Диагностические задания для детей по программе "Мы входим в мир прекрасного"
учебно-методическое пособие по теме

Кондратова Юлия Владимировна

Диагностические задания для детей по программе "Мы входим в мир прекрасного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosydlya_analiza.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Перед началом занятия использовать метод «ПОГРУЖЕНИЯ» ДЕТЕЙ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ:

 - оформление галереи;

- включает на экране изображение с видом осеннего леса (можно использовать изображение из цикла «Лесная сказка») и соответствующее по настроению музыкальное сопровождение (например, из цикла «Времена года» П.И. Чайковского).

- украшение помещение предметами, напоминающие об осени (например, букеты осенних листьев, осенние овощи и фрукты и т.д.);

-использование предметов и атрибутов.

ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД: Расположение и открывание визуального ряда:

1 вариант: сюрпризное размещение: закрыты на мольберте, под платком, ватманом.

2 вариант: просмотр произведений и последующий анализ.

3 вариант: последовательный просмотр.

4 вариант: предварительная группировка детьми объектов (народных промыслов, фото-репроукций по жанрам, выбор по настроению, частям суток пейзажей и т.п.).

Правила:

Сочетание медиаизображений и бумажных носителей.

Представление в сравнении.

Большого размера для анализа, маленького размера для игр и упражнений (фотографии и открытки).

При открытии объектов визуального ряда, вначале детям предлагается полюбоваться изображением (1 мин.), высказать собственное мнение (знаком ли им данный объект, чем нравиться, что больше всего запомнилось при его посещении), затем педагог с помощью небольших интересных образных информационных сообщений  и вопросов подводить детей к обсуждению информации.

Использование дополнительных атрибутов: рамок разного формата, декора, цвета, игровых атрбибутов (бинокля, подзорной трубы, лупы), рамки для акцентирования деталей, указки.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

ВВЕДЕНИЕ (1-5 мин.). 5-7 мин. для начальных занятий каждого блока, 1-2 мин. для остальных занятий.

Цель: - создание мотивации,

- уточнение, активизация опыта, постановка вопроса, проблемы приглашение к игре.

(примеры: 1) дети «приглашаются» в путешествие по Волшебному городу. Далее предлагается обсудить, какой город, по их мнению, можно назвать «волшебным». После обсуждения, педагог открывает изображение панорамы города (либо демонстрирует на диапроекторе) и просит детей ответить, узнают ли они город, который здесь изображен;

2) С опорой на примерные вопросы, обсуждить с детьми: В какие музеи они ходили? Что им больше всего понравилось, запомнилось? Что такое музей? Почему (зачем) в музее хранятся вещи? Какие предметы могут храниться в музее? Зачем люди ходят в музей? Какой музей называется художественным? Что такое красота? Может ли она стать для художника объектом изображения?;

3) спросить, какие приметы зимы они знают; вспомнить, какая бывает зима; предложить детям пояснить слова-ассоциации (холодная, теплая, суровая, снежная, лютая, солнечная и др.). Уточнить, что художники всегда восхищались красотой зимы  и стремились запечатлеть её, часто сравнивали зиму со сказкой («сказочная зима», «волшебство снега», «сказочные узоры на окнах»).

4) педагог предлагает для начала путешествия «посетить» народную ярмарку – распродажу красивых и нужных вещей («Ведь, там точно можно увидеть много красивых вещей и узнать у продавцов-умельцев, в чем же «спрятана» красота»). Для активизации интереса детей возможно использование элементов игры, синтеза искусств (прослушивание коротких, но ярких музыкальных фрагментов, чтение образных стихотворений, присказок, использование образных сравнений; а также репродукции произведений, на которых изображены ярмарки, базары, праздники.

Основная часть (решение программных задач)

Варианты звеньев основной части:

анализ произведения

сравнение произведений

выделение средств выразительности в разных произведениях

уточнение представлений о жанрах и видах искусства

освоение информации о культурных традициях, ценностях

игры и упражнения

обсуждение проблемных ситуаций

фрагменты продуктивной деятельности

Заключение (1 -5 мин.)

Цель: обобщение приобретенного опыта.

(вопросами – обобщение идеи занятия (что изображено, как изображалось, с помощь чего.

выделение что узнали, понравилось, запомнилось).

Мотивация к последующим занятиям (что узнаем, куда отправимся, что будем делать), деятельности (рисованию, рассматриванию, игре).

Может быть «пролистывание» (просмотр) произведений уже рассмотренных на занятии, прослушивание стихотворений (музыки), соответствующей по настроению, игры.

Примерная структура при рассматривании произведений:

При небольшом опыте освоения искусства:  в начале года последовательно 1 и 2 шаг-звено. При опыте рассматривания: начинать со 2 шага: (вопросы к детям, затем может быть представлен 1 шаг- как обобщение и уточнение того, что назовут дети), на обобщающих занятиях можно опустить 1 шаг.

1 шаг-звено: - рассказ воспитателя о произведения (1-3 мин.), образное описание произведения (идея, название основных изображенных объектов, средства выразительности, образные сравнения, «что и чем нравиться, чем запомнилось, о чем вспомнилось»), (в подготовительной группе чуть больше) о замысле и авторе;

2 шаг-звено:

Предложить детям высказаться, нравиться ли изображение? Чем?

Что изображено?

Подумать, о чем «рассказывает» картина, о чем хотел рассказать (чем стремился поделиться) автор?, что удивительного заметил автор и хотел «рассказать» нам;

Почему нарисованы…..

(описать предметы, изображенные на…);

Какие краски (линии, формат, фактуру и т.п.) использует автор? Почему такие? (о чем рассказывает цвет (форма, линия, формат? На что похож?); обратить внимание на интересное цветовое (теплые и холодные оттенки) и композиционное решение (ракурс, выделение композиционного центра «обрамлением деревьев», ритмом цветовых пятен и т.п.);

Уточнить: как переданы….красота…. (нежность, доброта, сказочность)… (с помощью чего?)?;

Сравнить (припомнить) с уже известными (произведениями, образами, личным опытом);

Каково настроение (характер образа), которое стремиться передать автор («создается у нас, когда мы рассматриваем картину») и как  можно об этом догадаться;

Подумать, почему картина называется именно так? (при рассматривании последующего изображения можно предложить самостоятельно подобрать название и сравнить с авторским вариантом).

О чем думается (представляется, вспоминается), когда мы рассматриваем картину;

Предложить детям подобрать образные слова, сравнения, известные им стихотворения к выбранной (рассматриваемой) картине.

Используя приемы акцентирования деталей, а также домысливание ситуации (вхождения в картину и придумывании ситуаций «до и после» изображенного),

Пофантазировать о том, что можно почувствовать, услышать, ощутить, «попав в картину».

Возможно (при достаточном количестве времени) организация игрового упражнения «Мы попали в картину» - придумывание и изображение пластикой, жестами «настроения» картин (имитация действий: порывы холодного северного ветра, солнечных зайчиков на февральском снегу, тихое падение спокойных прекрасных снежинок, спокойствие лесного сугроба, укапывающего деревца).

!!!Примечания: последовательность вопросов может меняться в зависимости от темы (проблемы рассмотрения). При рассматривании средств выразительности - акцент на них, при определении выразительности образа  - какими способами это достигнуто, при стилевых особенностях авторов - манера изображения.

!!!Количество вопросов может меняться в зависимости от подготовленности детей.

!!! добавляются вопросы, направляющие на выделение специфических (ярких интересных) особенностей конкретного произведения.

!!!Более подробно анализируется 1 произведение, отвальные по основным значимым вопросам  (при сравнении анализируются 2), позволяющим увидеть контраст (идею).

Варианты акцентирования внимания в процессе рассматривания разных объектов:

- ) при рассматривании музейных объектов визуального ряда, предложить детям высказать свое отношение (Чем нравиться?); обратить внимание на красоту, уникальность предметов; пояснить (или совместно с детьми обсудить), почему данный объект (картина, скульптура, предмет народных промыслов, интерьера) находится в коллекции,  чем он уникален, интересен? Припомнить критерии отнесения предмета к музейным. Сравнить с обычными предметами. Назвать вид искусства, описать предмет.

- ) В процессе рассматривания фото города: предложить детям вспомнить, какие памятники Санкт-Петербурга они видели, помнят; рассмотреть предложенное изображение,  описать, что они чувствуют, каким предстает основатель города; уточнить, хотели бы они сходить на прогулку – экскурсию к данному памятнику и т.п.), высказать, гордятся ли дети….;

- ) при выделении идеи произведения, образа: обратить внимание, что каждое произведение – целый мир, который может о многом рассказать:  о красоте самого обычного на первый взгляд дерева,  о чувствах  автора, которые он испытывал, когда любовался природным уголком и рисовал его; о волшебстве золотой листвы, первого снега, о «настроении» природы.

- ) при рассматривании скульптуры: следует обратить внимание на то, что скульптура представляет собой объемное изображение (её можно рассмотреть со всех сторон).

В процессе рассматривания предложить детям описать характер персонажа,

высказать мнение (чем нравиться), чем, по мнению детей, красиво (интересно) изображенное животное; почему автор захотел изобразить именно этот момент; как бы дети навали изображение.

Можно обратить внимание на то, как авторам удается передать выразительные особенности каждого животного (форму, фактуру, движение): предложить детям симитировать позу 1-2 изображенных животных; описать, что происходит с животным (какой он: спокойный? Задиристый? Стремящийся убежать или догнать кого-то?).Следует направить внимание детей на используемый автором материал: предложить догадаться, почему скульпторы использовали именно такие материалы.

) при рассматривании образов человека: Далее задавая вопросы, просить подумать «Что такое красота человека? В чем это может проявляться? (только ли в «красивости» лица, богатстве одежды?)». За ответом «на такой непростой» вопрос, предлагает отправиться в Страну Красоты, в которой нужно научиться видеть прекрасное в Мире Человека.

Кто изображен? Во что одеты дети и взрослые? Чем они занимаются (при рассматривании жанрового изображения)? Какие чувства они испыывают (В каком  они настроении)? Какие они по характеру? Какие «говорящие» детали использует художник (цвета? детали интерьера? костюма? позы, жесты)?О чем рассказывается в картине?. Для активизации впечатлений можно использовать: - обращение к личному опыту детей («А вы рассказываете вечером маме о том, как играли днем в детском саду? Какое выражение лица у неё в тот момент? Как вы думаете, о чем рассказывают дети маме (отцу, няне)?», «С какими игрушками играет маленький ребенок?», «Как вы обнимаете любимую мамочку?»);

- вопросы для размышления («Почему дети изображены такими спокойными (серьезными), как вы думаете?»); - упражнения, направленные на развитие эстетических способностей («Подбери слова – ассоциации, образные слова», «Придумай, о чем говорят персонажи»; имитации выражения лица или позы одного из персонажей.

-) при рассматривании пейзажей: рассмотрев 2-3 произведения, следует обратить внимание детей на «настроение» пейзажей. Предложить догадаться, какое настроение характерно для рассмотренных произведений (ярко видно в сопоставлении контрастных произведений), пояснить свои ощущения, комментарии. Использовать наводящие вопросы: Что видите на картине? Какая зима изображена по характеру? Чем любуется автор этой картины? Как он показывает красоту первого снега? Солнечного зайчика, скользящего по насту? Чем нравиться картина? Всегда ли зима такая тихая, солнечная? Какие еще произведения, посвященные зиме, помните (с опорой на предыдущие занятия, экскурсию)?.Обратить внимание детей, как художники показывают разное зимнее настроение (используя различные техники, цвета).

Подобрать ассоциации, образные сравнения, подходящие к настроению и образу Зимы. Можно предложить детям подобрать названия к картинам, подобрать образные слова, высказать собственное мнение («Чем нравиться», «Хотел бы оказаться в таком же уголке»). Рассматривание последующего произведения возможно при использовании принципа контрастности (отличное по настроению, средствам выразительности произведение) (сравнение произведений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вот эта улица, вот этот дом» материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного»

Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № I «Путешестви...

Диагностическое задание для детей средней группы

Данный материал предназначен для диагностики детей 4-5 лет...

Диагностическое задание для детей средней группы

данная материал предназначен длядетей 4-5 лет.Тема: "Свойства песка,воды,льда"...

ИТОГОВЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ (СТАРШАЯ ГРУППА)

Итоговые диагностические задания для детей 5-6 лет  (старшая группа) направлены на определение промежуточных результатов освоения детьми общ...

Кружок «Весёлая математика», диагностические задания для детей

Выявление уровеня математических знаний и умений детей....

Тема: Подбор диагностических заданий для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Художественное творчество»

Диагностические заданияЗнакомство с искусствомЗадание: «В мастерской художника». Индивидуальная беседа с каждым ребенком....