Психологическая служба детского сада.
учебно-методический материал по теме

Управление процессом повышения качества физической подготовленности детей к обучению в школе

Психологическая служба детского сада.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая служба детского сада.

        Цель: развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.

        Задача: создание психолого- педагогических условий для полноты и многогранности развития детей, формирование полноценной психологической готовности к воспитанию, развитию и формированию дошкольников на соответствующем возрастном этапе, готовности к обучению в школе.

Проведение индивидуальной психологической работы с детьми для свободного развития, выявление трудностей в интеллектуальном и эмоциональном развитии личности дошкольников.

В теч. уч. года.

Педагог- психолог

Проведение индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группе.

В теч. уч. года.

-----

Наблюдение за адаптационным периодом вновь поступивших детей.

В теч. уч. года,

сентябрь.

-------

Проведение развивающей психокоррекционной работы с детьми по подгруппам по двум направлениям коррекции: коррекция эмоционально- личностной сферы, развитие познавательных процессов дошкольника с использованием специальных методов психопрофилактики эмоционально- личностной сферы.

В теч. уч. года.

-------

Проведение консультаций с педагогами и воспитателями и выдача рекомендаций на каждого ребенка.

В теч. уч. года.

-------

Проведение индивидуальной и групповой консультативной работы с педагогами и воспитателями.

В теч. уч. года.

------

Анализ развития детей

В теч. уч. года.

----

Консультации для воспитателей по проблемным ситуациям.

В теч. уч. года.

-----

Участие в работе по аттестации воспитателей.

В период аттестации.

-------

Выступление на педсоветах по проблемам психологического изучения дошкольников, а также с материалами о логике развития педагогического процесса, психогимнастики и тд.

В теч. уч. года.

-------

Подготовка и выступления на открытых мероприятиях и групповых родительских собраниях.

В теч. уч. года.

-------

Индивидуальное и групповое консультирование родителей детей всех возрастных групп.

  • проведение психодиагностической работы с родителями.
  • консультации для родителей.
  • разработка вместе с воспитателями плана работы с родителями.
  • выработка необходимых способов и методов контроля за выполнением рекомендаций.

.В теч. года,

по особому плану родительского

всеобуча.

-------

Оформление кабинета психолога.

В теч. уч. года.

------

Консультация для родителей и выпускников «Мама и папа идут в школу»

В конце уч. года.

------

Оформление рекомендаций, статей в уголок для родителей "Работа психологической службы"

В теч. уч. года.

-------



Предварительный просмотр:

Мониторинг здоровья и  физического развития детей в ДОУ

Наш детский сад  санаторного типа для часто и длительно болеющих детей. Списочный состав  на новый учебный год -  __детей . В штатном расписании  вакансии мед. работников: старшая мед. сестра – 1 ставка, мед. сестра физиотерапевтического кабинета – 0,75 ставки, мед. сестра ЛФК – 0,75 ставки.

Каждый год в д/с проводится мониторинг здоровья и физического развития детей.

Системный мониторинг здоровья и физического развития детей дает возможность:

  • Выработать модель оздоровительной работы ДОУ;
  • Разработать модель эффективности данной деятельности, ориентированной на имеющиеся силы и средства учреждения;
  • Выявить структуру отклонений физического состояния и здоровья детей каждой возрастной группы;
  • На основе полученного результата составит паспорт реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждой возрастной группе.

  1. Динамика общей заболеваемости.

 

Пропуски

Годы

2010

2011

2012

На 1 ребенка

Рост заболеваемости идет за счет вновь поступивших детей.

Структура заболеваемости в динамике за период 2011-2012 г.г. представлена инфекционными заболеваниями и   обусловлена группой острых респираторных инфекций. Что и определило тактику здоровьесохраняющей направленности образовательного процесса. Динамика показателей здоровья детей обеспечивается показателями физического развития, распределением по группам здоровья, уровнем физической подготовленности.

2. Динамика показателей физического развития детей

 Динамика показателей физического развития  указывает на рост  

 качественный состав группы детей с низким физическим развитием из года в год остается прежним, однако количество таких детей увеличивается за счет вновь поступивших.

  1. Группы здоровья детей (абсолютные и относительные показатели)

Группа

здоровья

Годы

2010

2011

2012

I

II

III

Условием оценки эффективности оздоровления является переход из одной группы здоровья в другую, что отразилось на данных.Отсутствие позитивной динамики по       группе здоровья произошло за счет вновь поступивших детей.

  1. Медицинские группы для занятий физкультурой и результаты мониторинга.

Группы

Годы

2010

2011

2012

Основная

Подготовительная

Специальная

  1. Уровень и динамика физической подготовленности детей ДОУ в %

Уровень

Годы

2010

2011

2012

Анализ уровня и динамики физической подготовленности позволил увидеть результаты физического развития и состояния здоровья детей:

  • Получен рост его удельного веса по среднему уровню почти на  4%
  • Снижен на 5% показатель низкого уровня физической подготовленности.

Таким образом , качественные показатели состояния здоровья, физического развития подготовленности выявили четкую положительную тенденцию, обусловленную очевидностью системы здоровьесберегающей направленности образовательного процесса, которая включает в себя следующее:

Комплексное закаливание:

  • Воздушные ванны,
  • Солнечные ванны
  • Полоскание зева водой комнатной температуры после дневного сна

Содействие совершенствованию физического воспитания:

  • Совершенствование двигательной активности
  • Утренняя гимнастика
  • Занятия физической культурой
  • Музыкальные занятия
  • Проведение подвижных игр и физических упражнений на прогулке
  • Физические упражнения после сна
  • Проведение индивидуальной работы с детьми по физическому совершенствованию
  • Спортивные игры
  • Проведение лечебной гимнастики
  • Дыхательный комплекс
  • Комплекс при заболеваниях ЛОР- органов и верхних дыхательных путей

Оздоровительную работу:

  • Массаж общий
  • Электрофизиолечение
  • УВЧ
  • Электрофитоингаляции

Система оздоровительных мероприятий включает:

  • Выполнение санитарно- противоэпидемиологического режима
  • Воспитание у детей санитарно- гигиенических навыков
  • Мониторинг физического развития
  • Контроль за физическим воспитанием и физической подготовкой
  • Организация питания
  • Проведение витаминотерапии
  • Профилактика простудных заболеваний
  • Проведение семинаров с родителями и воспитателями
  • Коррекционная работа логопеда
  • Систематические консультации с родителями и воспитателями
  • Введение адаптационного режима

Таким образом, системное внедрение здоровьесберегающих технологий несомненно способствует позитивному изменению всех сфер организма у дошкольников:

  • Улучшению соматических показателей
  • Стабилизации физического, психологического, эмоционального благополучия
  • Развитию способностей по жизнеобеспечению ребенка
  • Укрепление барьеров возникновения рецидивов болезни, что в свою очередь улучшает посещаемость и повышает охват плановыми оздоровительными мероприятиями
  • Улучшению функционального состояния дошкольника

В целом здоровьсберегающие технологии воспитывают личность с насущной потребностью в здоровом образе жизни.

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии».

Формы работы

Время проведения в режиме дня, возраст детей.

Особенности методики проведения.

Ответственные

1

2

3

4

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Остеопатическая  гимнастика

После сна в постелях каждый день. Старшая, национальная  и подготовительная группы.

Техническая простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта.

Воспитатель

Бодрящая гимнастика

После сна  в группе каждый день. 1 и 2 мл. и средняя группы.

Комплекс состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.

Воспитатель

Динамические паузы

Во время занятий 2-5 мин. по мере утомляемости, начиная со 2 мл. группы.

Комплекс физкультминуток, может включать  в себя дыхательную гимнастику.

Воспитатель

Подвижные и спортивные игры.

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей.

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.

Пальчикова гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно.

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Инструктор по физической культуре, Воспитатели.

Дорожки здоровья

После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии.

Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки.

Воспитатель

Кинезотерапия

Один раз в наделю, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со средней группы. Комплексные занятия.

Комплексное применение различных движений для оздоравливания детей.

Воспитатель

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно- оздоровительной работы, начиная с младшего возраста.

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.



                 -------

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия

Три  раза в неделю в спортивном зале , в группе, на улице, начиная с ясельной группы.

Занятия проводятся по программе по которой работает детский сад

Инструктор по физической культуре,

воспитатели.

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в физкультурном зале, в группе. Все возрастные группы.

Комплекс подбирается в соответствии с возрастными особенностями

Воспитатель

Спортивные игры

Один раз в наделю в физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста.

Комплекс подбирается в соответствии с возрастными особенностями

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Занятия по здоровому образу жизни

Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со 2 мл. группы.

Технологии

 «Уроки здоровья»

Воспитатель

Точечный массаж

Сеансы или в различных формах физкультурно- оздоровительной работы.

Проводится по специальной методике, показан часто болеющим детям.

Мед. Сестра

Воспитатель

Веселые старты

Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном зале, на прогулке начиная со 2 мл. группы.

Подвижные  игры, игры- эстафеты, игровые упражнения в соревновательной форме.

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Физкультурные досуги, праздники.

Один раз в квартал в физкультурном зале, в группе, на прогулке, начиная с младшего возраста.

Форма активного отдыха.

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.

Коррекционные технологии

ЛФК

Сеансы по 10-12 занятий, начиная со средней группы по медицинским показаниям.

По специальной методике по показаниям отклонений здоровья

Мед. сестра

Сказкотератия

Два занятия в месяц во второй половине дня , начиная со среднего возраста.

Использование сказки как двигательный комплекс

Воспитатель

Технология коррекции поведения

Сеансы по 8-10 человек в группе, по 10 занятий в группе, на прогулке, начиная со средней группы.

Технологии «Познай себя», «Давайте познакомимся»

Воспитатель,

психолог

Артикуляционная гимнастика

Два раза в неделю, в первой половине дня , начиная с младшего возраста.

Фонематическая грамотная речь

Воспитатели,

учитель- логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей «Психологическая служба в детском саду»

Анкета для родителей «Психологическая служба в детском саду» можно использовать в начале учебного года,чтобы сформировать запрос в психологическую службу в ДОУ  для более эффективной работы ...

Консультация для родителей: «Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»

Когда подходит время отправлять ребенка в детский сад, мы все чаще сталкиваемся с тем, что на базе детского сада работает педагог-психолог.Кто он? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем? С моим...

«Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»

Когда подходит время отправлять ребенка в детский сад, мы все чаще сталкиваемся с тем, что на базе детского сада работает педагог-психолог. Кто он? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем? С мои...

Консультация для родителей : «Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»

Кто он? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем? С моим ребёнком все в порядке и ему психолог не нужен.Общее заблуждение родителей состоит в том, что психолог навешивает ярлыки психической несос...