Потешка, как одна из форм устного народного творчества
методическая разработка (младшая группа) по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_vospit_poteshka.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Потешка, как одна из форм устного народного творчества

Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. А язык - это как воздух, вода, небо, солнце, то без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно обесценили. Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная, могучая и гибкая, добрая и злая речь!

Мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику информацию, но выразить свое отношение к тому, о чем ведем речь: радуемся и негодуем, убеждаем и сомневаемся, и все это - с помощью слов, сочетаний, которые порождают новые оттенки мыслей и чувств, составляют художественные фразы.

Существует много видов красноречия - это пословицы и поговорки, загадки, прибаутки. К сожалении. Они редко используются в работе с детьми раннего возраста. Хотелось бы остановиться на таком виде устного народного творчества, как прибаутки.

Прибаутки - это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи. Например, «Ноги пляшут, руки машут, язык песенки пьет». К прибауткам относятся многочисленные шуточные приглашения войти в дом, приветствия. Например, «Не мало ли вас, не надо ли нас?». Или «Здравствуйте, здравствуйте! Приходите да хвастайте!». Родители, например, могут сказать о дочери «Маша - радость наша», «Олюшка - одно горюшко».

Среди прибауток можно выделить пустоговорки, приговорки, побасенки, но в раннем возрасте мы их почти не используем.

Подробнее хотелось бы остановиться на таком виде устного народного творчества, как потешка. Потешки создавались народом не только для того, чтобы веселить, потешать маленьких детей.

Потешка - это неисчерпаемый источник нравственного, эстетического,
патриотического   воспитания  дошкольника.  
Народная     мудрость,

заключенная   в потешках на протяжении многих веков воспитывала в детях интерес   к   меткому,   выразительному   слову,   любовь   к   родному   языку. Ознакомление с потешками начинается уже на первом-втором году жизни.

На втором году жизни дети исключительно «чувствительны» к чисто «внешним» сторонам произведения. Они идут за педагогом, как бы проигрывая кусочки, отрывки знакомого сюжета, выполняя при этом отобразительные, игровые действия. Третий год жизни уже отличается более, объемным видением, появляется потребность понять смысловое содержание произведения, т.е. уяснить для себя «кто есть кто», зачем и почему так действует.

При знакомстве с потешками на втором году жизни широко используется прием наглядности, доказано: в наиболее ранние сроки (от 1.6 до 2 -х лет) внешний, зрительный эффект побуждает маленьких к возгласам, эмоциональным проявлениям в речи, которые возникают в момент наиболее яркой заинтересованности.

На третьем году жизни принцип наглядности по - прежнему значим, но наглядность желательно использовать по прочтении текста, т.к дети должны учиться понимать словесную информацию.

Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучании народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травка-муравка, травушка-муравушка, птичка-синичка. Уже само чтение создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать еще, это важный момент зарождения у ребенка интереса и любви к художественному слову.

Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие и не нуждаются в пояснениях, другие достаточно велики, для правильного восприятия их, требуется показ соответствующих предметов, действий, разъяснения. Так, например, за 1-2 дня до занятия по потешке «Аи качи, качи,..» дети под руководством воспитателя разглядывают калачи и баранки, сравнивают их, рассматривают картинку, на которой изображена печь.

Некоторая предварительная   подготовка необходима и непосредственно на занятии. Она может осуществляться в разных формах, например:

  1. Детям  показывают  игрушку,  иллюстрацию.  Они  ее  рассматривают, высказывают свои впечатления, а затем воспитатель   читает потешку (например, «Как у нашего кота»).
  2. Воспитатель   использует фланелеграф и чтение потешки («Вот люди спят»).
  3. Перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с ней  по     содержанию.     «Травка-муравка    со     сна    поднялась». Дидактическая игра «Кто что ест»  (мышки корочку, зайки морковку и т.д.)

В ряде случаев воспитатель сопровождает чтение показом действий, описанных в потешке «Ладушки - ладушки», «Заинька походи...»

Как правило, на занятии потешка повторяется 3-4 раза, при этом воспитатель использует следующие варианты:

а)        ту же наглядность, что и при первом чтении.

б)        воспитатель читает потешку без наглядности.

в)        использует новый наглядный материал. Например, при первом чтении потешки «Заинька походи...» воспитатель читает, манипулируя   игрушкой - зайцем, а затем дети водят хоровод, где в центре ребенок в шапочке зайца.

г)        по предложению воспитателя дети показывают то, о чем говорится в тексте (как бабка пекла оладушки).

д)        воспитатель адресует потешку определенному ребенку, т.е. там, где это возможно по тексту, называется имя ребенка, присутствующего на занятии (например, «Наша Маша маленька).

На занятии при знакомстве с новой потешкой, воспитатель поощряет попытки детей договаривать, подговаривать отдельные слова и фразы, интонационно указывая малышам, где именно требуется их помощь.

На повторных занятиях прием договаривание    стихотворных слов и фраз занимает ведущее место. Дети старше 2.6 мес могут сами читать некоторые потешки ( при активной помощи взрослого). Уже ближе к 3-м годам при повторении потешек используются драматизации. Например, «Бежала лесочком лиса с кузовочком».

Являясь подлинными произведениями искусства слова потешки должны звучать в детском саду, в группе. Необходимо использовать это богатое наследие в работе с детьми в течении всего дня, во всех режимных процессах: при умывании, одевании, во время сборов на прогулку, во время приема пищи, при укладывании детей спать.

А также во время прогулок, в вечернее время индивидуально и с небольшими группами воспитатель проводит Иры по потешкам, например, на прогулке подвижная игра «У медведя во бору», «Каравай», «Гуси-гуси», «Пальчик -мальчик», «Кисонька - мурысонька», «Идет коза рогатая».

При чтении народных потешек, песенок следует помнить, что богатому содержанию соответствует и разнообразие ритма.

Одни потешки читаются в медленном  плавном темпе, например, «Уж как я ль мою коровушку люблю», другие звучат весело, бодро, например, Тили бом, тили бом. Загорелся кошкин дом.

Большинство  народных песенок носит жизнерадостный,  бодрый характер.Разнообразны и интонации потешек, песенок. Много ласки и тепла звучит в потешках о ребенке, о любимых животных,
Катя, Катя маленька,        Уж ты, котя -коток

Катенька удаленька...        Котя серенький лобок...

Эти чувства и следует передать при чтении соответствующими интонациями голоса.

Игровые потешки требуют веселых, шутливых интонаций. Например, «Сорока - ворона». Потешки невелики о объему. Их нужно читать наизусть, используя все средства выразительной речи (поза, мимика, жесты). Необходимо помнить, что эти совершенные по форме произведения народного творчества запоминаются ребенком именно в той форме звучания, в какой были услышаны от взрослых.

Таким образом, потешка - это та благоприятная почва, на которой произрастают ростки нравственности, доброты, любви друг к другу и всей окружающей нас жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

·         Дать понятие об устном народном творчестве.·         Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».

Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:­­­­­­­­­­­­­­- Дать понятие об устн...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:·         Дать понятие об устном народном творчестве.·...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе по развитию речи "Ознакомление с малой формой устного народного творчества-потешки"

Цели: дать понятие об устном народном творчестве;познакомить детей с потешкой,как жанром устного народного творчества,упражнять в узнавании цвета(красный,зелёный);помочь запомнить новую потешку.Матери...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».

Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устногонародного творчества - потешки».Цель:- Дать понятие об устном ...