Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи
материал по теме

Чиркова Светлана Викторовна

Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи

 

       Рекомендации для работы с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи

         В играх с детьми мяч может быть прекрасным инструментом в коррекционной практике т.к.:

  • отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к обучению;
  • освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности во время занятий;
  • помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционных занятиях;
  • развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
  • способствуют профилактике дисграфии;
  • помогают проводить работу по развитию просодических компонентов речи;
  • регулируют силу и точность движений;
  • активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное внимание;
  • развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей;
  • развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
  • развивая мышечную силу, стимулируют работу важнейших органов – лёгких и сердца – повышают обмен веществ.

         Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

         Регулярное использование игр с мячом в работе с детьми помогает провести у них профилактику дисграфии, и выпускники впоследствии успешно обучаются в школах, гимназиях. Это подтверждается анализом результативности обучения выпускников логопедической группы.  

         В работе с детьми мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребёнка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

         Детям логопедических групп предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики:

  • Застёгивание пуговиц на собственной одежде и разнообразные игры с «пристёжками».
  • Шнуровка ботинок и игры – шнуровки.
  • Нанизывание бус.
  • Складывание в коробочку различных мелких предметов правой и левой рукой.
  • Гимнастика для пальчиков с речевым сопровождением.
  • Обводка.
  • Штриховка. И т.д.

         Развивая мелкую моторику, нельзя забывать о развитии тактильных ощущений пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи. Для этой цели следует использовать игры с шариками, которые можно проводить параллельно с играми в мяч. Шарики должны быть сделаны из различных материалов – деревянные, керамические, каучуковые, металлические.

         

Игры с шариками.

  1. Попасть шариком в цель (игрушку), в ворота (из конструктора).
  2. Прокатить шарик по столу, подтолкнув его правой рукой и поймав левой.
  3. Держать шарик большим и указательным пальцами, большим и средним пальцами и т.д.; удержать шарик одним согнутым пальцем.
  4. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

         Подобные игры с шариками развивают мелкие мышцы руки, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Это позволяет более успешно проводить подготовку руки ребёнка к письму.

         Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений необходимо изготовить специальные пособия, выполненные в виде панно из ткани различной фактуры с объёмной вышивкой или аппликацией. Объёмная вышивка (или аппликация) позволяет ребёнку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.

         На начальном этапе можно предложить детям проводить пальцем по дорожкам, повторяя их конфигурацию. Затем можно предложить детям проводить пальцем с закрытыми глазами

Предложения.

  1. Систематизировать материал для развития мелкой моторики: застёгивание и расстёгивание, шнуровка, нанизывание, обводка, штриховка и др.
  2. Оборудовать коробочку с мелкими предметами для складывания правой и левой рукой.
  3. Для развития тактильных ощущений приобрести шарики из различных материалов: деревянные, металлические, каучуковые, керамические и др. с привлечением родителей.
  4. Изготовить панно из ткани различной фактуры с объёмной аппликацией для возможности определения ребёнком тактильно ощущать направление аппликации (рисунка).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны  речи детей старше...

«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....

Воспитание сенсорной культуры детей с нарушением речи

методическая разработка для работы с детьми логопедической группы...

консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...