала. Более того, в принципе, он почти во всех случаях преодолим, а главное почти всегда связан с необходимостью решения какой-то проблемы, показывает, что она назрела

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.

Таким образом, конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях (родители ждут только положительной оценки в табеле, а учитель – усвоения знаний и умений ребёнком); недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребёнка, учитель сам был свидетелем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

  1. возникновение конфликта (появление противоречия).
  2. осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
  3. конфликтное поведение.
  4. исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Однако прежде чем говорить о конфликте, желательно очертить семантическое поле конфликта, поскольку разные люди склонны называть конфликтов совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других – «косой взгляд» партнёра, а для третьего – драка и т.д. Поэтому и понятие «конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнёрского взаимодействия «на равных».

4. тест     «Насколько вы конфликтны?»

5. игра      «Испорченный телефон»

«Профессиональное «выгорание» - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себе психофизиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.

Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

Синдром профессионального «выгорания» - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессия педагога относится именно к этой категории.

Перезагрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов в образовании подавляющее большинство – женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитании, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Таким образом, следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми.

Очень важно в этой ситуации избежать стресса

6.     «Коллективный массаж по кругу» (тактильная техника)

Цель: снятие тревожности, получение приятных ощущений, осознание уверенности в себе

7.   Одиннадцать способов снижения стресса (раздать листочки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ"

Педагогический совет «Развитие  педагогического творчества в коллективе  ДОУ» в форме  проблемно-деятельной  игры. Подготовка к педсвету  ДРК по проблеме "Оценка эффективност...

Семинар – практикум: Деловая игра «Тест «Ответственность»». (Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»). Подготовила и провела: Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е. Совместно с психологом Лукъяненко И.Л.

Семинар – практикум:Деловая игра «Тест «Ответственность»».(Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»).    Подготовила и провела:Воспитатель группы № 5Дуд...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....

Итоговый педагогический совет "Успехи и достижения педагогического коллектива за прошедший 2014-2015 учебный год"

В презентации отражена работа педагогического коллектива за учебный год....

Формы работы в педагогическом коллективе по обмену опытом педагогического мастерства

Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нём педагогов, от умения руководителя создать условия, обеспечивающие гармоничное раз...