«Актуальность использования сказки в современном педагогическом процессе»
проект по теме

Халилова Замиля Рушановна

 

                В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, электронными Фирби и обращаемся к более "человекоподобным" и по-настоящему сказочным "Ежику в тумане", "Королю-Льву" и др. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много не открытого и невостребованного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khalilova._z.r.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ГАОУ ДПО Самарский институт повышения

Квалификации  и подготовки работников

образования

Зачетная работа

по курсам квалификации по ИОЧ   ВБ

«Использование новых программ и

педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

Сроки проведения: с 16.04.2012 г.  по 20.04.2012 г.

                                   Методическая разработка на тему:

«Актуальность использования

сказки в современном педагогическом процессе»

                                                                               

                                                                                                              Выполнила:

Халилова З.Р.

 воспитатель ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково

                                                                    «Солнышко»  м. р. Камышлинский

с. Камышла 2012 г.

Содержание:

1) Ведение

2)Психолога – педагогическое значение сказки

3)Методика работы со сказкой

4)Моделирование сказки

5)Виды работы с родителями в соответствии с ФГТ

6)Заключение

7)Литература

  1. Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум.
  2. Сказка может дать ключи для того,
  3. чтобы войти в действительность новыми путями,
  4.  может помочь ребенку узнать мир,
  5.  может одарить его воображение и научить
  6. критические воспринимать окружающее.
  7. Д. Родари

                В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, электронными Фирби и обращаемся к более "человекоподобным" и по-настоящему сказочным "Ежику в тумане", "Королю-Льву" и др. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много не открытого и невостребованного.

             Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

               Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.

Цель - обобщить опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми-дошкольниками, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности.

Параллельно необходимо решить следующие задачи: 

 а) анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе  воспитания и образования;

б) создание рекомендаций по использованию методов и приемов творческого развития дошкольников при работе со сказкой;

в) апробирование методов и приемов, а так же форм организации, использованных в целях развития творчества дошкольника;

г) подтверждение эффективности предлагаемых методик (детские рисунки и другой «продуктивный» материал)

      В своей работе опираюсь на исследования и разработки Л. Стрелковой, Л. Фесюковой, В. Проппа, Д. Родари, авторского коллектива под руководством профессора Ю. Лебедева (г. Нижний Новгород), а также на свой собственный пггичский опыт. Используют элементы сказкотерапии (Д. Соколов, И. Вачков), кинезотерапии, арт-терапии.

                                                   

  1.  Психолого – педагогическое значение сказки

             Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное - противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

     Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

   Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

1) Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

2) Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

3) Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

  1. 1) Методика работы со сказкой 

 а)   Отбор литературного материала.

            В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

              Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.

б)   Направления в работе

      Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие  направления в работе со сказкой

      1) Познавательное развитие

      2) Социальное развитие

      3) Физическое развитие

      4)  Развитие творческого воображения

 

в)   Формы организации

Предлагаю следующие формы организации:

1)  игровые занятия;

2)  комплексные занятия;

3)  самостоятельная игровая деятельность детей;

4)  самостоятельная продуктивная деятельность детей;

5)  экскурсии;

6)  встречи с интересными людьми;

7)  праздники.

г)  Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую:

1)  элементы  ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры -    экспериментирования с предметами и материалами;

2)  моделирование сказочных сюжетов;

  1.  творческие задания;
  2.  пластические игры и упражнения;
  3.  элементы драматизации.

             Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.

д)   Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.

              Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

              Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

                                                 2) Моделирование сказок  

            Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

            В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

                                                  Выразительные движения

            Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

                                                   Проблемные ситуации

     (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

                                                         Творческие задания

      могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

  1.                                           Виды работы с родителями в соответствии  ФГТ

              Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.

Заключение:

             В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, возможно установить рост креативности. Логопед в речевых картах отмечает, что улучшилась речь детей. В группе появляются новые лидеры.

           Авторские сказки детей и родителей - продукт совместной творческой деятельности - отмечены на Городском фестивале - конкурсе "Сказка - умница и прелесть" в 2002 году дипломом в номинации "Сказка своими руками".

           Во многом это достигнуто благодаря использованию в работе оригинальных методических приемов. 

Литература:

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

(Приказ министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655)

                                                      Интернет ресурсы:

1)  Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)║  Дошкольное воспитание.- 2002.-N1.-С. 17-19

  1. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ║ Дошкольное воспитание.-2008- N10.-С. 30-32.
  2. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
  4. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
  5. Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
  6. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
  7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Интеграция образовательных областей в современном педагогическом процессе ДОУ"

Конспект семинара по интеграции образовательных областей ДОУ....

Использование народных пословиц в педагогическом процессе современных дошкольных образовательных учреждений

Пословицы выступают инструментом реализации педагогических требований....

Актуальность использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Статья раскрывает особенности и приимущества использования информационно-компьютерных технологий в работе с дошкольниками....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивид...

Индивидуализация образования как технологическая особенность современного педагогического процесса

Материал представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по технологии Л.В. Свирской "План-дело-анализ". В статье подробно описаны все этапы её реализации, содержится большое количеств...

Педагогическая технология «Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе детского сада»

В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить логическое мышление, и порой забываем, что любимое занятие ...