Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания
консультация (подготовительная группа) на тему

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания.

(из опыта работы) – Каменева Т.С.

               Средства нравственно-патриотического воспитания:

- художественные (музыка, кино, художественная литература, ИЗО, диафильмы)

- природа,

- собственная деятельность детей,

- социальное пространство.

Задачи нравственного воспитания:

1 группа – Задачи формирования механизма нравственного воспитания: представлений, нравственных чувств, привычек и норм, практики поведения (постоянный характер).

* Формирование знаний и представлений;

* Формирование мотивов;

* Воспитание чувств и отношений;

* Формирование навыков и привычек;

* Формирование поступков и поведения.

 2 группа - Задачи, отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными сегодня востребуемыми качествами (носят подвижный характер – влияет исторический этап, особенности возраста объекта воспитания, условия жизни).

               В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» (М.А. Васильева) и «Перспективным планированием воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.  Старшая группа» (Голицына Н.С.) в  сентябре был составлен план работы по патриотическому воспитанию детей.

             В соответствии с задачами нравственного воспитания   были включены в план следующие занятия:

  • по   изобразительной деятельности:

«Картинки про лето», «В саду созрели яблоки» (сентябрь),

« Космея», «Листопад», «Осенний лес», «Идет дождь», «Образ осенней природы в живописи» (октябрь);

«Птицы синие и красные»,  «Филин», «Ели большие и маленькие»,(ноябрь);

«Первый снег» , «Зима», «Снежинка» (декабрь);

 «Нарисуйте своих любимых животных»,  «Усатый-полосатый», « Ежик» (январь);

 «Рыбки»,  «Аквариум» (февраль);

«Букет цветов» (март);

«Букет цветов» (апрель);

«Красивые цветы», «Цветные страницы», «Бабочка», «Букет нарциссов»,  

«Цветут сады» (май);

  • По ознакомлению с художественной литературой:

«Образ осенней природы в поэзии» (сентябрь);

«Образ осенней природы в поэзии» (ноябрь);

«Образ зимней природы в поэзии»  (январь);

«Образ весны в поэзии» (март);

«Образ весны в поэзии» (апрель);

«Весенняя поэзия» (май) .

  • Досуги:

Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, осень!» (сентябрь)

«Золотая осень» (октябрь)

«Прекрасна Родина моя» (ноябрь)

«Вечер любимых песен»  (январь)

«Хоровод загадок» (март)

«Праздник весны – прилет птиц» (май)

Взаимодействие с родителями:

       В  августе на родительском собрание родители были информированы об основных задачах обучения и воспитания  в  учебном году по нравственно -патриотическому воспитанию детей. Осенью родители приняли активное участие в выставках «Наше творчество» (октябрь), «Мы и природа» (ноябрь).

В декабре  проведена консультация «Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной». В январе родительское собрание было посвящено патриотическому воспитанию в семье. В феврале - лекция для родителей «Что читать дошкольнику».  Родителям был предложен список художественной литературы, с которыми лучше знакомить детей старшего возраста. Обратили внимание родителей на большое значение    совместного семейного чтения вслух. В семье необходимо уделять внимание чтению и   учить детей воспринимать литературное произведение как искусство, раскрывать красоту художественного слова, музыку художественной речи.  Напомнили родителям   что чтение, развивает способность к сопереживанию состояния писателя и делает детей более чуткими к красоте окружающей природы. Для родителей  создана информационная папка «Семейное чтение».

  В марте организовали консультацию «Патриотическое воспитание в семье».

Для родителей была сформирована папка «Патриотическое воспитание».  

       Использовали наглядно-информационные формы сотрудничества с родителями:

- по сезонам и месяцам: приметы, пословицы, поговорки, художественное слово (в течение года);

- использование природного материала для организации продуктивной деятельности дома (осень);

- «Воскресный день ребенка» (апрель),

- «Об организации активного отдыха детей летом» (май).

       Вместе с родителями  учили детей  видеть природу и чувствовать ее красоту.   Мы заметили, что, если  постоянно и сознательно не учить детей смотреть и видеть, многие из них остаются безразличными к природе.      Если   постоянно обращать внимание на цвет деревьев, неба, воды, цветов, на контуры и формы листьев, лепестков, облаков, дети начинают эстетически воспринимать природу. Наблюдая за  окружающим нас миром,  готовим и ум, и сердце, и глаза  детей для восприятия природы.

Учили   дошкольников любоваться   природой. Постепенно дети начинают видеть, а встречи с природой наедине становятся потребностью. Любуясь картиной природы, учили   детей испытывать эстетическое наслаждение от созерцания пейзажа.   Внутреннее ощущение своей близости с природой позволяет в каждом ее явлении увидеть красоту.

   Часто  детям необходимо говорить: «Смотрите, как красиво! Дети, остановитесь, посмотрите на это чудо!» А этим «чудом» чаще всего оказывался, или какое-нибудь отдельное дерево, или цветы, которые каждый день видим, или облака, которые каждый день плывут над нами...    

 С удивления и восхищения начинается вхождение в изумительный мир природы, стремление открыть ее тайны, рачительное, бережное отношение к ее богатствам.

 Способность удивляться — исток таланта и знания. Удивиться форме дерева, цвету неба, капле росы, стройности былинки, полету пчелы, журчанию речки, сверканию звезд. Удивиться и стараться найти ответ: почему?

Увиденная красота отзывается в душе человека, рождая желание творить.  Ради этого стоит учить смотреть и видеть.

    Необходимо учить детей слушать голос природы. Прекрасное в природе воспринимается не только зрением, но и слухом. Однако симфония голосов природы откроется только тому, кто умеет слушать и слышать.

    Ближе познакомить с голосами природы помогает и литература.  

Свои голоса имеют и ветер, и лес, и река, и дождь, и греза. С помощью воспитателей дети учились слушать шепот листвы, звонкую песню весенней капели, тихий плеск волны, раскаты грома и соловьиную трель, различать пение, шум, свист, журчанье, щебетанье. А как лучше это делать, нам подсказывает И. С. Тургенев: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер делаю маленькую прогулку по двор. Вчера я остановился и начал прислушиваться. Вот различные звуки, услышанные мною: шорох, неумолкаемый лепет листьев. Треск кузнечиков: их было четыре на деревьях во дворе. Рыбы производили на поверхности воды легкий шум, похожий на звуки поцелуя. От времени до времени падала капля с легким серебристым звуком. Ломалась какая-то ветка: кто сломил ее? Вот глухой звук... что это? Шаги по дороге? Или шепот человеческого голоса? И вдруг тончайшее сопрано комара, которое раздается над вашим ухом...» (Тургенев И. С. Письмо к П. Виардо//Письма Тургенева к Полине Виардо и его французским друзьям. - М., 2000. с. 75)

     Красоту природы открывает искусство.

«Природа и есть тот источник, красоты которого достанет на всех, из которого всякий черпает по мере своего разумения», — писал К. А. Тимирязев. Чувство природы, ее красоты неодинаково у каждого. Развить это чувство помогают произведения искусства. Они открывают нам красоту там, где мы ее сами не замечаем. Поэтому незаменимый помощник  в приобщении детей к жизни природы — искусство.

Прежде всего, это живопись, особенно пейзажная. «Живопись — понимание действительности в зависимости от душевного состояния художника в момент созерцания этой действительности» (Претте М.К.  Творчество и выражение. - М., 2004. с. 92).  Но для того чтобы детям стало понятным душевное состояние, настроение художника, воспитателю приходится хорошо подготовиться: подобрать репродукции картин, изучить соответствующую литературу. Постепенно в жизнь  детей входит искусство   художников, открывающих им глаза на красоту природы, которая окружает нас.

  Общение с произведениями художников разны эпох и стран расширяет представления детей о нашей планете, о неиссякаемой и по-разному проявляющейся красоте природы нашей Земли.

Другой помощник, позволяющий   глубже раскрыть мир природы, — литература. Очень многие  писатели лучшие страницы, лучшие строки своего творчества посвятили природе.    Использовали широчайшие возможности ,выбирая такие произведения и отрывки, которые наиболее соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, вкусу и интересам  детей.

Не  останавливаясь на том, какие писатели, какие произведения помогают ближе познать красоту природы. Их много, все здесь не перечислить.  

Необходимо развивать высокую читательскую культуру, преодолевая первичную стадию восприятия произведения — увлечения сюжетом,   сформировать художественный вкус детей. Вырастая, такой читатель не следит только за событиями, пропуская описания природы как не существенное, а эстетически воспринимает художественный мир писателя как целостное явление. Но для этого нужно чуткое, тактичное педагогическое руководство   чтением.  Очень часто произведения литературы подсказывают  темы для бесед с детьми.  

Так живопись и литература пробуждают и активизируют эмоциональную память детей, облегчая им восприятие и искусства, и природы.

Любовь к природе как фактор самовоспитания.

     Приобщая детей к природе,   пришли к выводу, что глубокое понимание неразрывного  единства человека и природы не приходит само. Оно – результат воспитания, направленного на развитие лучшего в человеке.  

Для этого нужно, чтобы соприкосновение с природой пробуждало потребность изменить, создать себя. Это сложно, потому что не каждый воспитатель сам поднимается до такого уровня самосознания, не каждый любовь к природе трактует как источник нравственно роста.

  Важно, чтобы любовь к природе, бережное отношение к ней стало неотъемлемой частью представлений детей о нравственном идеале, к достижению которого они будут стремиться, совершенствуя свою личность.

Воспитанию активной любви к природе, побуждению детей к глубоким раздумьям об ответственности человека перед природой, о ее влиянии на его духовный мир способствовали досуги и развлечения,   проводимые в  группе. Одна из целей этих мероприятий – осознание природы как неиссякаемого источника творчества, вдохновения, духовного обогащения человека.

      Дети читали стихи любимых поэтов, рассматривали картины, слушали музыку. Образность всех произведений навеяна картинами природы, чувствами, вызванными их созерцанием.  

 Поскольку сила нравственного идеала в его действительности, нужно, чтобы добрые желания, намерения  детей воплощались в деле, поступках, реальных отношениях с людьми, окружающей природой. Оберегая природу, преобразуя ее, дошкольники становятся лучше.    Обращали внимание на нравственную сторону совместной деятельности  детей, украшающей, облагораживающей землю, одновременно культивировали гуманные отношения  дошкольников друг к другу, утверждая ценность таких человеческих черт, как чуткость, внимательность, добросердечие, отзывчивость, сострадание.  

      Впечатления детства остаются на всю жизнь. Радостные и добрые укрепляют душу и сердце.  

  Цель      одна — учиться видеть вокруг себя красоту природы, удивляться ей, чтобы приподняться над обыденным и увидеть шире мир вокруг и Вселенную в себе...

Об экологической культуре  

  Педагогически плодотворно восприятие природы детьми как источника радости и  красоты. Но это только одна сторона. Неправильным было бы воспитание, не открывающее детям тех тревожных проблем, которые возникают в наш век во взаимоотношениях человека и природы. «Видимо, не лишено основания умозаключение, что вред, причиненный природе человеком, нельзя пока искупить всем тем, что сделали люди для спасения природы», — пишет академик АПН СССР И. Д. Зверев (Зверев И. Д. Что такое экологическая культура школьника// Семья и школа. 2009. № 10. с. 16—17).

 Причин такого печального отношения человека к природе, конечно, много. Но одна из них, безусловно, отсутствие нравственной культуры в целом и экологической в частности.   Выработать у детей правильную экологическую позицию обязан каждый  взрослый (родитель и воспитатель).  Формирование правильного отношения детей к природе включает:

  • Передачу специальных природоведческих знаний;
  • Разъяснение сути взаимоотношений природы и человека;
  • Раскрытие социального смысла охраны природы;
  • развитие    нравственно-эмоционального восприятия природы;
  • активную практическую деятельность по охране природы;
  • воспитание нетерпимого отношения к антинравственному  обращению с природой;
  • пропаганду идеи охраны природы, восполнения взятого у нее человеком.

    Учитывая возрастные возможности детей,   рассказывали о жизни растений, птиц, насекомых, зверей.   Проводили беседы, удовлетворяющие бесчисленные ребячьи «почему?»  Детям старались     конкретно и интересно ответить на вопросы, которые  они     задавали о  природе.  

 Говорили с детьми     о последствиях варварского отношения к природе .

  Рассказывали об огромном ущербе, невосполнимых потерях, причиняемых пожарами. Они уничтожают тысячи гектаров леса во всем мире. И наиболее частая их причина — беспечность людей, неосторожное пользование огнем.  

Одна из целей экологического просвещения – правильно объяснить понятие «бережное отношение к природе».  Объясняли детям, что это понятие означает, прежде всего ответственное отношение к ней как к общечеловеческому благу, всенародному достоянию нашего общества. Надеемся что наши дошкольники  не будут смотреть на природу как на «ничью», не станут бездумно уничтожать ее для удовлетворения своих эгоистических потребностей, а растения и животных делить на «полезных» и «вредных».

  В природоохранительной деятельности  детей часто использовали элементы игры, обучающей правильному поведению в природе и способствующей формированию нравственного, бережного отношения к ней.  Дошкольники с большим интересом участвуют в доступной им исследовательской работе, овладевают методами научного познания природы.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследие нравственных    и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечества.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.(М.Ю.Новицкая. с.3)

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним на сводится (О.Л.Князева, М.Д. Маханева с.5)

Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правила,    по которым веками жила могуча Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между старинной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.( Г.Н. Данилина с.4)

Литература:

 Г.Н. Данилина Дошкольнику – об истории и культуре России.Издательство Аркти Москва2003  181 с

О.Л.Князева, М.Д. МАханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Санкт-Петербугр Издательство «Детство-Пресс» 2000 300с.

М.Ю.Новицкая Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.linka-press.Москва 2003 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания

Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года. Весна - радость и пробуждение, лето - благоухание и свежесть, осень - усталость и грусть, а зима - тишина и сказка. Самые ярки...

Консультация для воспитателей: Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чув...

Консультация для пед.совета "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания"

Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы...

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»...

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога....

«Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» консультация для родителей

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте. Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патрио...