Проектирование образовательной деятельности в ДОУ
статья по теме

Муравцова Ольга Викторовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proektirovanie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование образовательной деятельности в ДОУ

Образовательный процесс в  МКДОУ «Ласточка» строится на основе метода проектов, как способа организации педагогического процесса, основанного на принципах интеграции, на взаимодействии педагогов и воспитанников, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения. Проект возникает как отражение интересов ребенка, согласованных по теме и содержанию с другими детьми и взрослыми, а реализуется как форма и способ удовлетворения этих интересов. Доверяя детям и позволяя им выбирать свои темы, мы помогаем созданию у детей внутреннего стимула для работы и познания с удовольствием, для достижения высокого качества действий, для приобретения действительно нужных им знаний.

Работа в проекте изменяет позицию ребенка и позволяет реализовать в образовательном процессе «идею субъектности», суть которой состоит в том, что ребенок выбирает, действует, получает результаты и оценивает их сам. Взрослый (воспитатель) не определяет и жестко не регламентирует действия детей (если они, конечно, не идут вразрез с нормами морали и не создают угрозы для других), он представляет для ребенка право выбирать, что создает принципиально новую ситуацию, новые перспективы в образовании.

«Открывающаяся перспектива переживается ребенком как вызов, отвечая на который, он производит себя как субъект. Непредрешенность исхода действий здесь разрешается выбором. Тем самым, свою зависимость от обстоятельств ребенок превращает в зависимость обстоятельств от себя» (А. В. Петровский).

Границы возможностей и высокие ожидания устанавливаются и поддерживаются взрослыми и самими детьми. Для этого идеи (темы проекта, виды и формы работы), цели, действия и результаты всегда обсуждаются. На основе диалога с детьми взрослые получают возможность понимания того, что реально интересует детей, как они сами хотят распорядиться своим днем, какой видят свою деятельность; кто из детей нуждается в поддержке, помощи, обучении, а кто готов справиться со своим выбором сам; кто из детей продвигается в своих целях вперед, а кто предпочитает повторять знакомый опыт, идти за другими.

Проектная деятельность способствует развитию детской самостоятельности, сотворчеству детей и взрослых, развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей детей. Мы ведем детей от простого к сложному, обеспечиваем развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, способствуем осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач.

С детьми старшего дошкольного возраста в МКДОУ «Ласточка»  используются игровые проекты – групповые формы взаимодействия детей в деятельности. Способ ее организации характеризуется поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровых целей.

Проекты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Они включают в себя ряд мероприятий, направленных на достижение цели. К игровым проектам предъявляются следующие требования:

  • обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;
  • включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.

Проекты «проживаются» детьми, начиная со среднего возраста; отдаются предпочтения краткосрочным проектам, а именно: выпуск журналов про любимых сказочных героев, игрушек; оформление альбомов с фотографиями детей в различные их возрастные периоды и т.д. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется ролевым и творческим проектам.

Значимы и другие виды проектов, например:

• комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

• межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

• творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

• групповые: «Сказки леса», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;

• индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

• исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

За годы работы некоторые темы проектов стали традиционными, например: «Один дома» (из цикла ОБЖ), осенний проект «Раз картошка, два картошка», «АБВГДейка», посвященные календарным датам: «Небесные странички»  ко Дню космонавтики, «Салат из сказок» к ноябрьской театральной Неделе. Отдельная группа тем возникает, исходя из интересов детей. Так появились проекты «Цирк», «Неделя опытов», «Путешествие по странам».

Каждый учебный год под влиянием интересов и стремлений детей, требований времени изменяется тематика проектов.

Таким образом:

Метод проектов ориентирует весь воспитательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности; задействует эмоциональную сферу ребенка, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и кооперации, взаимодействию;

Метод проектов позволяет вводить новое содержание в образование:

- в группе создается спонтанная и богатая атмосфера для обучения;

- каждый ребенок имеет свободный доступ к любому методическому пособию;

- каждый ребенок работает в своем ритме;

- каждый ребенок использует свои сильные стороны и приобретает свой опыт; каждый учится, используя свой стиль познания;

- все учатся у всех;

- проекты интегрируют различные аспекты знаний и действий.

Метод проектов предусматривает полную интеграцию содержания образования и всех видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

В соответствии с введение стандарта дошкольного образования одним из направлений в педагогической деятельности является формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравств...

Педагогическое проектирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками

Педагогическое проетирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками, решающее задачи пропедевтики проектных умений. ...

Проектирование образовательной деятельности для индивидуального развития дошкольника с редствами дополнительной деятельности

Лекция на курсах повышения калификации для педагогов ДОУ. Раскрывает темы: 1. Проектирование образовательной деятельности. 2. Индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста. 3. Средства дополнит...

Выступление на городском семинаре-практикуме по обмену опытом между МБДОУ ДС №31 и МАДОУ ДС №29 от 17.11.2022 "Проектирование образовательной деятельности с использованием инклюзивных и здоровьесберегающих современных образовательных технологий"

Тема выступления: Мастер-класс «Дыхательная гимнастика – как одна из форм здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольног...