Презентация творческой работы по теме: "Сенсорное воспитание через развивающие игры"
методическая разработка по теме

В работе рассматриваются основные направления по формированию сенсорной культуры у детей дошкольного возраста, предложены варианты дидактических и развивающих игр для формирования сенсорных эталонов по всем возрастным группам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сенсорное воспитание через развивающие игры.» Творческая работа. Чурбановой. Ж. В. М ДОУ ДЕТСКИЙ САД № 17.

Слайд 2

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание , мышление , воображение- строятся на основе образов восприятия . Нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие .

Слайд 3

Цель: Воспитание сенсорной культуры ребёнка через развивающие игры Формировать у детей представления о сенсорных эталонах Развитие мелкой моторики руки. Развитие слухового внимания Формировать умения сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и отличия. Учить детей определять количественные и качественные соотношения предметов. Формировать умение выделять существенные признаки предметов

Слайд 4

Группа раннего возраста. Цель: Способствовать умению детей выполнять действия с предметами и на этой основе выделять свойства предметов их сходства и различия. Развивать мелкую мускулатуру рук. Задачи : 1. Учить различать предметы по величине, выбирая самый большой из них, и самый маленький (называя « большой» и « маленький»). 2. Формировать умение подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные). 3 Учить различать четыре основных цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный. Называть не меньше двух цветов.

Слайд 5

Игры для детей ( 1,5- 2 лет). Величина « Собери пирамидку» « Вкладыши». « Найди такой - же предмет». «Найди такую- же игрушку» «Построй башню». Форма « На что похожа эта фигура». « Логический куб». « Собери домик». « Собери бусы». «Вкладыши». «Разрезные картинки». Мелкая моторика «Шнуровка». « Крупная мозаика». « Маленькие резиновые игрушки (мячики ёжики) для манипуляции». Цвет « Собери бусы». «Размещение вкладышей». « Найди такого- же цвета». «Подбери к шапочке рукавички». «Чаепитие». «Спрячь мышку». « Подбери лепесточки».

Слайд 6

1 Младшая группа . Цель : Содействовать появлению способностей, выделять свойства предмета и на этой основе устанавливать отношения сходства и различия. Задачи: 1 Учить различать предметы по размеру осуществляя выбор из трёх величин ( большой, поменьше, маленький). 2. Продолжать создавать условия для успешного уяснения ребёнком цвета предметов ( красный, синий, зелёный, белый, чёрный, оранжевый, голубой). 3. Учить подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные, овальные, треугольные). 4. Учить детей понимать слова, обозначающие конкретные качества предмета ( длинный - короткий, высокий – низкий, пустой – полный). 5. Учить детей ориентироваться на два свойства предмета одновременно ( величину и форму). 6. Развивать мелкую моторику.

Слайд 7

Игра для детей от ( 2 – 3 лет). Величина: « Собери пирамидки из трёх затем 4 -5 колец». « Построй башенку». « Сестрички – Матрешки». « Найди листик». « Найди звёздочку». « Какая кукла выше». « Подбери дорожку». « Подбери шарфик». Цвет: « Собери капельки в стакан». « Подбери фигуру по цвету». « Собери бусы». « Светофор». « Орнамент». « Чудо – цветик». « Моя любимая игрушка» « Одень куклу». Форма: « Найди свой домик». « Спрятались от дождя». « Разложи фигуры». « Посади фигуру на свою скамеечку». « Логические блоки Дьенеша ».. « Вкладыши». Мелкая моторика : « Массажные ванны для тактильных ощущений». « Мозаика разной формы и величины». « Шнур затейник». « Чудесный мешочек».

Слайд 8

2 Младшая группа. Цель : Совершенствовать умения детей выделять свойства предметов и на этой основе устанавливать отношения сходства и различия. Задачи : 1. Учить различать предметы по размеру осуществляя выбор от трех до пяти величин. 2. Учить группировать предметы по размеру, форме, цвету. 3. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. 4. Учить видеть разницу в размерах двух предметов по длине ( ширине, высоте, величине в целом). 5. Учить различать и называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, овал) познакомить с треугольником, сравнивать его с кругом, квадратом. 6. Закреплять знание названия цветов ( красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, голубой, оранжевый), познакомить с оттенками ( фиолетовый, розовый, серый). 7. Продолжать формирование у детей простейших приёмов установления тождества и различия цвета однородных предметов: красный – оранжевый, оранжевый – жёлтый, синий – фиолетовый, жёлтый – белый, чёрный – фиолетовый, зелёный – синий. 8. Развивать мелкую моторику рук.

Слайд 9

В играх для детей от 3-х до 4-х лет рекомендуется одновременно учитывать два-три свойства предметов ( форму, цвет, размер). Комплексные игры . Форма и цвет : « Подбери по цвету». « Радуга». « Собери бусы». « Орнамент». Лото « Цвет и форма». « Какая нужна фигура». « Составные картинки». Домино « Предмет и форма». « Фигурки из цветной мозаики». « Магазин». « Квадрат Воскобовича двухцветный – четырёхцветный». Комплексные игры . Величина и цвет: « Собери пирамидку из пяти затем 6 – 7 колец» « Складывание пятиместной матрёшки» « Собери лесенку». « Собери башенку». « Подбери полоску, ленту, дорожку». « Вкладыши» Игра «Противоположности» Мелкая моторика: « Шнур затейник». « Незаконченные картинки». « Обведи предмет по точкам». « Определи на ощупь». « Заштрихуй предмет».

Слайд 10

Средняя группа. Цель : Совершенствовать сенсорное развитие путём активного использования всех органов чувств ( осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Задачи :1. Продолжать учить сравнивать два предмета по величине ( длине,ширине,высоте ),а также учить сравнивать два предмета по толщине. 2. Учить соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зелёной) 3. Учить устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины,( ширины, высоты), толщины, располагать их в определённой последовательности – убывания или нарастания, вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения. 4.Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, овале, а также шаре, кубе,цилиндре . 5. Познакомить с прямоугольником, различать и называть прямоугольник сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. 6. Различать из каких частей составлена группа предметов, называя их характерные особенности ( размер, форму, цвет, назначение). 7. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках ( смешивание цвета с белым и чёрным). 8. Развивать мелкую моторику рук.

Слайд 11

Игры для детей 4 – 5 лет. Цвет: Игры ( знакомства с оттенками по светлоте). « Окраска воды». « Разноцветные шары». « Орнамент». « Назови цвет». « У кого какое платье?». « Волшебные краски». « Цветик – семицветик ». « Радуга». Форма: « Какие бывают фигуры». « Подбери фигуру». « Подбери по форме». « Кому какая форма». « Найди предмет такой же формы». « Составные картинки». « Фигуры из палочек». Домино « Предмет и форма». « Какой фигуры не хватает?». « Геометрическое лото». Величина Игры ( отношения по величине между плоскими и объёмными предметами). « Башня». « Лесенка». Игры ( на развитие глазомера при выборе предметов определенной величины). « Сбор фруктов». « Сделаем столбики». « Найди такое же колечко, ленточку, дорожку». Комплексные игры: « Орнамент». « Цвет и форма». «Противоположности». «Составные картинки». « Квадрат Воскобовича двухцветный – четырёхцветный». « Чудо крестики». « Числовые домики». « Чудесный мешочек». « Три фигуры». Мелкая моторика: « Трафареты, шаблоны, штампы». « Штриховка».

Слайд 12

Старший возраст ( 5 – 7 лет). Цель: Совершенствовать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов ( цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Задачи: 1. Учить устанавливать размерные отношения между 5 – 10 предметами различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов. 2. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов ( отрезки прямых линий) с помощью условной меры ( бумаги в клетку). 3. Учить измерять объём жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. 4. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать,располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. 5. Познакомить с четырёхугольником: подвести к пониманию, что квадрат и прямоугольник разновидности четырёхугольника. Дать представление о многоугольнике ( на примере треугольника и четырёхугольника, о прямой линии, отрезке прямой. 6.Учить моделировать геометрические фигуры, конструировать фигуры по словесному описанию и по собственному замыслу. 7. Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра. 8.Учить называть цвета по предметному признаку ( малиновый, лимонный и др.). 9. Продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Слайд 13

Игры для детей ( 5 – 7 лет). Цвет: « Назови цвет». « Волшебные краски». « Разноцветная вода». « Подбери предметы похожего цвета». « Какого цвета предметы в нашей группе». « Живые лепестки» Форма: « Какая нужна фигура». « Какая фигура лишняя». « Составные картинки». « Фигуры из палочек». « Мастерская форм». « Кто больше увидит». « Фигуры из цветной мозаики». Величина : « Построим лесенку». « Сломанная лесенка». « У кого какой величины предмет» « Что изменилось». « Сложи дорожки». « Палочки в ряд». « Подбери куклам одежду». Комплексные игры: « Назови цвет и форму». « Магазин». « Сделаем салфеточки». « Найди по описанию». « Незаконченные картинки». « Найди на ощупь». « Сложи рисунок». « Цветной магазин» Игры Воскобовича « 2 – 4 Х цветный квадрат

Слайд 14

Игры на развитие вкусовых ощущений. «Угадай какой вкус?» « Определи по вкусу» « Найди пару». « Что, каким бывает?» Игры на развитие тактильных ощущений. « Тёплый – холодный». « Лёгкий – тяжёлый» « Ловкие пальчики» « Массажные ванны» Игры на обоняние. « Душистые мешочки» « Узнай по запаху» « Найди такой же запах» « Ароматная радость» Игры на слух. « Определи по звуку» «Угадай на чём играю» « Громко – тихо» «Сыграй как я» «Узнай и спой песню по картинке» «Музыкальный магазин» Мелкая моторика: «Шнур затейник» «Шаблоны, трафареты» « Дорисуй предмет» «Дорисуй узор» «Различные виды штриховки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему: "Сенсорная интеграция в игре"

Проект на тему "Сенсорная интеграция в игре" для воспитателей ДОУ...

Самообразование по теме "Сенсорное развитие детей через дидактические игры" 2017 - 2018 гг

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Конспект родительского собрания на тему "Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в...

Индивидуальный план работы по самообразованию. 2023- 2027 гг. Тема: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цель:повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о ...

Презентация опыта работы на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...