Статья на тему "Экологичексое воспитание детей в дошкольном возрасте"
статья по теме

 

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человека.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры природопользования.

Работая воспитателем в средней группе, я находилась в поисках программы по экологии, отвечающей требованиям Программы воспитания и обучения в детском саду и допущенной Министерством образования и науки РФ. Моё внимание привлекли материалы, опубликованные в серии статей журнала «Дошкольное воспитание», получившие высокую оценку педагогической общественности. Так состоялось моё знакомство с Программой «Добро пожаловать в экологию» Н.А. Воронкевича.

 

Цель программы: приобщение дошкольников к экологической культуре, концентрируемой в себе общечеловеческие ценности отношения к природе.

 

Задачи:

  • формирование у детей понимания взаимосвязей человека в окружающей его природной среде;
  • знакомство с жизнью растений и животных;
  • овладение навыками поведения в окружающей среде и приёмами постижения природных закономерностей.

 

Эта программа широко апробирована в различных регионах России. Она имеет обстоятельное методическое обеспечение, разработки по созданию эколого - педагогической среды в ДОУ и конкретные технологии для практической работы с детьми разных возрастных групп. А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы в практике работы детского сада. Необходимость апробирования этой Программы, её технологий была продиктована тем, что именно в ней я увидела начало формирования экологического сознания дошкольников на основе взаимосвязи живого организма со средой обитания, его приспособленности к ней, взаимосвязи внутри сообщества, зависимости человека от природы.

Данная Программа и её технологии позволяют формировать начала экологической культуры в условиях ДОУ не только детей, но и как повышение квалификации педагогов и просвещение родителей.

В своей работе использую модели эколого-систематических групп. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями привлекаю детей к совместному с воспитателем, затем и к самостоятельному моделированию.

На этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе.

Модели представляют собой панно-коллаж разнообразных картинок по основным темам экологии:

  • «Лес и его значение в жизни человека»;
  • «Зачем люди ходят в лес»;
  • «Зачем пилят деревья»;
  • «Где в природе есть вода»;
  • «Как человек использует воду».

 

Каждая тема имеет подтемы:

  • «Пожар в лесу»;
  • «Кому нужны деревья в лесу»;
  • «Этого не следует делать в лесу»;
  • «Кому нужна вода»;
  • «Кто в море живет»;
  • «Рыбы»;
  • «Звери»;
  • «Насекомые»;
  • «Растения»;
  • «Птицы»;
  • «Алгоритм исследования объектов природы».

 

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:

  1. Предлагаю детям описать объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
  2. Организую, сравнение двух объектов между собой, учу выделению признаков различия и сходства.
  3. Постоянно увеличиваю количество сравниваемых объектов до 3-4.
  4. Обучаю детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.

Представленные модели изготовлены совместно с детьми и понятны им. Модели многофункциональны. Я использую их на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности - для обобщения представлений детей о природе. На основе моделей создаю разнообразные дидактические игры.

Под влиянием систематической работы формируется правильное, чувственное восприятие природы, эмоциональное отношение к ней. Развивается познавательный интерес: дети самостоятельно наблюдают, объясняют ситуации, задают вопросы, рассказывают о впечатлениях, охотно слушают рассказы, самостоятельно или со взрослыми выполняют трудовые действия, зная потребности живого существа, осуждают и воплощают в различной деятельности - в игре, изо-деятельности.

Определённая форма поведения ребёнка в природе служит критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

Материал составляет единую систему эколого-педагогической работы в ДОУ, которая обеспечивает ребёнку к 7 годам становление первоначальной экологической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человека.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры природопользования.

Работая воспитателем в средней группе, я находилась в поисках программы по экологии, отвечающей требованиям Программы воспитания и обучения в детском саду и допущенной Министерством образования и науки РФ. Моё внимание привлекли материалы, опубликованные в серии статей журнала «Дошкольное воспитание», получившие высокую оценку педагогической общественности. Так состоялось моё знакомство с Программой «Добро пожаловать в экологию» Н.А. Воронкевича.

Цель программы: приобщение дошкольников к экологической культуре, концентрируемой в себе общечеловеческие ценности отношения к природе.

Задачи:

  • формирование у детей понимания взаимосвязей человека в окружающей его природной среде;
  • знакомство с жизнью растений и животных;
  • овладение навыками поведения в окружающей среде и приёмами постижения природных закономерностей.

Эта программа широко апробирована в различных регионах России. Она имеет обстоятельное методическое обеспечение, разработки по созданию эколого - педагогической среды в ДОУ и конкретные технологии для практической работы с детьми разных возрастных групп. А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы в практике работы детского сада. Необходимость апробирования этой Программы, её технологий была продиктована тем, что именно в ней я увидела начало формирования экологического сознания дошкольников на основе взаимосвязи живого организма со средой обитания, его приспособленности к ней, взаимосвязи внутри сообщества, зависимости человека от природы.

Данная Программа и её технологии позволяют формировать начала экологической культуры в условиях ДОУ не только детей, но и как повышение квалификации педагогов и просвещение родителей.

В своей работе использую модели эколого-систематических групп. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями привлекаю детей к совместному с воспитателем, затем и к самостоятельному моделированию.

На этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе.

Модели представляют собой панно-коллаж разнообразных картинок по основным темам экологии:

  • «Лес и его значение в жизни человека»;
  • «Зачем люди ходят в лес»;
  • «Зачем пилят деревья»;
  • «Где в природе есть вода»;
  • «Как человек использует воду».

Каждая тема имеет подтемы:

  • «Пожар в лесу»;
  • «Кому нужны деревья в лесу»;
  • «Этого не следует делать в лесу»;
  • «Кому нужна вода»;
  • «Кто в море живет»;
  • «Рыбы»;
  • «Звери»;
  • «Насекомые»;
  • «Растения»;
  • «Птицы»;
  • «Алгоритм исследования объектов природы».

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:

  1. Предлагаю детям описать объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
  2. Организую, сравнение двух объектов между собой, учу выделению признаков различия и сходства.
  3. Постоянно увеличиваю количество сравниваемых объектов до 3-4.
  4. Обучаю детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.

Представленные модели изготовлены совместно с детьми и понятны им. Модели многофункциональны. Я использую их на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности - для обобщения представлений детей о природе. На основе моделей создаю разнообразные дидактические игры.

Под влиянием систематической работы формируется правильное, чувственное восприятие природы, эмоциональное отношение к ней. Развивается познавательный интерес: дети самостоятельно наблюдают, объясняют ситуации, задают вопросы, рассказывают о впечатлениях, охотно слушают рассказы, самостоятельно или со взрослыми выполняют трудовые действия, зная потребности живого существа, осуждают и воплощают в различной деятельности - в игре, изо-деятельности.

Определённая форма поведения ребёнка в природе служит критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

Материал составляет единую систему эколого-педагогической работы в ДОУ, которая обеспечивает ребёнку к 7 годам становление первоначальной экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм  общественной морали и формирование нравственных качеств личности....

Статья "Основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"

В нашу жизнь активно проникает научно-технический прогресс. И выпускник детского сада должен быть коммуникабелен, способен поставить перед собой цель и достичь ее, при помощи практических навыков.Но п...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....

Статья "Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста....

Статья "Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".

В современном обществе очень ценится творчество. К тому же творческие профессии очень востребованы и практически одни из самых популярных. Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедре...

Статья: "Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Нравственно – патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее герои...