Музыкальный фольклор, как средство развития театрализованных музыкальных способностей детей.
статья по теме

Из опыта работы фольклорного кружка "Непоседушки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_folklor.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Музыкальный    фольклор, как средство   развития   театрализованных

                                музыкальных   способностей   детей.

          Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.

Русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка – зима, травушка – муравушка, Ванечка – дружок). И хотя многие слова, встречающиеся в песне незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, семечки, грать), они проявляют живой интерес к содержанию.

           Наверное, нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. Все свободное время дети играют во дворе и в комнате, на улице, на берегу речки. Детям присуще актерские способности. Они проявляются в поведении детей с самого раннего возраста и до тех пор, пока взрослые не ограничат их рамками общепринятых норм. Привлечь детей к участию в театрализованных сказках позволит маленьким исполнителям проявлять врожденные, естественные актерские способности. Преодолеть трудности, которые могут возникнуть в работе над театрализованной сказкой помогут: небольшой объем пьесы, рифмованная речь, знакомые сказочные персонажи и мотивы, несложные попевки, мелодии песен.

              Фольклорный кружок «Непоседушки» в нашем детском саду существует третий год. Я очень люблю русскую музыку и песни. Сама же я закончила училище культуры по факультету дирижерско – хоровое творчество. Воспитывать любовь к русскому искусству и с его помощью развивать музыкальные способности не только для одаренных детей – такую задачу я поставила перед собой. На занятии существуют следующие виды деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски).

               Новый материал всегда даю в начале занятия, а затем закрепляю старый репертуар: упражнения, пляски, песни. В конце занятия устраиваю игры. Дети практически не сидят на стульях, занятия проходят в форме занимательной игры. Ведь чтобы научиться танцевать, надо много двигаться. И занятия пляской должны, прежде всего, поднимать настроение. Поэтому очень важно подобрать такой материал, который был бы доступен детям для исполнения, был интересным, соответствовал возрастным и индивидуальным способностям детей. Ведь детям нравится исполнять то, что получается, а если материал очень сложный, то он как правило недоступен.

         Стараюсь подобрать произведения яркого, веселого характера, чтобы занятие получилось привлекательным, заманчивым. Так, например в процессе исполнения пляски «Байновская кадриль» (муз. М. Иорданского) у детей развиваются разнообразные умения и способности: внимание, память, координация движений, а также происходит знакомство с музыкальной формой «вариации» и освоение элементов русской пляски (топающего, хороводного шага, шагом польки). Обязательным условием  исполнения русской песни является инсценирование. Образные игровые упражнения являются наиболее интересными для детей видами музыкальной деятельности. Они развивают не только выразительность движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение «оживлять» игровой персонаж (животного). Это песня инсценировка «Жил я у барина» (рус. нар. песня в обр. Ю.Гаврилова), здесь развиваются художественно – творческие способности: проявление фантазии, активность, выдумка. Элемент драматизации заставляет детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. Для инсценировки подбираю тексты также с ярким, динамичным сюжетам, побуждающим к движению («Во кузнице», рус. нар. песня).

              В инсценировках быстро заучивается и запоминается песня. В инсценирование подбираю детей и со слабым музыкальным слухом. В роли петушка, кузнеца, доброго молодца, козлика и. п. дети будут чувствовать себя уверенно. Бывает так, что поем без сопровождения, иногда использую дирижерский жест.

             Разучивание плясок и движений провожу в три этапа:

             - знакомлю детей с новым упражнением. Пляской, хороводом;

             - создаю целостное впечатление о музыке и движении;

             - начинаю разучивать в общих чертах.

            Начинаем прослушивание музыкального произведения, раскрываем его характер, учимся правильно определять форму, средства музыкальной выразительности. Я напоминаю детям, что тема звучит не сразу, что вступление подготавливает наш слух к восприятию произведения, служит сигналом к началу  движения. Постепенно ини сами приучаются начинать точно после вступления.

              Показ движений должен быть правильным, эмоциональным, целостным. Показываю движения отдельно и предлагаю выполнить их. Если элементы знакомы, то выполняем движения всей группой, новые элементы разучиваем отдельно с несколькими детьми.

             Элементы разучиваем под счет. Обучения музыкальным – ритмическим движениям строятся в форме игры. Например, топающий шаг: прогулка по первому снегу, хороводный шаг: гуляние по лугу, осеннему парку, шаг польки: карнавал. Учу детей правильно, ритмично, красиво выполнять тот или иной элемент танца, или танцевальный шаг, реагировать движением на смену частей или характера музыки. В этот раздел включено разучивание танцевальных шагов, народных хороводов, плясок и кадрилей: «щучка», «разножка», «пистолетик», «елочка», «гармошка», «козлик», «моталочка», «ковырялочка», и отдельных построений и элементов: «шторки», «дозодо», «распашонка», «присядка».

               Учимся четко выполнять движения по названиям позиций рук и ног. В занятии включила русские хороводы: «У яблоньки», «Ой, бежит ручьем вода» (обр. А. Луканина),»Березка» (Р.Рустамова), разнообразные пляски в платочками, балалайками, ведрами.

            В разделе «слушание» знакомлю детей  со звучанием русских народных инструментов: гармони, трещотки, балалайки, ложек, бубна, гуслей, дров.

         Наиболее обширный раздел программы «пение». Вообще, русская народная песня сложна для исполнения: широкие распевы одного слога или гласных на несколько звуков, большие скачки на сексту, октаву, смену ритма и темпа, изменение ладотональности, часто песня начинается в миноре, а заканчивается в параллельном мажоре и наоборот. Русские песни отличаются широким диапазоном (например: «Ходила молодешенька по борочку» обр. Римского – Корсакова), диапазон м7. Большое внимание уделяю дикции, объясняю, как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» (таких слов очень много в русских песнях: «уродился», «умывалася», «поклонюся», «собиралася» и т. п.) Если у детей не получается спеть песню в оригинале, значит произвожу транспонирование  песни на пол тона или на тон ниже. Бывает так, что приходится транспонировать на м2 и б2 вверх, и некоторое время работаю в этой тональности. Привыкнув петь в высокой тональности, дети чище поют в оригинале.

          Главная задача пения – чистое, выразительное интонирование, развитие вокально – хоровых навыков, расширение диапазона. Работа над вокально – хоровыми навыками  и над чистой интонацией очень трудоемкая. В первую очередь я использую собственный показ. Дети не всегда могут спеть чисто звук с инструмента, а с голоса берут гораздо быстрее и чище. Я всегда предлагаю детям спеть так, как пою я сама. И после этого действительно дети могут в точности воспроизвести звук нужной высоты. Этот «зеркальный» прием помогает не только в выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально – выразительному исполнению.

         Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение для звука: «дотянемся голосом до солнца», «голосок взлетает вверх, как огоньки на елочке», «голосок звенит как капель с крыши», «тянется как ниточка из клубочка», «голос широкий, протяжный, как русское поле» и т. п. Также важно разучивание песни по фразам с сиюминутным исправлением ошибок, и только потом спеть все заново с начала до конца. Работу над пением веду эмоционально, всегда в быстром темпе, чтобы дети не успели расслабиться.

ВЫВОД: Итогом работы с русским народным материалом явились наши праздники.

            На дне Защитника Отечества девочки старшей группы исполняли песню «Ой, вставали мы ранешенько» (обр. Н. Метлова), заводили хоровод «Светит месяц» (рус. нар.комп.), мальчики танцевали «Таней богатырей» (муз.А.Пахмутовой), добры молодцы мерились силой, состязались, сшибали кощеев сундук с дуба. Ведущая была одета в расшитый русский сарафан, на голове кокошник.

           Новый год – самый любимый для детей праздник. Я снова обратилась к народному материалу. Девочки были барышнями, мальчики кавалерами, Емеля творил чудеса со своей подружкой Щукой, а Баба Яга завела всех своими веселыми частушками. Так же были инсценированы песни «Как на тоненький ледок», «Во кузнице» (обр. А. Жарова).

      Масленицу проводим с ряженными, катанием на санках, угощением блинами. На этом развлечении был использован сюрпризный момент катание на карусели.

              В самостоятельной музыкальной деятельности дети воспроизводят по памяти знакомые народные песни, хороводы, пляски. Очень часто в ролевых играх дети музицируют, напевают колыбельные, плясовые, инсценируют песни и сказки, используют элементы народного костюма и народного инструмента. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях с элементами фольклора. Выступление с частушками – любимый номер на любом празднике.

           Проделанная работа не могла отразиться на успехах наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята стали лучше петь , узнавать знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, выразительными, а это значит, что развились музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание на то, что утренники стали гораздо веселее, интереснее.

               Русская песня, русское поэтическое слово становится близко детям  и любимо ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей" "

Выступление из опыта работы музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры посредством основ народной музыки.(ранний и младший дошкольный возраст). Конспект открытого музыкально ...

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значим...

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Доклад "Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников"...

Опыт работы по теме " Музыкальный фольклор как средство развития музыкально - творческих способностей дошкольников"

В опыте работе раскрывается использование фольклора в разных видах деятельности детей, взаимодействие с родителями и социо-культурными учреждениями....

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского народного музыкального фольклора.Обращение к музыкальному фольклору в...