Главные вкладки

    Тема: «Роль классической музыки в жизни детского сада»
    методическая разработка на тему

    Фахрутдинова Эльвира Данировна

    Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский), ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1._rol_klassicheskoy_muzyki_v_zhizni_detskogo_sada.docx21.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  «Роль классической музыки в жизни детского сада»

                                                         

                Автор:  Фахрутдинова

    ЭльвираДанировна,

    музыкальный руководитель

    МБДОУ «Детский сад № 8»

     п. Пашия                                                                            

    Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский), ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…». Эти слова крупнейшего композитора Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.

    В дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с классической музыкой трудно переоценить. Музыка способствует становлению познавательной и нравственной сфер. Ребенок делается более восприимчивым к красоте и в искусстве и в жизни.

    Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет на добрые поступки, или как говорил Д.Б.Кабалевский, «прекрасное побуждает доброе».

    Классическая музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций. Сила ее воздействия заключается в том, что она способна передать смену настроений, переживаний, оттенки эмоционально-психических состояний человека. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному и уже в  раннем детстве важно дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, обогатить их яркими музыкальными впечатлениями. 

    Общение с классической музыкой развивает интерес, любовь к ней, повышается музыкальная восприимчивость, зачатки музыкального вкуса. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и эмоционально-оценочного отношения к музыке ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения.

    Но наши дети в основном слышат современную музыку, которая культивируется средствами массовой информации. Ее ритмы,  сильная громкость, сверхвысотные и сверхнизкие частоты оказывают отрицательное воздействие на  слух, нервную систему, эмоциональное состояние детей.

    Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. Во многих семьях, малыши, слышат преимущественно развлекательную музыку, а классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей. Но, так как  в дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились стереотипы вкусов, мышления, очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей.

    Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации классической музыки становятся все более привычными для слуха, узнаваемыми. А, как известно, узнавание полюбившихся мелодий вызывает у человека положительные эмоции.

    Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время утренней гимнастики и т.д. Музыка может окружать ребенка почти постоянно, не ограничиваясь рамками специально организованных форм.

    Включение классической музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка.

    Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала интереснее, ярче, разнообразнее. С этой целью воспитатель должен заранее продумать всевозможные варианты использования классической музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.

    Так, например, во время утреннего приема детей, правильно подобранная музыка создает положительный эмоциональный фон, а яркая, ритмичная музыка, звучащая во время утренней гимнастики, создает заряд бодрости и настроения на весь день.

    Предлагаю вам примерный список музыкальных произведений, которые могут звучать в ходе организации педагогического процесса в младшей и средней группах (Приложение№1) и в старшей и подготовительной группах детского сада (Приложение№2).

    Особенности музыкального искусства позволяют использовать его для развития всех психических процессов, в первую очередь, конечно, - творческого воображения и мышления дошкольника. Яркие музыкальные образы стимулируют фантазию ребенка, рождают необычные интерпретации, ассоциации. Интересно, что в классической музыке можно найти картины практически всех явлений окружающего мира, что оказывает существенное влияние на развитие ребенка. В мировой музыкальной классике есть ряд композиторов, чья музыка необычайна «выпукла», образна, ярка. К их числу могут быть отнесены, например, Н. Римский-Корсаков», С. Прокофьев, А. Лядов, П. Чайковский, А. Вивальди т.д.

    При ознакомлении детей с художественной литературой, классическая музыка также может найти широкое применение. Предлагаю вам список музыкальных произведений к литературным произведениям для детского чтения (Приложение №3).

    Интересная, разнообразная по характеру классическая музыка, звучащая не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, но и в повседневной жизни детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение.

    Приложение №1

    Рекомендуемые классические музыкальные произведения для детей младшего и среднего дошкольного возраста

    Утренний прием детей.

    «Шутка» И. Баха, «Утреннее настроение» (из сюиты «Пер Гюнт») Э. Грига, «Шуточная» А. Лядова, «Утро» С. Прокофьева, «Тарантелла», «Марш» В. Гаврилина.

    Утренняя зарядка.

    «Королевский марш льва» К. Сен-Санса, «Танец маленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Вальс», «Марш» В. Гаврилина, «Полька» С. Майкапара, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Смелый наездник» Р. Шумана.

    Подготовка к прогулке, одевание на прогулку.

    «Прогулка» (их цикла «Картинки с выставки) М. Мусоргского, «На велосипеде» А. Гречанинова, «Веселая прогулка» А. Филиппенко.

    Тихий час.

    «Колыбельная» А. Гречанинова, «Нянина сказка» П. Чайковского, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна, «Колыбельная песенка» Г. Свиридова, «Колыбельная» М.

    Игровая деятельность.

    «Кукольный кэк-уок» К. Дебюсси, «Маленькая сказка» А Гречанинова, «Игра в солдатиков» В. Ребикова, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Куры и петухи» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов М. Мусоргского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.

    Изобразительная деятельность.

    К.Сен-Санс цикл «Карнавал животных», П. Чайковский «Детский альбом», цикл «Времена года» (избранные произведения), С. Майкапар «Бирюльки» (избранные произведения), А. Вивальди цикл «Времена года» (избранные части произведений), Э. Григ «Ручеек», «Летний вечер».

    Экологически ориентированная деятельность.

    «В поле» А. Гречанинова, «Грустный дождик» Д. Кабалевского,  цикл «Времена года» П. Чайковского, цикл «Времена года» А. Вивальди, «Эхо в горах» С. Майкапара, «Расскажи, мотылек», «Кукушка» А.Аренского, «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, «Зимнее утро» П.И.Чайковского,  «Осень» Ц.Кюи, «Сорока», «Петушок»  А. Лядова, «Зайчик»  М. Старокадомского, «Марш зайчат» А. Жилинского.

    Коммуникативная деятельность.

    «Скучный рассказ» А. Гречанинова, «Нянина сказка» А. Гречанинова, «Ласковая просьба» Г. Свиридова.

    Трудовая деятельность.

    «Лентяй» Д. Кабалевского, «Тяжелая работа» А. Гречанинова.

    Социализация.

    «В разлуке», «Недовольство» А. Гречанинова, «Злюка», «Печальная история», «Упрямый братишка» Д. Кабалевского, «Смелый наездник», «Полное удовольствие», «Страхи» Р. Шумана, «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Упрямец» С. Прокофьева, «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова.

    Приложение№2

    Рекомендуемые классические музыкальные произведения для детей старшего дошкольного возраста

    Утренний прием детей.

    «Зимнее утро» П.И. Чайковского, «Пробуждение» Г. Форе, «Шутка» И. Баха, «Утренняя молитва» Ф. Шуберта, «Утреннее настроение» (из сюиты «Пер Гюнт») Э. Грига, «Шуточная» А. Лядова, «Утро» С. Прокофьева, «Тарантелла», «Марш» В. Гаврилина.

    Утренняя зарядка

     «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Королевский марш льва» К. Сен-Санса, «Танец маленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», П. Чайковского, «Вальс», «Марш» В. Гаврилина, «Полька» С. Майкапара, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Марш» (из оперы «Аида») Дж. Верди.

    Подготовка к прогулке, одевание на прогулку.

    «Прогулка» (их цикла «Картинки с выставки) М. Мусоргского, «На велосипеде» А. Гречанинова, «Веселая прогулка» В. Гаврилина, «Облака плывут» С. Майкапара.

    Тихий час.

    «Колыбельная» А. Гречанинова, «Нянина сказка» П. Чайковского, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна, «Колыбельная песенка» Г. Свиридова, «Колыбельная» А. Лядова, «Колыбельная» (из оперы «Садко») Н. Римского-Корсакова.

    Игровая деятельность.

    Д.Шостакович танцевальная сюита «Танцы кукол», «Кукольный кэк-уок» К. Дебюсси, «Маленькая сказка» А Гречанинова, «Игра в солдатиков» В. Ребикова, «Клоуны» Д. Кабалевский, «Куры и петухи» К. Сен-Санс, «Балет невылупившихся птенцов М. Мусоргского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.

    Изобразительная деятельность.

    Сен-Санс цикл «Карнавал животных», П. Чайковский «Детский альбом», цикл «Времена года» (избранные произведения), С. Майкапар «Бирюльки» (избранные произведения), А. Вивальди цикл «Времена года» (избранные части произведений), Э. Григ «Ручеек», «Летний вечер», «Весной», Ц. Кюи «Зима», «Осенью», С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами».

    Экологически ориентированная деятельность.

    П. Чайковский цикл «Времена года» А. Вивальди цикл «Времена года», С. Прокофьев сюита «Петя и Волк», «Утро», «Вечер», К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», И. С.Бах Воздух из сюиты №3, К. Дебюсси «Море», «Туманы», «Мертвые листья», «Вереск», А. Аренский «Птичка летает».

    Коммуникативная деятельность.

    «Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара, «Скучный рассказ» А. Гречанинова, «Нянина сказка» А. Гречанинова, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Весело – грустно» Л. Бетховена,

    Трудовая деятельность.

    «Лентяй» Д. Кабалевский, «Тяжелая работа» А. Гречанинова, «Пастушок» С. Майкапара.

    Социализация. 

    «Слеза» М.П.Мусоргского, «Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара, «Порыв», «Страхи» Р. Шумана, «Ноктюрн» П.И.Чайковского, «В разлуке», «Недовольство», «Материнские ласки» А. Гречанинова, «Злюка», «Печальная история», «Упрямый братишка» Д. Кабалевского, «Порыв», «Смелый наездник» Р. Шумана, «Полное удовольствие», «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Упрямец» С. Прокофьева, «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова, «Разлука» М. Глинки.

    Приложение №3

    Рекомендуемые музыкальные произведения к литературным произведениям для детского чтения

    Русские народные сказки о животных.

    - А. Т. Гречанинов «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон» - музыка опер.

    - Л. Яничек «Приключения Лисы-плутовки» - сюита из оперы.

    - К. Сен-Санс «Карнавал животных».

    Русские волшебные сказки.

    - Н. А. Римский-Корсаков «Кощей Бессмертный» (осенняя сказочка) – музыка оперы.

    - И. Ф. Стравинский «Жар-птица» - музыка балета.

    - А. К. Лядов «Баба Яга» - симфоническая картинка к русской народной сказке «Кикимора», «Волшебное озеро» - симфоническая сказочная картинка.

    - М. П. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки».

    - С. С. Прокофьев «Сказки старой бабушки» - пьесы для фортепиано.

    Русская народная сказка «Снегурочка».

    - П. И. Чайковский «Снегурочка» - музыка к пьесе.

    - Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» - музыка к опере.

    Русская былина «Садко»

    - Н. А. Римский-Корсаков «Садко» - музыка оперы и музыкальная картина.

    Ш. Перо «Красная Шапочка, «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица».

    - Ц. К. Кюи «Красная шапочка», «Кот в сапогах» - музыка опер.

    - Дж. Россини «Золушка» - музыка оперы.

    - С.С.Прокофьев «Золушка» - музыка балета.

    - П.И.Чайковский «Спящая красавица» - музыка балета.

    - О. Респиги «Спящая красавица» - музыка балета.

    Г. Х. Андерсен «Маленькая русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей».

    - А. Дворжак «Русалка» (лирическая сказка) – музыка оперы.

    - С.С.Прокофьев «Гадкий утенок» - сказка для голоса с оркестром.

    - И. Ф. Стравинский «Соловей» - музыка оперы.

    Э. Т. А. Гофман «Песочный человек», «История о потерянном отражении», «Щелкунчик и мышиный король».

    - Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» - музыка оперы.

    - Л. Делиб «Коппелия» - музыка балета.

    - П.И.Чайковский «Щелкунчик» - музыка балета.

    А.С.Пушкин «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»

    - Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди» - музыка оперы.

    П.П.Ершов «Конек Горбунок».

    - Р.К.Щедрин «Конек Горбунок» - музыка балета.

    - Ц.Пуни «Конек Горбунок» - музыка балета.

    П.П.Бажов «Каменный цветок» (по мотивам уральских сказов «Малахитовая шкатулка»).

    - С.С.Прокофьев «Сказ о каменном цветке» - музыка оперы.

    Р.Киплинг «Маугли»

    - Ю.Н.Корнаков «Маугли» - сюита из балета.

    Д.М.Барри «Питер Пен»

    - И.Е.Рогалев «Питер Пен» - музыка балета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль музыки в жизни детского сада

    Семинар - практикум для педагагов в форме конкурса...

    "Роль музыки в жизни детского сада"

    Велика роль музыки в воспитании у ребенка правильного отношения к доступным явлениям жизни. Формирование общественных представлений происходит на занятиях, экскурсиях, прогулках, в ходе бесед во...

    Презентация к музыкально-познавательному проекту "Классическая музыка в жизни детского сада" Весна - Март

    Презентация для слушания музыки из цикла "Времена года" П.И. Чайковский...