Этикет
консультация по теме

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_etiketu_nadtochieva_a.m.x.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

        Соблюдение этикетных правил при проведении праздника в дошкольном учреждении трудно переоценить.

        Во -  первых, современное понимание культуры поведения личности педагогом, родителями, воспитанником, да и вообще любым членом общества, обязательно включает в себя владение правилами этикета. Этикет как порядок проведения формировался обществом в течение нескольких веков и в настоящее время является наиболее развитым компонентом поведенческой культуры. Общество предоставляет человеку этикет в качестве регулятора поведения, а также важного средства развития доброжелательно – уважительного общения.

        Владение этикетом предполагает знание его правил, понимание необходимости их соблюдения, а также умение выбрать правило, подходящее к конкретной ситуации, и выполнить его с наибольшей пользой для себя и окружающих.

        Во – вторых, культура поведения педагога несет двойную нагрузку, являясь и характеристикой личности, и важным профессиональным качеством. Известно, что воспитатель для ребенка – один из самых убедительных наглядных примеров: ребенок впитывает поведенческие манеры воспитателя и, если любит его, не задумываясь, подражает ему.

В – третьих, соблюдение правил этикета способствует установлению доброжелательных и уважительных отношений между участниками общения, можно даже отметить – личностно  ориентированных отношений, на основе которых складывается взаимопонимание между воспитателем и родителями, что, в свою очередь, положительно влияет на ход педагогического процесса. Праздничная жизнь детского сада, при всей своей традиционности, может стать богатой и разнообразной. К Новому году или к 8 Марта дети готовят выступления для родителей, их приглашаем в детский сад на праздник прихода осени или наступления весны. «Выпускной бал» завершает детсадовскую жизнь. Проводятся и досуги, в ходе которых представления организуются силами педагогов, иной раз родителей, а также профессиональных актеров детских или кукольных театров.

Для чего в детском саду проводятся праздники? Я полагаю, на этот вопрос вы, педагоги,  ответите достаточно полно. Скажите о радости, доставляемой детям, об эстетическом воспитании, о том, что ребята, готовясь к праздникам, учат песни и стихи, осваивают простейшие правила декламации, приобретают танцевальные и песенные навыки, знакомятся с народной и современной художественной культурой. Конечно же, не забудете упомянуть об умственном и физическом развитии детей. Кто – то из вас обязательно отметит, что в подготовке праздника нередко участвуют родители воспитанников, и тогда формируется дружный коллектив детей, воспитателей и родителей.

Конечно, праздник – это возможность показать мамам и папам, чему дети научились, как, справляясь с волнением, они выступают перед зрителями, среди которых есть  и незнакомые люди. Праздник доставляет радость и родителям, которые за небольшой отрезок времени проживают счастливые минуты гордости за сына и дочку, радуются  новым умениям своего ребенка, доброму отношению к нему детей и педагогов.

Можно сказать, что организованные вами, педагогами, праздничные события способны надолго сохранить у детей и взрослых ощущение счастья, зарядить на новые достижения. Поэтому и педагоги, и родители справедливо полагают: праздники в детском саду необходимы!

Однако, чтобы случилось именно так, надо приложить немало усилий и детям, и родителям, и воспитателям, и, конечно, музыкальному руководителю. Ему, главному организатору праздничного действа, следует продумать не только сценарий, но и возможности участников праздника, чтобы правильно распределить роли и веселые задания, а также театральные костюмы и наряды Да и руководству дошкольного учреждения невозможно остаться в стороне.

Бывая на праздниках в детском саду, мы испытываем огромную радость, гордимся своими детьми и удивляемся неиссякаемому творчеству педагогов. И все же иной раз в душе возникает обида. Вроде все шло хорошо, и ребенок выступил, и подарок он получил, а в душе затаилась неудовлетворенность, и не понимаешь почему. Когда неясно почему, ищи ответ в поведении участников праздника.

Поговорим не столько о поведении родителей, хотя и об этом скажем, сколько о том, что упустил из виду работник детского сада.

Правила этикета существуют для того, чтобы люди своим поведением, речевым и неречевым, демонстрировали уважение друг к другу. Именно в этом кроется нравственный аспект этикета, как, впрочем, и эстетический. Хочешь, чтобы люди тобой любовались, веди себя красиво.

Какие же правила этикета способствуют успешному проведению праздника в детском саду? Они те же, что и дома.

  1. Праздничный наряд. Он несет огромную нагрузку: создает праздничное настроение, делает человека привлекательным и уверенным в себе, является средством выражения уважения к тем, кто пришел на праздник.

             Обратим внимание на некоторые ошибки в выборе наряда. Детский наряд должен быть удобен для участия в действиях, организованных на празднике, а также красив и отличаться от повседневной одежды. Огромные банты в волосах, заколки в косах, широкие юбочки, нарядные туфельки у девочек, рубашка с галстуком, пиджачный костюм (возможен без пиджака и без галстука), удобные и красивые ботинки у мальчиков. Нарядная обувь не может быть ни стоптанной, ни старой, ни рванной.

        Кто – то с упреком возразит: сегодня детская праздничная одежда дорого стоит. Дело не в цене, а в привлекательности внешнего вида, в чистоте и опрятности и, конечно, в хорошем настроении!

        Наряд воспитателя также исключает каждодневную одежду. Это может быть платье, платье с жакетом, юбка с блузкой. Украшением наряда послужат шарфик, пояс, ювелирные украшения, не очень громоздкие, не мешающие легкому движению в игре, танце, упражнении. Юбка не должна быть слишком узкой, иначе как играть с детьми? Джинсовый костюм не  воспринимается как праздничный. Впрочем, иной раз по сценарию необходимы именно джинсы, но это редкий случай.

        Разумеется,  костюм воспитателя должен быть выдержан в духе праздника и в то же время сохранять черты делового облика: недопустимы чрезмерное количество украшений, большое декольте, одежда, подчеркивающая линии фигуры, нежелательна многоцветность наряда. Туфли на каблуках должны быть удобными и не стеснять движения, потому желательна высота каблука не более 3 – 4 см. Следует помнить, что элегантный черный цвет, любимый многими женщинами, детьми не воспринимается как праздничный.

        Возможно, воспитателю придется напомнить родителям, что они приглашены в гости и праздник в немалой степени зависит от того, как выглядят гости. Домашние тапочки лучше оставить дома! Желательно, чтобы родители выглядели красиво:  их внешний облик – проявление отношения и к празднику, и, главное, к хозяевам и организаторам встречи. Красивые и нарядные мама и папа настроят ребенка на правильное восприятие события, а еще он будет гордиться родителями. И запомнит: когда люди идут в гости, они наряжаются, чтобы своим внешним видом радовать хозяев дома.

        Кстати, если родители в этот день придут в детский сад с цветами, это доказательство того, что они хотят порадовать и воспитателей, много сил отдающих воспитанникам, и детей, которые с волнением и радостью готовятся к праздничной встрече. Цветы, принесенные родителями, могут стать прекрасным украшением праздника.

  1. Соблюдение правил  гостевого этикета.

Поскольку родители приглашены на праздник, возникают гостевые отношения, которые должны строиться в соответствии с правилами этикета. Среди них есть касающиеся хозяев дома, детей и воспитателей (организаторов праздника).

  • Радостно встретить гостей.

Представьте: воспитатель занимается подготовкой  праздника, а гости (родители) и не знают куда себя деть. Поэтому надо четко продумать, кто из педагогов занимается детьми, кто – гостями; кто из родителей возьмет на себя роль встречающего гостей. Следует заранее поговорить с детьми о том, что они, хозяева своей группы и организаторы праздника, должны встречать приглашенных мам, пап, бабушек и дедушек, а также братьев и сестер.

  • Ни один гость не должен оказаться без внимания хозяев дома ни тогда, когда гости собираются, ни в ходе праздника, ни во время его окончания.

Нередко наблюдаешь проявление невнимания к гостям в разных ситуациях. Например, с одним родителем воспитатель долго разговаривает, а на других даже не взглянет. Это неверно. Всем надо оказывать внимание: поздороваться, улыбнуться, сказать несколько слов: «Как мы рады, что вы пришли!», «Вы давно к нам не заглядывали», «Мы сегодня с Танечкой (т.е. дочкой или внучкой) приготовили вам сюрприз», «Петя сегодня будет читать стихи; услышите, как он это здорово делает!». Всего одно предложение, но значимое: мы вас увидели, мы вам рады!

В зале одни гости сидят, другие стоят у стены, третьи в зал войти не могут (нет места). Следует заранее продумать, сколько гостей может прийти, как их рассадить. Нужно помнить: с помощью праздника мы учим детей принимать гостей в своем доме. На праздник, посвященный  Женскому дню, пришли две бабушки одного мальчика. Одна работала в детском саду поваром, дети ее уважали, знали, что она готовит самую вкусную еду! Другая бабушка им была незнакома. Первую бабушку посадили в первый ряд, вторая стояла у стены. Бабушке – повару внук подарил цветы, другой бабушке цветов не хватило. Как вы думаете, у какой бабушки праздник был омрачен?

  • На госте не стоит обижаться. И гостей нельзя обижать. (Не только воспитатели, но и дети в первую очередь стараются порадовать тех, кого они пригласили на праздник.)
  • Гости тоже не должны показывать свое недовольство, плохое настроение. Нельзя обижаться на хозяев дома и на других гостей. Праздник – для всех: и для хозяев, и для гостей.
  1. Правила этикета, определяющие отношения между коллегами.

Как бы ни старались воспитатели и дети, праздник не получится, если среди педагогов нет единства и взаимопонимания. Всегда приятно наблюдать слаженную работу коллектива, а педагогического – особенно. Если педагоги помогают друг другу, дополняют друг друга, значит дети – в добрых руках! Важно показать родителям силу педагогического коллектива, поэтому в их присутствии нельзя демонстрировать недовольство коллегой, высказывать ему критические замечания.

  • И еще. Улыбка и добрая шутка снимут напряжение или возникшую неловкость. Просьбу всегда приятнее выполнять, чем приказ. Похвальное слово педагогу в присутствии родителей повысит его авторитет, улучшить настроение.

         Конечно, отношения между педагогами не строятся во время праздника. Это кропотливая и долгая работа, которую ежедневно выполняет каждый член коллектива. Однако праздник – это время, когда особенно остро воспринимаешь любой взгляд и любое слово, это серьезное эмоциональное испытание для человека и коллектива. И в этом испытании этикет, правила которого нацеливают на проявление уважения, терпимости, доброжелательности, окажет неоценимую услугу.

        Добрых вам и веселых праздников в детском саду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...

Транспортный этикет, словарь этикета

Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...

Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.

Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....

«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...