«Музыкально - ритмические движения как средство развития творческой личности ребенка»
материал (подготовительная группа) по теме
Тему нашего семинара я считаю очень актуальной в нашем современном мире, когда компьютер, телевизор, планшеты, айфоны, игровые приставки просто заполонили жизнь детей и привели их к малоподвижному, очень однообразному образу жизни. Мы, как «доктора» , да я не оговорилась, должны придти на помощь нашим дошколятам.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Время, в которое мы с вами живем, предъявляет свои требования к образовательной деятельности в плане воспитания и развития личности подрастающего поколения.
Сегодня сделан акцент на развитие креативных способностей и воображение воспитанников с учетом индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности. Многообразие и вариативность программ и педагогических технологий открывает больше возможностей перед работниками образования.
Мы работаем с детьми дошкольного возраста. А что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть, петь рисовать и танцевать. А, как мы знаем, музыка искусство синтетическое, в ней оживает все. Движения, приобретают осязательную форму, становятся как бы слышимыми..
Главная идея моего опыта предполагает создание условий для развития у детей стремления к творческому самовыражению, к сознательному овладению движениями, пониманию прекрасного на занятиях
Я предполагаю в своей работе, что развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста будет эффективным в условиях, когда осуществляются:
-учет индивидуальных и психолого-физиологических особенностей каждого ребенка;
-целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса.
Очень важно понимать, что должна представлять музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте. Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:
- воспитание любви и интереса к музыке,
- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями
- ,
- развитие эмоциональной отзывчивости, и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
- обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения
- развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.
Анализируя вышеизложенное, надо отметить, что музыкально ритмические занятия с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике
. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.
Для детей дошкольного возраста иногда целесообразно совмещать музыкально ритмические и сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему
. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые движения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого занятия в целом.
В качестве примера вашему вниманию предлагаются следующие планы-конспекты сюжетных музыкально ритмических занятии для детей дошкольного возраста.
Для детей 4-5 лет.
Тема: Лесная сказка.
Образовательные задачи:
- формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);
- развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;
- учить передавать характер музыки в движении;
Материалы и оборудование:
- обручи по количеству детей;
- мяч;
- картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.
Ход занятия
Вводная часть.
- Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это – лес”),
- Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к лесным жителям”).
- Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).
- Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).
- Подскоки.
- Бег.
Основная часть.
- Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
- Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей
- Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция – например, можно использовать цикл “Времена года” Вивальди) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.
- очень нравиться детям музыкальная разминка я бы хотела чтоб мы с вами уважаемые коллеги отошли от теории и немного размялись
- итак мы маленькие художники наша руки –это кисточки и мы рисуем слоника-одно ушко второе побольше
.
В свои занятия я включаю образно-музыкальные этюды, танцевальные импровизации, игры драматизации.
А так же музыкально-пантомимические мини-спектакли, музыкальные сказки, мюзиклы
на мюзикле я немного остановлюсь потому что этот современный жанр как нельзя лучше раскрывает творческую личность ребенка
Детский мюзикл это специально адаптированное для детей музыкально-сценическое произведение, в котором для передачи сюжета используются музыкально ритмические движения песни, хореография. Сюжеты детских мюзиклов чаще всего берутся из известных детских литературных произведений. Благодаря свободе в выборе средств выражения мюзикл остается одним из самых зрелищных жанров театра. Детский мюзикл
Все мы хотим видеть своих детей здоровыми, развитыми, счастливыми и уверенными в себе. Возможно, этими факторами объясняется мода на «детский мюзикл»: легкий, всегда популярный жанр, способствующей разностороннему развитию детей: творческому, интеллектуальному, физическому, эстетическому и социальному.
Детский мюзикл: полезно, модно и … эксклюзивно!
исходя из своего опыта работы я уверенна могу сказать что, у каждого ребенка есть шанс став участником мюзикла – почувствовать себя большими артистом
передо мной были поставлены мною же три основных задачи:
1. музыкальное и вокальное развитие,
2. сценическое движение и театральные игра
3. развитие в детях творческого начала
Итогом становится детский спектакль в жанре мюзикла, дающий возможность каждому ребенку почувствовать себя настоящим артистом.
В своей работе я обратилась к мюзиклу «муха –Цокотуха» и работала я с ребятами из логопедических групп нашего сада .Дети с нарушением речи ,с нарушенной координацией движений очень активно жизнерадостно и с большим удовольствием перевоплотились в героев мюзикла .Незаметно для себя легко совместили движения пение артистизм.У нас с ними все получалось и мы с этим мюзиклом выступили на городском методическом объеденении.Хотелось бы предложить вашему вниманию несколько фрагментов с этого представления
подводя итог моей работы я хочу сказать следующее
- Дети овладели необходимыми знаниями, навыками и умениями, научились понимать и осмысливать содержание изучаемого музыкального материала, выразительно его исполнять, по-новому, более активно и сознательно стали относиться к занятиям.
- В результате активного эмоционального знакомства с музыкально-ртимическими движениями у дошкольников сформировались личностные качества (внутренняя свобода, коммуникабельность, организаторские способности) и художественный вкус (они подмечают и воспринимают прекрасное не только в искусстве, но и в жизни) .
- В процессе систематических занятий у детей улучшились показатели физического развития. (Дети приобрели стройную осанку, начали легко, свободно и грациозно
двигаться, избавились от таких физических недостатков,
как сутулость и т. д.) .
-Дети чувствуют эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость стали нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
Закончить свое выступление хочу словами английского писателя Оскара Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством не в том, чему мы в нём научились, а в том, какими мы в нём становимся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yablochnyy_spas.docx | 23.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Тополек» муниципального образования город-курорт Анапа.
Сценарий праздника Яблочный спас
для детей средних – подготовительных групп.
Звучит народная кубанская музыка. Наряженные дети проходят на украшенную в народном стиле площадку, становятся врассыпную.
Ведущая: Добрый день, всем гостям!
Званым и желанным!
Нынче праздник у нас:
Яблочно-медовый Спас!
1-й ребенок: В это яблочное лето
Закрома полным - полны
Солнцем радостным согреты,
Красны яблоки крупны.
2-й ребенок: На ладошке у ребёнка
Солнце яркое лежит,
Улыбаются глазёнки
Сок по пальчикам бежит.
3-й ребенок: Все хрустят сегодня сладко,
Унеслась далёко грусть
Возит яблоки лошадка,
Пахнет яблоками Русь!
Исполняется песня «К нам гости пришли», музыка А.Александрова.
Дети садятся.
Ведущая: Яблочный спас – праздник урожая яблок, начало горячей поры их заготовок.
В этот день в церквях освещают плоды нового урожая, и считается, что яблоки
становятся чудодейственными: откусив яблоко, можно загадать желание, и оно обязательно исполнится.
Преображение Господне
В народе Спасом яблочным зовут
И в праздник этот прославляя,
Плоды созревшие все в Храм несут!
- Яблочный Спас – Преображение, праздник не только яблок, но и других плодов, чем
одаривает людей сад, огород, лес.
1-й скоморох: А чтобы урожая славного добиться,
Все знают, надо потрудиться!
2-й скоморох: Золотое время года, - урожайная пора,
Расскажите, садоводы, как идут у вас дела?
Дети – садоводы (старшая группа):
1-й ребенок: Колхозный сад у нас хорош,
Лучше сада не найдешь!
Необъятный и красивый,
Знаменит на всю Россию!
2-й ребенок: Вот, что в нынешнем году
В нашем выросло саду:
Яблоки душистые,
Груши золотистые!
Дети-садоводы исполняют куплеты «Эх, яблочки!».
Все: Эх, яблочки, да садовые,
На Кубани наливные, да медовые!
Мальчики: Эх, яблочки, да семереночки,
Их в колхозе собирали наши девочки!
Девочки: Эх, яблочки, да хрустящие,
А ребята у нас работящие!
Мальчики: Эх, яблочки, да на тарелочке,
Их на праздник принесли наши девочки!
Девочки: Эх, яблочки, да джанатаночки,
Вы ребята – казачата, мы – кубаночки!
Мальчики: Эх, яблочки, да половиночки,
А девчата у нас, как картиночки!
Девочки: Эх, яблочки, да румяненькие.
Приглашайте танцевать, мы не маленькие! (Перепляс).
1-й скоморох: Садоводам, детвора, крикнем дружно все: «Ура!»
ВСЕ ДЕТИ: УРА!
Ведущая: В старину по всей Кубанской земле с Яблочного Спаса начинались
торжки и базары.
- А ну, казачата, хлопцы и девчата.
Собирайтесь и вы на Кубанскую ярмарку!
Звучит музыка «Ярмарка», выходят скоморохи с лотками.
1-й скоморох: Народ собирается, ярмарка открывается!
Кому пироги с пылу с жару! Гривенник за пару!
Снова звучит «Ярмарка».
2-й скоморох: Базар большой, торгуются шумно!
1-й скоморох: Продай дыню за пятак!
2-й скоморох: Ишь, какой ты умный!
Звучит «Ярмарка».
1-й скоморох: Базар большой, кукурузы много,
2-й скоморох: За пятерку мешок – бери ради Бога!
Звучит «Ярмарка».
1-й скоморох: Эй, казак, купи таранки, не скупись, покупай!
2-й скоморох: Ни таранку, ни икринку, я куплю себе скотинку!
Хоровод: «Где был, Иванушка?», музыка русская народная песня.
1-й скоморох: Ай, ребята. Молодцы, все такие удальцы!
2-й скоморох: Приготовим мы сейчас игры разные для вас!.
1-й скоморох: Еле-еле, еле-еле завертелись карусели1
2-й скоморох: А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом…
Игра «Карусель» (поочерёдно – старшая группа и средняя группа.)
1-й скоморох: Я на ярмарку ходил – яблочко себе купил.
2-й скоморох: А мы теперь поиграем – яблочко наливное по кругу покатаем.
Игра «Передай яблоко».
Дети передают яблоко по кругу, с окончанием музыки. Ребёнок, у которого яблоко – танцует.
Садятся на стулья.
Ведущая: Ребята, давайте расскажем нашим гостям, какие мы знаем приметы о яблочном Спасе.
Дети:
1. Если на Яблочный спас сухой день – то осень будет сухой, если дождливый – зима будет суровой.
2. Какой второй спас – такой и январь.
3. Яблочный спас – встреча осени, осенины.
4. Осенины – зарубка на память, что лето к ущербу.
5. С Преображеньем погода преображается.
6. Пришёл Спас – держи рукавички про запас.
Ведущая: Действительно, по приметам, Яблочный спас означает наступление первых холодов. Это первая встреча с осенью. После 19 августа ночи становятся намного прохладнее.
1-й скоморох: Молодцы ребята, сколько примет знаете о Яблочном спасе.
2-й скоморох: А пословицы и поговорки вы знаете?
Дети:
1. Кто яблоко в день съедает, про того доктор забывает.
2. Яблоньки за яблоки любят, а пчёлку – за мёд.
3. В незрелом яблоке – вкуса нет.
4. Не срывай яблоко, пока оно зелено, созреет – само упадёт.
1-й скоморох: А сейчас задание посложнее.
2-й скоморох: Загадки отгадать сможете?
1. Я румяную матрёшку от подруг не оторву
Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (яблоко)
2. Эй, вкуснятина какая, видит глаз, да зуб неймёт.
Мама банку открывает, наливает нам … (компот)
3. Круглое, румяное я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
4. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти дети. Птицы и медведи. (малина)
5. Весною повисло, всё лето кисло,
А сладко стало – на землю упало. (яблоко)
Скоморохи: Молодцы, всё правильно отгадали!
Ведущая (обращается к детям средней группы):
У кого здесь хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
Хоровод здесь начинаем!
Хоровод: «Мы на луг ходили», музыка А. Филиппенко.
Исполняют дети средней группы.
Ведущая: Тихо, с урожайною молитвой
В ночь смотрели Храма купола.
Сам Господь, наверно, за калиткой
Яблокам звонил в колокола.
Все прославляют Господа,
Поют все громко гимн,
И колокольный звон звенит
И радует весь мир.
- Угощайтесь, дети! Милости просим отведать нашего угощения в Яблочный Спас угостить своих родных и близких.
Звучит фонограмма колокольного звона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...
Учебно-методическое пособие "Презентация "Музыкально-ритмическое движение как средство развития личности ребенка"
Презентация из личного опыта на материале старшей группы. С фотографиями....
«Музыкально-ритмические движения как средство развития творческих способностей воспитанников»
План.Введение...................................................................................................................1 1.Теоретические подходы и проблемы использования музыкально...
Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"
Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....
План работы по методической теме "Музыкально-ритмические движения как средство развития творческой активности детей".
План разработан для всех возрастных групп (кроме ясельных)...
Консультация «Музыкально-ритмические движения как средство развития танцевальных движений»
Консультация музыкального руководителя о средствах развития танцевальных движений....
Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возрастаТанец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию...