Статья на тему "Экологичексое воспитание детей в дошкольном возрасте"
статья по теме
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человека.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры природопользования.
Работая воспитателем в средней группе, я находилась в поисках программы по экологии, отвечающей требованиям Программы воспитания и обучения в детском саду и допущенной Министерством образования и науки РФ. Моё внимание привлекли материалы, опубликованные в серии статей журнала «Дошкольное воспитание», получившие высокую оценку педагогической общественности. Так состоялось моё знакомство с Программой «Добро пожаловать в экологию» Н.А. Воронкевича.
Цель программы: приобщение дошкольников к экологической культуре, концентрируемой в себе общечеловеческие ценности отношения к природе.
Задачи:
- формирование у детей понимания взаимосвязей человека в окружающей его природной среде;
- знакомство с жизнью растений и животных;
- овладение навыками поведения в окружающей среде и приёмами постижения природных закономерностей.
Эта программа широко апробирована в различных регионах России. Она имеет обстоятельное методическое обеспечение, разработки по созданию эколого - педагогической среды в ДОУ и конкретные технологии для практической работы с детьми разных возрастных групп. А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы в практике работы детского сада. Необходимость апробирования этой Программы, её технологий была продиктована тем, что именно в ней я увидела начало формирования экологического сознания дошкольников на основе взаимосвязи живого организма со средой обитания, его приспособленности к ней, взаимосвязи внутри сообщества, зависимости человека от природы.
Данная Программа и её технологии позволяют формировать начала экологической культуры в условиях ДОУ не только детей, но и как повышение квалификации педагогов и просвещение родителей.
В своей работе использую модели эколого-систематических групп. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями привлекаю детей к совместному с воспитателем, затем и к самостоятельному моделированию.
На этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе.
Модели представляют собой панно-коллаж разнообразных картинок по основным темам экологии:
- «Лес и его значение в жизни человека»;
- «Зачем люди ходят в лес»;
- «Зачем пилят деревья»;
- «Где в природе есть вода»;
- «Как человек использует воду».
Каждая тема имеет подтемы:
- «Пожар в лесу»;
- «Кому нужны деревья в лесу»;
- «Этого не следует делать в лесу»;
- «Кому нужна вода»;
- «Кто в море живет»;
- «Рыбы»;
- «Звери»;
- «Насекомые»;
- «Растения»;
- «Птицы»;
- «Алгоритм исследования объектов природы».
Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:
- Предлагаю детям описать объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
- Организую, сравнение двух объектов между собой, учу выделению признаков различия и сходства.
- Постоянно увеличиваю количество сравниваемых объектов до 3-4.
- Обучаю детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.
Представленные модели изготовлены совместно с детьми и понятны им. Модели многофункциональны. Я использую их на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности - для обобщения представлений детей о природе. На основе моделей создаю разнообразные дидактические игры.
Под влиянием систематической работы формируется правильное, чувственное восприятие природы, эмоциональное отношение к ней. Развивается познавательный интерес: дети самостоятельно наблюдают, объясняют ситуации, задают вопросы, рассказывают о впечатлениях, охотно слушают рассказы, самостоятельно или со взрослыми выполняют трудовые действия, зная потребности живого существа, осуждают и воплощают в различной деятельности - в игре, изо-деятельности.
Определённая форма поведения ребёнка в природе служит критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Материал составляет единую систему эколого-педагогической работы в ДОУ, которая обеспечивает ребёнку к 7 годам становление первоначальной экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человека.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры природопользования.
Работая воспитателем в средней группе, я находилась в поисках программы по экологии, отвечающей требованиям Программы воспитания и обучения в детском саду и допущенной Министерством образования и науки РФ. Моё внимание привлекли материалы, опубликованные в серии статей журнала «Дошкольное воспитание», получившие высокую оценку педагогической общественности. Так состоялось моё знакомство с Программой «Добро пожаловать в экологию» Н.А. Воронкевича.
Цель программы: приобщение дошкольников к экологической культуре, концентрируемой в себе общечеловеческие ценности отношения к природе.
Задачи:
- формирование у детей понимания взаимосвязей человека в окружающей его природной среде;
- знакомство с жизнью растений и животных;
- овладение навыками поведения в окружающей среде и приёмами постижения природных закономерностей.
Эта программа широко апробирована в различных регионах России. Она имеет обстоятельное методическое обеспечение, разработки по созданию эколого - педагогической среды в ДОУ и конкретные технологии для практической работы с детьми разных возрастных групп. А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы в практике работы детского сада. Необходимость апробирования этой Программы, её технологий была продиктована тем, что именно в ней я увидела начало формирования экологического сознания дошкольников на основе взаимосвязи живого организма со средой обитания, его приспособленности к ней, взаимосвязи внутри сообщества, зависимости человека от природы.
Данная Программа и её технологии позволяют формировать начала экологической культуры в условиях ДОУ не только детей, но и как повышение квалификации педагогов и просвещение родителей.
В своей работе использую модели эколого-систематических групп. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями привлекаю детей к совместному с воспитателем, затем и к самостоятельному моделированию.
На этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе.
Модели представляют собой панно-коллаж разнообразных картинок по основным темам экологии:
- «Лес и его значение в жизни человека»;
- «Зачем люди ходят в лес»;
- «Зачем пилят деревья»;
- «Где в природе есть вода»;
- «Как человек использует воду».
Каждая тема имеет подтемы:
- «Пожар в лесу»;
- «Кому нужны деревья в лесу»;
- «Этого не следует делать в лесу»;
- «Кому нужна вода»;
- «Кто в море живет»;
- «Рыбы»;
- «Звери»;
- «Насекомые»;
- «Растения»;
- «Птицы»;
- «Алгоритм исследования объектов природы».
Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:
- Предлагаю детям описать объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
- Организую, сравнение двух объектов между собой, учу выделению признаков различия и сходства.
- Постоянно увеличиваю количество сравниваемых объектов до 3-4.
- Обучаю детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.
Представленные модели изготовлены совместно с детьми и понятны им. Модели многофункциональны. Я использую их на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности - для обобщения представлений детей о природе. На основе моделей создаю разнообразные дидактические игры.
Под влиянием систематической работы формируется правильное, чувственное восприятие природы, эмоциональное отношение к ней. Развивается познавательный интерес: дети самостоятельно наблюдают, объясняют ситуации, задают вопросы, рассказывают о впечатлениях, охотно слушают рассказы, самостоятельно или со взрослыми выполняют трудовые действия, зная потребности живого существа, осуждают и воплощают в различной деятельности - в игре, изо-деятельности.
Определённая форма поведения ребёнка в природе служит критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Материал составляет единую систему эколого-педагогической работы в ДОУ, которая обеспечивает ребёнку к 7 годам становление первоначальной экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм общественной морали и формирование нравственных качеств личности....
Статья "Основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"
В нашу жизнь активно проникает научно-технический прогресс. И выпускник детского сада должен быть коммуникабелен, способен поставить перед собой цель и достичь ее, при помощи практических навыков.Но п...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»
Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....
Статья "Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста....
Статья "Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".
В современном обществе очень ценится творчество. К тому же творческие профессии очень востребованы и практически одни из самых популярных. Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедре...
статья "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
статья про развитие детей через сюжетно-ролевую игру...
Статья: "Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Нравственно – патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее герои...