"Развитие навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста. Использование приёмов социоигровой технологии в работе с детьми".
статья (подготовительная группа) по теме

Шаманская Наталья Викторовна

В данной статье рассказывается об опыте моей работы  по формированию навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста,путём использования приёмов социоигровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_detstvo.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков  сотрудничества у дошкольников старшего возраста.

Использование приёмов социоигровой технологии

в работе с детьми».

                               Из опыта работы воспитателя                  

                                  МБДОУ «ДСКВ» №110

                                  Шаманской Н.В.

Пояснительная записка

В нашем дошкольном учреждении уже много лет используются различные современные передовые технологии, одной из которых является социоигровая.

Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология  наиболее интенсивно развивает  коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

Главный принцип социоигровой технологии - снятие с воспитателя судейской роли, и организация занятий, или другой деятельности, как игры – жизни между микрогруппами.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.

Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного.

В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. «Годы чудес» - так называют учёные первые годы жизни ребёнка.

И поэтому очень важно педагогу, работающему с дошколятами, среди множества инноваций, найти именно свой  педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников.

Сделать условия обучения дошкольников наиболее человеческими и уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социоигровая педагогика.

Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.

Подобное происходит, когда на занятии воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий и создаёт социоигровую атмосферу на занятии.

Педагог начинающий работать в социоигровом стиле должен помнить, что одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социоигрового стиля на этом занятии, конечно же, не было.

Второй не менее важный компонент – это вариативность. На социоигровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен.

Ну и, наконец, третий компонент такого занятия – работа с детей в микрогруппах. Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали в общение, то можно сказать – социоигровая педагогика здесь явно отсутствует.

Приняв участие в семинаре по социоигровой педагогике, изучив  методическую литературу. Мы поняли, что это очень интересно, и не так сложно как казалось. А ещё это поможет раскрыть наших детей, научить их общаться. И в 2007 году мы приняли решение принять социоигровой стиль обучения и воспитания в работе с нашими детьми.

Мы поставили перед собой задачи как же научить дошкольников старшего возраста объединяться в микрогруппы, как научить их включаться в общее дело, а  не быть сторонним наблюдателем. Как научить конфликтных детей договариваться, и как помочь каждому ребёнку выразить себя.

Мы решили в повседневной жизни как можно чаще, планировать игры на взаимодействие, которые развивали бы умение действовать слаженно, сообща; учили общению, умению сговариваться.

На каждом занятии – пытаться использовать приёмы, задания для работы детей в парах, компаниях по несколько человек.

В утренний и вечерний отрезок времени предлагать детям совместные дела, где детям давалась возможность действовать сообща.

Для того чтобы детям всегда было интересно объединяться в мини-группы, мы разработали интересные приёмы, которые развивают у детей в процессе объединения, умения рассуждать, анализировать, обобщать. А с внедрением

комплесно-тематического планирования данные приёмы использовали в соответствии с темой недели. Например, можно объединиться в одну группу: у кого есть сестра (брат), по времени года на которое приходится день рождения, по количеству членов семьи, по названию улиц, где живут дети, по количеству слогов в имени.

Довольно легко дети научились делиться на пары, но трудности начались, когда, им было предложено сообща  выполнить задание. Некоторые дети не имели навыка общения друг с другом и умения работать согласованно, у них совершенно отсутствовал навык «сговора». Работая в парах инициативу на себя брали, конечно же, дети более активные и быстро соображающие. Но работая в парах, дети всё равно общались друг с другом.

А работая в группах по несколько человек, многие не  принимали участия в сговоре, а некоторые и вовсе не принимали участия в выполнении задания. Но всё же для них мы думаем, такие занятия не проходили даром. Ведь само

по себе наблюдение за процессом работы партнёров тоже очень важно для развития ребёнка.

Объединение в  компании оказалось несколько сложнее, чем объединение в пары. Некоторые дети не сразу понимали принцип, по которому объединялись дети, и очень часто приходилось объяснять повторно. Часто возникали конфликты не только при выборе посыльного, но и в случаях не точного донесения задания для своей компании.

 И в процессе выполнения  различных заданий очень часто партнёры просто не могли выслушивать и понимать друг друга, тем самым постоянно провоцируя конфликтные ситуации.

Для решения данной проблемы мы подобрали ряд игр социоигровой направленности, способствующих формированию у детей навыков сотрудничества.

Наблюдая за игрой «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», обратили внимание на то, что не все дети активно участвуют в обсуждении.

Инициативу в выборе движения и его алгоритма, конечно же, берут на себя лидеры. И поэтому компании, при показе движения не всегда действовали уверенно и слаженно. В последующих играх старались объединить в различные компании лидеров и малоактивных детей. В результате обсуждение стало происходить более оживлённо, дети придумывали довольно сложные  и интересные движения, скучающих и отстранённых на этот раз не было.

Формирование навыков сотрудничества  - процесс, конечно же, длительный и очень сложный. Необходимо выработать согласованность между всеми его участниками, и приучить к выполнению правил и инструкций.

На начальном этапе знакомства с новыми играми мы остановились на игре «Волшебная палочка», которая научила бы детей внимательно слушать ответы друг друга. Приём «Волшебной палочки» мы стали включать во все проводимые занятия, так как к нему можно подобрать широкий спектр   заданий по всем разделам Программы «Детский сад 2100».

Конечно же, многие дети с трудом сдерживали естественное желание высказать свою догадку по данному вопросу немедленно. И часто на занятиях после заданного вопроса возникала многоголосица, дети отвечали разом, перекрикивая друг друга. Прежде всего, необходимо было научить  детей слушать всех участников беседы, сформировать у них речевой этикет. Эту игру мы старались организовывать и в совместной деятельности, предлагая различные темы для обсуждения: «Чем тебе запомнился сегодняшний день», «Моя любимая книга», «Я и мои друзья».

Социоигровая педагогика снимает с воспитателя судейские функции, и, конечно же, выполненное задание оценивается самими детьми.

Всем детям очень  понравилось давать оценку ответам своих друзей, выражая согласие аплодисментами и несогласие топаньем ног, но в течение года интерес к этому приёму значительно снизился. Обсудив с детьми новые способы оценки ответов, мы остановились на варианте положительной оценки – поднятый  большой палец вверх, и отрицатительной – опущенный вниз.

Многим нашим детям довольно трудно было подавить желание подсказывать. Приходилось часто повторять, что помогать надо не игроку, а волшебной палочке. Нужно просто потопать, если игрок сказал не правильно. И дождаться, когда волшебная палочка дойдёт до тебя.

Для того чтобы к игре не снижался интерес, иногда делали замену палочке, волшебным микрофоном.

Мы считаем, что благодаря данной игре, наши дети стали более выдержанными, они начали осваивать речевой этикет, который стал не только доступным, но и приятным в соблюдении.

Принимая участие в городских литературных конкурсах, где предлагалось сочинить совершенно новую сказку, или же по мотивам сказок различных авторов,  не заменимым помощником в придумывании названия сказки, выборе её героев, развитии линии сюжета, была наша любимая волшебная палочка. Передавая палочку из рук в руки, дети придумывали увлекательные эпизоды, из которых складывались замечательные сказки, которые всегда приносили нам призовые места.

Трудности возникли с игрой «Найди своё место в ряду», развивающая у детей способность к поиску своего места в группе. Им довольно трудно отыскать своё место в полном молчании. Проявляли большую активность наши лидеры, которые стремились сами расставить детей, постоянно давая советы. Их приходилось периодически отвлекать, чтобы менее активные дети справлялись с поставленной перед ними задачей.

Довольно легко дети справлялись с предложениями построиться по каким-либо признакам внешности (рост, цвет или длина волос).

Большие споры вызывала расстановка по нравственным качествам, например, построй мальчиков от самого вежливого, до менее вежливого. Зачастую приходилось приостанавливать выполнение задания, повторно напоминая правила.

Комплексно тренируя воображение, внимание, скорость реакции, уверенность и навык слаженной работы, активизируя эмоциональный, мыслительный и контактный настрой каждого ребёнка, игры социоигровой направленности постепенно становилисись одними из самых любимых нашими детьми.

Особо нравились нашим детям следующие игры: «Испорченный телефон», «Менялки», «Присядьте те, у кого…», «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Машина едет, стоп», «Зеркало», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию,  тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.

При планировании занятий постоянно разрабатывали различные задания, направленные на взаимодействие  детей в малых группах. Очень радовала увлечённость детей в усваивании программного материала, ответственность каждого члена микрогруппы за успешное выполнение данного задания, активность всех детей на протяжении всего занятия. Особенно это удавалось на занятиях курса «По дороге к азбуке» (обучение грамоте) и «Раз-ступенька, два-ступенька» (математика).

Постепенно развивая навыки сотрудничества у наших детей, мы стремились применить их на практике. Организуя итоговые занятия в форме всевозможных конкурсов и викторин. Где дети объединялись в команды, и выполняли различные задания, требующие коллективного обсуждения, умения сотрудничать друг  с другом. Занятия в такой форме всегда проходили очень увлекательно, все дети, стараясь не подвести свою команду, работали очень активно, и всегда радовались победе.

Полученный опыт игрового взаимодействия мы использовали и в продуктивной деятельности. В совместной, самостоятельной и организованной образовательной деятельности по конструированию и ручному труду, лепке, рисовании и аппликации мы часто предлагали детям коллективные задания: «Построй свою улицу», «Осенние фантазии», «Любимые сказки», «Город будущего», «Симметричные рисунки». Где дети совместно обсуждали сюжет своего творения, составляли план работы, выбирали необходимый материал, и делали совместную презентацию своему творчеству.

Наблюдая за развитием детей нашей группы, позволили зафиксировать следующие изменения: дети стали более активными в общении друг с другом, значительно снизилась конфликтность. Наряду с этим, повысилась творческая инициатива: дети с удовольствием самостоятельно  организовывали новые игры, вовлекая в деятельность других детей.

У многих застенчивых детей значительно расширился круг общения со сверстниками, стали проявляться качества лидера. Работая в минигруппах, наши дети научились слушать и понимать друг друга, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением своих товарищей, принимать совместные решения,  радоваться совместным результатам. Успешное применение навыков сотрудничества принесло команде детей нашей группы 2 место в городском конкурсе «Дошкольник 21 века».  И именно при социоигровом подходе наши выпускники, накопив достаточно большой социальный опыт,  осознают себя активными участниками жизни класса, что позволяет им легко адаптироваться в условиях новой школьной жизни.

А мы же и дальше будем развивать свои педагогические умения, постоянно внося творчество в совершенствование столь полюбившегося нам социоигрового стиля обучения и воспитания.

                                 

                           Методические рекомендации

Социоигровая технология наиболее ориентирована на старший дошкольный возраст, в младшем возрасте используются игры социоигровой направленности и небольшие задания в парах.

Оптимальными, для продуктивного общения и развития являются объединения в малые группы в младшем возрасте в пары и тройки, а в старшем – по 5-8 человек.

Так как социоигровая технология предполагает смену мизансцен, способствующая снятию физического и эмоционального напряжения, поэтому необходимо задействовать всё пространство группы, спальни и приёмной. Во время организованной деятельности дети передвигаются, хлопают в ладоши, общаются внутри микрогрупп. Поддерживать ритм и темп деятельности детей помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов. Что помогает понять, что каждое задание имеет начало и конец, и требует определённой сосредоточенности. Для получения задания, детьми в микрогруппах выбирается посыльный. А также выбираются дети, которые будут презентовать выполненное задание. Состав микрогрупп, их количество и численность должны меняться в процессе организованной деятельности.

 

                             Методическая литература

1 «Социоигровые подходы в педагогике»

 Е.Е.Шулежко

2 «Социоигровая педагогика в детском саду»

В. Букатов

3 Материалы семинара

«Социоигровая технология в детском саду»

Зам. зав. по ВМР  МДОУ «ДСКВ» №110

Князевой А.Н.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектный метод как эффективный метод в использовании современных образовательных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день  государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляю...

Социализация старших дошкольников через использование приёмов социоигровой технологии.

Актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне связана с кардинальными переменами в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества, в общественном сознан...

Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....

выступление на семинар -практикуме "Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников" на тему:" Использование игр с математическим содержаниемв работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна и...

Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология....

Рекомендации для педагогов: «Использование социоигровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Рекомендации для педагогов: "Использование социоигровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста"...