«Музыкально - ритмические движения как средство развития творческой личности ребенка»
материал (подготовительная группа) по теме

Гиносян Арменуи Юрьевна

 

Тему нашего семинара я считаю очень актуальной в нашем современном мире, когда компьютер, телевизор, планшеты, айфоны, игровые приставки просто заполонили жизнь детей и привели их к малоподвижному, очень однообразному образу жизни. Мы, как «доктора» , да  я не оговорилась, должны придти на помощь нашим дошколятам. 

 

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Время, в которое мы с вами живем, предъявляет свои требования к образовательной деятельности в плане воспитания и развития личности подрастающего поколения.

Сегодня сделан акцент на развитие креативных способностей и воображение воспитанников с учетом индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности. Многообразие и вариативность программ и педагогических технологий открывает больше возможностей перед работниками образования.

Мы работаем с детьми дошкольного возраста. А что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть, петь рисовать и танцевать. А, как мы знаем, музыка искусство синтетическое, в ней оживает все. Движения, приобретают осязательную форму, становятся как бы слышимыми..

Главная идея моего опыта предполагает создание условий для развития у детей стремления к творческому самовыражению, к сознательному овладению движениями, пониманию прекрасного на занятиях

Я предполагаю в своей работе, что развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста будет эффективным в условиях, когда осуществляются:

-учет индивидуальных и психолого-физиологических особенностей каждого ребенка;

-целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса.

Очень важно понимать, что должна представлять музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте. Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:

  • воспитание любви и интереса к музыке,
  •  
  • обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями
  • ,
  • развитие эмоциональной отзывчивости, и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
  •  
  • обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения
  •  
  • развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.
  •  

Анализируя вышеизложенное, надо отметить, что музыкально ритмические занятия  с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике

Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

 

Для детей дошкольного возраста иногда целесообразно совмещать музыкально ритмические и  сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему

. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые движения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого занятия в целом.

В качестве примера вашему вниманию предлагаются следующие планы-конспекты сюжетных музыкально ритмических  занятии  для детей дошкольного возраста.

 

Для детей 4-5 лет.

Тема: Лесная сказка.

Образовательные задачи:

  • формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);
  • развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;
  • учить передавать характер музыки в движении;

Материалы и оборудование:

  • обручи по количеству детей;
  • мяч;
  • картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.

Ход занятия

Вводная часть.

  • Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это – лес”),
  • Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к лесным жителям”).
  • Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).
  • Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).
  • Подскоки.
  • Бег.

Основная часть.

  • Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
  • Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей
  •  
  • Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция – например, можно использовать цикл “Времена года” Вивальди) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.
  •  
  • очень нравиться детям музыкальная  разминка я бы хотела чтоб мы с вами уважаемые коллеги отошли от теории и немного размялись
  • итак мы маленькие художники наша руки –это кисточки и мы рисуем слоника-одно ушко второе побольше

 

 

 

 

.

В свои занятия я включаю образно-музыкальные этюды, танцевальные импровизации, игры драматизации.

А так же музыкально-пантомимические мини-спектакли, музыкальные сказки, мюзиклы

на мюзикле я немного остановлюсь потому что этот современный жанр как нельзя лучше раскрывает творческую личность ребенка

 

Детский мюзикл это специально адаптированное для детей музыкально-сценическое произведение, в котором для передачи сюжета используются музыкально ритмические движения песни, хореография. Сюжеты детских мюзиклов чаще всего берутся из известных детских литературных произведений. Благодаря свободе в выборе средств выражения мюзикл остается одним из самых зрелищных жанров театра. Детский мюзикл

Все мы хотим видеть своих детей здоровыми, развитыми, счастливыми и уверенными в себе. Возможно, этими факторами объясняется мода на «детский мюзикл»: легкий, всегда популярный жанр, способствующей разностороннему развитию детей: творческому, интеллектуальному, физическому, эстетическому и социальному.

Детский мюзикл: полезно, модно и … эксклюзивно!

 исходя из своего опыта работы я уверенна могу сказать что, у каждого ребенка есть шанс став  участником мюзикла – почувствовать себя большими артистом

 передо мной были поставлены мною же три основных задачи:

1.    музыкальное и вокальное развитие,

2.    сценическое движение и театральные игра

3.    развитие в детях творческого начала

Итогом становится детский спектакль в жанре мюзикла, дающий возможность каждому ребенку почувствовать себя настоящим артистом.

В своей работе  я обратилась к мюзиклу «муха –Цокотуха» и работала я с ребятами из логопедических групп нашего сада .Дети с нарушением речи ,с нарушенной координацией движений очень активно жизнерадостно и с большим удовольствием перевоплотились в героев мюзикла .Незаметно для себя легко совместили движения пение артистизм.У нас с ними  все получалось и мы с этим мюзиклом выступили на городском методическом объеденении.Хотелось бы предложить вашему вниманию несколько фрагментов с этого представления

 

подводя итог моей работы я хочу сказать следующее

 

- Дети овладели необходимыми знаниями, навыками и умениями, научились понимать и осмысливать содержание изучаемого  музыкального материала, выразительно его исполнять, по-новому, более активно и сознательно стали относиться к занятиям.

- В результате активного эмоционального знакомства  с музыкально-ртимическими движениями у дошкольников сформировались личностные качества (внутренняя свобода, коммуникабельность, организаторские способности) и художественный вкус (они подмечают и воспринимают прекрасное не только в искусстве, но и в жизни) .

- В процессе систематических занятий  у детей улучшились показатели физического развития. (Дети приобрели стройную осанку, начали легко, свободно и грациозно

двигаться, избавились от таких физических недостатков,

как сутулость и т. д.) .

-Дети чувствуют эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость стали нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.

Закончить свое выступление хочу словами английского писателя Оскара Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством не в том, чему мы в нём научились, а в том, какими мы в нём становимся».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yablochnyy_spas.docx23.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Тополек» муниципального образования город-курорт Анапа.

Сценарий праздника Яблочный спас

для детей средних – подготовительных групп.

Звучит народная кубанская музыка. Наряженные  дети проходят на украшенную в народном стиле площадку, становятся врассыпную.

 

Ведущая:             Добрый день, всем гостям!

                               Званым и желанным!

                               Нынче праздник у нас:

                               Яблочно-медовый Спас!   

            

1-й ребенок:       В это яблочное лето

                            Закрома полным - полны

                            Солнцем радостным согреты,

                            Красны яблоки крупны.

2-й ребенок:       На ладошке у ребёнка

                            Солнце яркое лежит,

                            Улыбаются глазёнки

                            Сок по пальчикам бежит.

3-й ребенок:       Все хрустят сегодня сладко,

                            Унеслась далёко  грусть

                             Возит яблоки лошадка,

                             Пахнет яблоками Русь!

 

               Исполняется песня «К нам гости пришли», музыка А.Александрова.

                              Дети садятся.

Ведущая: Яблочный спас – праздник урожая яблок, начало горячей поры их заготовок.

                 В этот день в церквях освещают плоды нового урожая, и считается, что яблоки

становятся чудодейственными: откусив яблоко, можно загадать желание, и оно обязательно исполнится. 

                           Преображение Господне

                           В народе Спасом яблочным зовут

                           И в праздник этот прославляя,

                           Плоды созревшие все в Храм несут!

 - Яблочный Спас – Преображение, праздник не только яблок, но и других плодов, чем

    одаривает людей сад, огород, лес.

1-й скоморох:   А чтобы урожая славного добиться,

                           Все знают, надо потрудиться!

2-й скоморох:   Золотое время года, - урожайная пора,

                           Расскажите, садоводы, как идут у вас дела?

Дети – садоводы (старшая группа):

1-й ребенок:      Колхозный сад у нас хорош,

                           Лучше сада не найдешь!  

                           Необъятный и красивый,

                           Знаменит на всю Россию!

2-й ребенок:      Вот, что в нынешнем году

                           В нашем выросло саду:

                           Яблоки душистые,

                           Груши золотистые!

        Дети-садоводы исполняют куплеты «Эх, яблочки!».

Все:                   Эх, яблочки, да садовые,

                           На Кубани наливные, да медовые!

Мальчики:         Эх, яблочки, да семереночки,

                           Их в колхозе собирали наши девочки!

Девочки:           Эх, яблочки, да хрустящие,

                           А ребята у нас работящие!

Мальчики:         Эх, яблочки, да на тарелочке,

                           Их на праздник принесли наши девочки!

Девочки:           Эх, яблочки, да джанатаночки,

                           Вы ребята – казачата, мы – кубаночки!

Мальчики:         Эх, яблочки, да половиночки,

                           А девчата у нас, как картиночки!

Девочки:           Эх, яблочки, да румяненькие.

                           Приглашайте танцевать, мы не маленькие!  (Перепляс).

 

1-й скоморох:   Садоводам, детвора, крикнем дружно все: «Ура!»

ВСЕ ДЕТИ:       УРА!

Ведущая:          В старину по всей Кубанской земле с Яблочного Спаса начинались

                          торжки и базары.

                       - А ну, казачата, хлопцы и девчата.

                         Собирайтесь и вы на Кубанскую ярмарку!

                  Звучит музыка «Ярмарка», выходят скоморохи с лотками.

1-й скоморох:   Народ собирается, ярмарка открывается!

                           Кому пироги с пылу с жару! Гривенник за пару!

                  Снова звучит «Ярмарка».

2-й скоморох:   Базар большой, торгуются шумно!

1-й скоморох:   Продай дыню за пятак!

2-й скоморох:   Ишь, какой ты умный!

                   Звучит  «Ярмарка».      

1-й скоморох:   Базар большой, кукурузы много,

2-й скоморох:   За пятерку мешок – бери ради Бога!

                    Звучит «Ярмарка».

1-й скоморох:   Эй, казак, купи таранки, не скупись, покупай!

2-й скоморох:  Ни таранку, ни икринку, я куплю себе скотинку!

                      Хоровод: «Где был, Иванушка?», музыка русская народная песня.                  

1-й скоморох:   Ай, ребята. Молодцы, все такие удальцы!

2-й скоморох:   Приготовим мы сейчас игры разные для вас!.

1-й скоморох:   Еле-еле, еле-еле завертелись карусели1

2-й скоморох:   А потом, потом, потом,

                           Всё бегом, бегом, бегом…

                Игра «Карусель» (поочерёдно – старшая группа и средняя группа.)

 

1-й скоморох: Я на ярмарку ходил – яблочко себе купил.

2-й скоморох: А мы теперь поиграем – яблочко наливное по кругу покатаем.

                                      Игра «Передай яблоко».

 Дети передают яблоко по кругу, с окончанием музыки. Ребёнок, у которого яблоко – танцует.

                                            Садятся на стулья.

 

Ведущая:  Ребята, давайте расскажем нашим гостям, какие мы знаем приметы о  яблочном Спасе.

Дети:

1.     Если на Яблочный спас сухой день – то осень будет сухой, если дождливый – зима будет суровой.

2.     Какой второй спас – такой и январь.

3.     Яблочный спас – встреча осени, осенины.

4.     Осенины – зарубка на память, что лето к ущербу.

5.     С Преображеньем погода преображается.

6.     Пришёл Спас – держи рукавички про запас.

Ведущая:   Действительно,  по приметам, Яблочный спас означает наступление первых холодов. Это первая встреча с осенью. После 19 августа ночи становятся намного прохладнее.

1-й скоморох:    Молодцы ребята, сколько примет знаете о Яблочном спасе.

2-й  скоморох:   А пословицы и поговорки вы знаете?

Дети:

1.     Кто яблоко в день съедает, про того доктор забывает.

2.     Яблоньки за яблоки любят, а пчёлку – за мёд.

3.     В незрелом яблоке – вкуса нет.    

4.     Не срывай яблоко, пока оно зелено, созреет – само упадёт.

 

1-й скоморох: А сейчас задание посложнее.

2-й скоморох: Загадки отгадать сможете?

1.     Я румяную матрёшку от подруг не оторву

Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву.  (яблоко)

 

2.     Эй, вкуснятина какая, видит глаз, да зуб неймёт.

Мама банку открывает, наливает нам … (компот)

 

3.     Круглое, румяное я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

 

4.     Бусы красные висят, из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти дети. Птицы и медведи. (малина)

 

5.     Весною повисло, всё лето кисло,

А сладко стало – на землю упало. (яблоко)

 

Скоморохи: Молодцы, всё правильно отгадали!

Ведущая (обращается к детям средней группы):

                         У кого здесь хмурый вид?

                         Снова музыка звучит!

                         Мы грустить не разрешаем,

                         Хоровод здесь начинаем!

                   Хоровод: «Мы на луг ходили», музыка А. Филиппенко.

                         Исполняют дети средней группы.

 

Ведущая:  Тихо, с урожайною молитвой

                   В ночь смотрели Храма купола.

                   Сам Господь, наверно, за калиткой

                   Яблокам звонил в колокола.

                   Все прославляют Господа,

                   Поют все громко гимн,

                   И колокольный звон звенит

                   И радует весь мир.

         - Угощайтесь, дети! Милости просим отведать нашего угощения в Яблочный Спас угостить своих родных и близких.

Звучит фонограмма колокольного звона.

 

 

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

«Музыкально-ритмические движения как средство развития творческих способностей воспитанников»

План.Введение...................................................................................................................1 1.Теоретические подходы и проблемы использования музыкально...

Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"

Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....

Консультация «Музыкально-ритмические движения как средство развития танцевальных движений»

Консультация музыкального руководителя о средствах развития танцевальных движений....

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возрастаТанец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию...