Игра как форма коррекционной работы при обучении и воспитании детей с СДВГ
проект (старшая группа) по теме

Дедюкина Саргылана Афанасьевна

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром) является весьма распространенным нарушением детского возраста и представляет собой сложную и весьма актуальную мультидисциплинарную проблему.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный район «Таттинский улус»

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Чуораанчык»

Проект

Игра как форма коррекционной работы при обучении и воспитании детей с СДВГ

 (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)»

Дедюкина Саргыланап Афанасьевна

 педагог-психолог

с. Ытык-Кюёль, 2013

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром) является весьма распространенным нарушением детского возраста и представляет собой сложную и весьма актуальную мультидисциплинарную проблему.

В России исследования, проведенные  среди детей, показали, что 15-28% детей имеют данный диагноз. Значит, необходима помощь педагогам и родителям в воспитании и обучении  этих детей. Создание  ряда рекомендаций,  как общаться и как обращаться с детьми СДВГ поможет им найти общий язык в общении. Мы ставим своей целью разработку методики и создание личностно-ориентированной программы обучения и воспитания  индивидуально для каждого ребенка страдающего этим недугом

Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление  недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Процесс психологической коррекции сложен и многогранен.

По мнению Г.С. Абрамовой, в основе эффективной психокоррекции лежат: 1) общепсихологические знания о строении разных видов активности человека – деятельности и основных единиц деятельности – действий; 2) знания о закономерностях и механизмах психического развития человека.

            Новая методология образования определяет новые пути подготовки педагога к успешной деятельности в современных условиях. Сущность современной педагогической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагога, в формировании его потребности к постоянному саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию. 

3 блока причин:

1. причины биологического характера,

2. влияние окружающей среды,

3. психосоциальные воздействия.

Фактом, доказывающим генетическую предрасположенность синдрома, является то, что у родителей детей, страдающих данным заболеванием, нередко в детстве наблюдались те же симптомы, что и у их детей. Так, D. P. Cantwell сообщает, что повышенная двигательная активность наблюдалась у 8 из 50 отцов в детстве, в контрольной группе это соотношение составило 1:50.

        По данным С. М. Drillen, имеется корреляция между нарушением поведения детей в школе и низким весом при рождении ребенка, недоношенностью. Также доктор McCormick (1992) отметила, что у детей, родившихся с очень низкой массой тела (ОНМТ - меньше 1500 гр.), в раннем школьном возрасте гораздо чаще выявляются нарушения поведения, особенно относящиеся к их повышенной активности.

        Е. Н. Wender and M. V. Solanto не установили значительного влияния повышенного содержания сахара на агрессивное поведение детей с синдромом. Отмечалось лишь увеличение нарушения внимания, но авторы объясняют этот факт сочетанием сахара и углеводного завтрака.

        J. Biederman et al. выявили связь между гиперактивностью и аффективными нарушениями, алкоголизмом, антисоциальным поведением родителей и родственников первой степени родства. Связь прослеживается между антисоциальным поведением родителей и синдромом у детей даже в тех случаях, когда дети были отделены от родителей со дня рождения.

Традиционно ведущей деятельностью дошкольника считается игра. Учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребенка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими: учебная деятельность, проистекающая из игры, они взаимно переходят друг в друга.

Психологические игры – один из видов использования психологической информации в коррекционной работе. Эти игры позволяют сориентироваться в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать  динамику его изменения при осуществлении психологического задания.

Цель: рассмотреть психолого-корекционные игры как средство обучении и воспитании детей с СДВГ и ее назначение в психическом развитии.

Игра как методический метод в ДОУ может быть использована для решения трех последовательных задач:

  1. Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения.
  2. Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.
  3. Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.

Гипотеза: включение игр в коррекционной работе повышает его эффективность, так как игра:

- создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

- непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;

- способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.

         Важно подчеркнуть, что при проведении специфической коррекционной работы с дошкольниками, особое внимание должно уделяться коррекции личностного развития. Временные проявления, которые при определенных условиях способствуют формированию устойчивых черт личности ребенка – это ситуативно-личностные реакции.

Объект исследования:

Дети,  имеющие риск синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Предмет исследования:

Разработка и утверждение игровой коррекционно-развивающей программы и методики работы для детей от 4 до 7 лет с СДВГ.

        Классификация ситуативно-личностных реакций:

  1. Нарушение поведения в эмоционально-волевой сфере:
  • негативизм;
  • демонстративность;
  • агрессивность;
  • конфликтность;
  • обидчивость;
  • несерьезность;
  • эмоциональная отгороженность;
  • избегание умственных и физических усилий;
  • нерешительность;
  • инстинктивная тревога и страхи.
  1. Нарушения поведения, связанные с нарушением в познавательной сфере:
  • нарушение регуляции действий по простой и сложной  словесной инструкции;
  • сниженная активность умственных усилий;
  • снижение внимания;
  • избегание умственных усилии.
  1. Нарушения поведения, связанные с несформированностью психомоторной сферы, процессов торможения и возбуждения:
  • Двигательная расторможенность (суетливость; импульсивность);
  • Речевая расторможенность (повышенный темп речи или сила голоса);
  • Психомоторная заторможенность.
  1. Нарушения поведения, связанные с нарушениями в мотивационной, познавательной, психомоторной сферах одновременно:
  • Общая дезорганизация;
  • Неуправляемость;
  • Непредсказуемость поведения ребенка;
  • Повышенная истощаемось.

Основные методы развивающего и психокоррекционного характера используемые в ДОУ – это игровые методы. В форме игровых методов должно проводится и обучение и психотерапевтическая / тренинговая работа. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их личности.

Главное условие при этом – проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться позитивным эмоциональным настроем.

Участники группы:

Дети от 4 до 7 лет подверженные риску СДВГ.

Количество участников группы:

Дети, которые по результатам заключения ПМПк ДОУ внесены в группу риска СДВГ.

Направления использования Программы:

  • Разработка методики работы с детьми СДВГ.
  • Личностно-ориентированная программа обучения, которая может быть использована учителем при работе с детьми СДВГ.
  • Конференции, индивидуальные консультации для родителей по особенностям таких детей и методам взаимодействия  с ними в игровой деятельности.
  • Научно-практические семинары и тренинги для педагогов по общим вопросам трудностей работы с гиперактивными детьми.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап (сентябрь-октябрь):

  • Провести комплексную диагностику ребенка, проявляющего симптомы дефицита внимания и гиперактивности.
  • Определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
  • Заседание ПМПк (анализ представленных документов, составление индивидуального графика работы)

        Формирующий этап (ноябрь-март):

  • Нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими взрослыми. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
  • Установить контакт с педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
  • Сбор игр для достижения у ребенка послушания, привития аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.  
  • Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми с помощью коррекционных игр.

Контрольный этап (апрель-май):

  • Проведение итоговой диагностики. Выявить динамику коррекционной работы.  
  • Заседание ПМПк (подведение итогов, изменение и дополнения  рекомендаций по работе).
  • Написать рекомендацию по работе с гиперактивными детьми для педагогов и родителей.
  • Распространение опыта в ДОУ, КМО.

Схема психодиагностического исследовании девочек и мальчиков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 4— 5 лет

1. Установление гиперактивности мальчиков и девочек с помощью включенного наблюдения по методике В.Д. Небылицина на oопределение формально динамических особенностей активности детей:

а)        активность в двигательной сфере – временные замеры в течение 60 минут на прогулке в пассивном сидении, в ходьбе, беге в течение трех  дней;

б) активность в общении мальчиков и девочек со сверстниками
во время свободных игр с регистрацией количества контактов, по инициативе наблюдаемого в течение трех дней;

2. Определение длительности засыпания ребенка во время дневного сна в течение трех дней.

3. Выявление синдрома дефицита внимания е использованием экспериментально-психологических методик:

  а) теста Бурдона в модификации Тулуз-Пьерона на определение устойчивости внимания;

  б)    субтеста Векслера «Кодирование»;

  в) нестандартизированных, невербальных, изолированных методик Н.Ф. Добрынина, С.Д.Забрамной на определение устойчивости, сосредоточенности, объема, распределения, переключения внимания.

Схема психодиагностического исследовании девочек и мальчиков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 6— 7 лет

1. Установление гиперактивности мальчиков и девочек с помощью включенного наблюдения по методике В.Д. Небылицина на oопределение формально динамических особенностей активности детей:

а)        активность в двигательной сфере – временные замеры в течение 60 минут на прогулке в пассивном сидении, в ходьбе, беге в течение трех  дней;

б) активность в общении мальчиков и девочек со сверстниками
во время свободных игр с регистрацией количества контактов, по инициативе наблюдаемого в течение трех дней;

2. Определение длительности засыпания ребенка во время дневного сна в течение трех дней.

3. Изучение эмоциональной сферы мальчиков и девочек по методике М.Люшера

4. Изучение типов негармонического семейного воспитания:

а) анкетирование;

б) наблюдения;

в) проективный рисуночный тест «Моя семья»;

г) вопросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»

4. Определение дефицита внимания с помощью методики Равена.

5. Изучение типов негармонического семейного воспитания;

а)        анкетирование;

б)        наблюдения;

в)        проективный рисуночный тест «Моя семья»;

г) вопросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»

  6. Определение уровня эмоционально-волевой сферы по методике М. Люшера.

Ожидаемые результаты

  • К концу учебного года дети должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
  • Уметь осознавать задание, удерживать в памяти, самостоятельно проверять выполнение задания;
  • Приобрести навыки качественного, своевременного выполнения задания.
  • Научиться пользоваться компьютером: уметь ориентироваться на экране видеомонитора, пользоваться мышью, клавиатурой, своевременно реагировать на игровые ситуации, ориентироваться в пространстве, быть внимательным.
  • Четко выполнять команды, доводить начатое дело до конца с высоким результатом.
  • Овладеть навыками саморегуляции: уметь расслаблять, напрягать мышцы ног, бедер, живота, груди, рук, лица по сигналу; расслаблять все тело при переходе от бодрствования ко сну по сигналу; фиксировать внимание; осуществлять самоконтроль.
  • Овладеть навыками устойчивых коммуникативных связей; навыками социальных отношений без негативной концепции; развивать в себе высокую самооценку, уверенность в себе и своих силах.
  • Уметь критически подходить к заданию, адекватно относиться к собственным неудачам.
  • Уметь дифференцировать и правильно выстраивать отношения согласно тендерной идентификации, поло-ролевой функции.
  • Уметь контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями.

Список использованной литературы:

  1. Программа лечения детей от 6 до 10 лет «Тренировка устойчивости внимания» Х.Бархманн и др.
  2. Компьютерная программа развития внимания «Скоро в школу».
  3. Комплекс тренинговых упражнений по прогрессирующей мышечной релаксации по Э. Джейкобсону.
  4. Программа тренинговых занятий «Общение в круге» с гиперактивными мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» В.И. Габдракипорва.
  5. Учебное пособие «Девочки и мальчики 3-4 лет» Т.Н. Доронова.
  6. Программа «Двигательная активность и здоровье ребенка» И.М Козлов и коллектив кафедры биомеханики С-Петербургской академии имени П.Ф.Лесгафта.
  7. «Развиваем память» А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова Москва, 2010 г.
  8. Программа «От рождения до школы» Васильева, Комарова, Москва, 2011 г.
  9. «Диагностика нарушений интеллектуального развития у детей народов севера» методическое пособие.
  10.  «Индивидуальная диагностика детей 5-7 лет» Веракс, Москва, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация коррекционной работы по обучению пересказу текста детей с ОНР посредством моделирования проблемных сюжетов»

Государственное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида №711 Тема:  «Организация коррекционной работы по обучению пересказу текста детей с ОНР посредством мод...

Музыкальная деятельность как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребёнок». Основным её направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержк...

Грамота за эффективную работу по обучению и воспитанию детей"

Грамота за эффективную работу по обучению и воспитанию детей"...