Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Две осени» (образовательная область «Музыка»)
методическая разработка по теме

Фахрутдинова Эльвира Данировна

На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

область «Музыка»

в подготовительной группе по теме

 «Две осени»

Составила

Фахрутдинова Э.Д.

музыкальный руководитель

I категории

2013 г.

Непосредственно-образовательная деятельность область «Музыка» по теме «Две осени» в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, познание.

Цель:

  • на примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии;
  • через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках.

Задачи:

  • развивать воображение, ассоциативное и образное мышление детей;
  • побуждение детей самостоятельно высказываться о содержании музыкальных произведений;
  • передавать впечатление о музыке в движениях, игре на детских инструментах, красках.

Предварительная работа:

  • целевая прогулка в парк, наблюдение сезонных изменений в природе (осень);
  • стихотворения для заучивания и чтения: Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало…», «Октябрь уж наступил…», А. Толстой  «Осень»;

Материалы:

  • музыка для слушания: П.И. Чайковский «Осенняя песня» (цикл «Времена года»), «Вальс» («Детский альбом»); С. Рахманинов «Элегия»; М. Глинка ноктюрн «Разлука»;
  • репродукции картин: «Рябинка» И. Грабаря, «Осень в Абрамцеве» В. Поленова, «Осень. Солнечный день» И. Левитана, «Осень» Ф. Васильева;
  • бумага для рисования, акварель, кисточки, кленовые листочки;
  • детские музыкальные инструменты.

Ход

Дети входят в музыкальный зал и свободно располагаются напротив центральной стены, на которой изображен осенний пейзаж, выставка репродукций картин русских художников.

Звучит «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года» П.И.Чайковского

Музыкальный руководитель.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня нашу музыкальную гостиную я хочу открыть стихотворением Александра Сергеевича Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрянец и в золото одетые леса,

В их сенях  ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Не правда ли, прекрасная музыка и замечательные стихи?! Я вижу, что вы узнали музыку, назовите это произведение.

(Ответ детей).

Правильно. Это «Осенняя песня» Петра Ильича Чайковского. А о чем рассказала эта музыка? Что вы услышали в ней?

(Ответ детей).

Да, конечно же, эта красивая печальная музыка об осени, и вы правильно заметили, что в музыке слышится шелест  листьев, порывы ветра, капли осеннего дождя.

Осень – грустная, но очень красивая пора. А почему мы осенью грустим?

(Ответы детей).

Да, еще недавно солнышко было таким теплым. Мы радовались лету, цветам. Загорали и купались в реке. Но вот подул холодный ветер, небо затянуло тучами, начались дожди… Осенью нас охватывают разные чувства: нежность, радость от любования красотой природы и грусть оттого, что мы прощаемся с летом и теплом. Красавица осень -  такая разная!

Есть две осени. Одна – радостная, солнечная, красиво убранная, с богатым урожаем садов и полей, и другая грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с опадающей листвой, словом, та которую зовут у нас в России поздней осенью. И к каждой осени у нас особенная любовь, потому что это грустная, но очень красивая пора.

Первую, золотую осень, любят за ясные дни, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской, за щедрость с какой отдает она богатство своих полей и садов. Тогда днем еще тепло и солнышко посылает на землю прощально-нежные лучи. Поэт Тютчев сказал об этом времени:

Ребенок.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Послушайте еще одно замечательное стихотворение русского поэта  Алексея  Константиновича Толстого:

Ребенок.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

     А теперь такое задание: подберите произведения художников, на которых изображена ранняя осень.

Детям предлагаются репродукции картин «Рябинка» И. Грабаря, «Осень в Абрамцеве» В. Поленова, «Осень. Солнечный день» И. Левитана, «Осень» Ф. Васильева.

(Дети выбирают репродукции картин «Рябинка» И. Грабаря и «Осень. Солнечный день», рассматривание и обсуждение репродукций).

Музыкальный руководитель.

    Вы правильно рассказали о ранней осени, подобрали соответствующую картину, где осень золотая, нарядная, солнце еще светит ярко и рядом с зелеными листьями разноцветными фонариками вспыхивают желтые, оранжевые, багряные…

Попросим наших девочек выразить осеннюю красоту – потанцевать с кленовыми листочками! Зазвучит «Вальс» Чайковского и начнется прекрасный «Танец осенних листьев».

Танец – импровизация «Танец осенних листьев»

Музыкальный руководитель.

         Но ведь не только золотую осень воспевали поэты, но и ту, которую в народе называют поздней – с мелким надоедливым дождем, курлыканьем улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам. Послушайте произведение Сергея Рахманинова «Элегия», которое очень созвучно этому времени года.

Звучит «Элегия» С. Рахманинова.  После прослушивания музыки дети вновь рассматривают репродукции, выбирают подходящие к образу поздней осени (Осень в Абрамцеве» В. Поленова, «Осень» Ф. Васильева), рассматривание и обсуждение.

Вы обратили внимание, как правильно художники изобразили позднюю осень: природа потеряла свои яркие краски и как бы замерла, будто готовится к зимнему сну.

Поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Оно кроется в надежде человека в том, что природа всегда жива, а ее увядание – это часть постоянной жизни. И изменения, происходящие в природе, не нарушают ход жизни, а придают природе особенную красоту. Послушайте замечательные произведения Пушкина, которые очень подходят к поздней осени:

Ребенок.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поле туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ребенок.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей

Но пруд уже застыл…

Сейчас, задание для мальчиков: постарайтесь украсить пьесу звучанием подходящих музыкальных инструментов. Подойдите к детским музыкальным инструментам и выберите те, которыми можно изобразить звуки осени – шелест листьев, капли дождя, ветер и т.д.

Мальчики выбирают маракасы, бубны, треугольники, колокольчики, барабаны, а также самодельные шумовые инструменты и импровизируют под запись

 ноктюрна «Разлука» М. Глинки.

Какое чудесное время года – осень! Оно всегда вдохновляло поэтов, композиторов, художников на создание прекрасных произведений. Ребята, вы обратили внимание, как удивительным образом стихи сочетаются с музыкой, а музыка – с живописью.

Давайте под впечатлением увиденного и услышанного, нарисуем каждый свою осень, кто-то изобразит раннюю осень, яркую и красочную, а кому-то может по душе поздняя осень, с моросящим дождиком и улетающими на юг журавлями.

Дети рисуют красками. Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель и дети рассматривают рисунки.

Музыкальный руководитель.

Сегодня мы слушали музыку великих композиторов П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Глинки. Прозвучали стихи Пушкина, Тютчева, Толстого – поэтов, которых любят и знают во всем мире. Мы увидели картины русских художников Левитана, Поленова, Грабаря, Васильева. И я думаю, что произведения этих великих людей, помогли вам понять и еще сильнее полюбить нашу сказочную красавицу – осень!

Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу, до новых встреч!

     

Ведущий.

В доме нашем праздник – ноги сами пляшут.

И зовем мы всех вокруг, в наш большой веселый круг!

Хотите научиться татарской круговой пляске? Выходите скорее и дети, и уважаемые гости.

Татарский народный круговой танец.

Ведущий. Антон и Аревик исполнят для нас

Ведущий. А теперь послушаем детей, они прочтут нам стихи на родном языке.

Рафаэль Самматов прочтет нам стихотворение «Цветок Ляли» на татарском языке, о девочке Ляле, которая очень любила цветы.

Аревик, прочтет нам стихотворение на армянском языке «Птичка», это стихотворение о птичке, которую надо кормить зимой.

Костя, расскажет нам прибаутку, про глупую серую утку.

Ведущий. 

Делу время – потехе час!

Наступило время игр и забав!

Дети играют в народные игры:

- армянская народная игра «Овив» - «Пастух»;

- татарская народная игра «Абакле» - «Хлопушки»;

- русская народная игра «Гори, гори, ясно!».

Ведущий. А сейчас для всех сюрприз! В нашем саду танцевать любят не только дети, но и воспитатели. Жахария Мухаметсаяфовна Гибадуллина и Флорида Ишмурзиновна Батуева исполнят татарский народный танец.

«Татарский народный танец» в исполнении воспитателей

Ведущий.

Дорогих гостей встречают

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

У каждого народа есть свои национальные блюда. И наши уважаемые семьи принесли с собой гостинцы.

Представление национальных блюд («Пахлава», «Чак – чак», «Курник»)

Ведущий. Каждой пляске свой черед

Пляшем, как умеем.

В наш веселый хоровод

Выходи скорее!

Хоровод «Шире круг» муз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Волшебная мастерская», образовательная область «Художественное творчество» Подготовительная к школе группа

Цель совместной деятельности:    Познакомить  детей с  нетрадиционной техникой прикладного искусства – декупаж.Задачи:1.     Образовательная: ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Волшебное озеро». Образовательная область «Художественное творчество» Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

ФГОС ДО, устав ОУ, внутренние локальные акты подтверждают, что формирование творчески развитой личности - одно из ведущих направлений образования в условиях решения его современных задач. Главная зад...

План по самообразованию "«Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности. Направление ""Художественно-эстетичесое развитие". Образовательная область "Музыка".

В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По теме: «Геометрические тела». ( образовательная область «Познавательное развитие») для средней группы

Задачи:Закрепить представления детей о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях, умение ориентироваться на плане-карте. Закреплять навыки счета в пределах 5. Формировать ум...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: « Грамотные пешеходы» образовательная область социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасности)

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: « Грамотные пешеходы» образовательная область социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасно...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Музыка". «Задания от Королевы игрушек»

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Музыка".  «Задания от Королевы игрушек»...