Консультация «Музыкально-ритмические движения как средство развития танцевальных движений»
консультация на тему

Болдинова Инна Николаевна

Консультация музыкального руководителя о средствах развития танцевальных движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

 «Музыкально-ритмические движения как средство развития танцевальных движений»

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка. Овладевая навыками ритмического, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально - ритмической деятельности имеется в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях.

Этими фактами и был обусловлен выбор методической темы: «Музыкально - ритмические движения как средство развития танцевальных движений».

В ходе реализации методической темы мною решаются следующие задачи:

1) формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;

2) развивать восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

3) совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага;

4) выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;

5) учить прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;

7) способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка, поощрять придумывание собственного игрового образа, персонажа;

В работе придерживаюсь следующих принципов, которые предусматривают учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и выполнение им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Стремлюсь к непрерывности и регулярности в работе над движениями, опираясь на сознательное и заинтересованное отношение воспитанников и родителей к процессу обучения.

На начальных этапах младшими школьниками, идя от простого к сложному, уделяю внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста, уделяю большое внимание на умение передавать в движении разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (весёлая-грустная, шаловливая-спокойная, радостная, торжественная, беспокойная). В начале работы дети испытывают затруднения, поэтому, творческие двигательные задания даю не только во время музыкально-ритмической деятельности, но и на третьем этапе слушания музыки: прослушав музыкальное произведение, определив его название, предлагаю детям передать настроение и характер музыкального произведения в движении.

Использую разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние «весёлый или трусливый зайчик», «хитрая лиса», «бравый солдат». Плясовые движения усложняю, включая элементы народных плясок: поочерёдное выставление ног на пятку, выбрасывание ног, топающий шаг.

В старшем и подготовительном дошкольном возрасте дети достигают кульминации в развитии движений. Большой запас танцевальных движений даёт возможность подбирать более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые танцы в современном стиле.

Предлагаю детям творческие задания: Сочинить свой вальс, свою польку, музыкальная игра «Расскажи о своем настроении в танце», изобразить под музыку слона, жирафа, обезьяну… Первые попытки не были удачными. Но в течение 2 месяцев появились первые «лидеры», которые неожиданно раскрылись в танце. Движения, их были ритмичными, пластичными, соответствовали музыке. Главное, ребята держались раскованно, непринужденно. Другие дети пока с интересом наблюдали за ними.

Постепенно все увлеклись созданием композиций танца. Лучшие танцы, созданные детьми, использовались на праздниках, вечерах развлечений, на городских мероприятиях.

Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, танцы, пляски, хороводы, упражнения) в которых естественная для ребёнка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками дают положительные результаты в развитии ритмических способностей. Все перечисленные выше задачи я стараюсь применять при планировании и подготовке музыкальных занятий, где приоритетным направлением является развитие ритмического чувства.

Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

Уверена, что чем раньше начинает осуществляться целенаправленная деятельность по развитию музыкально-ритмических способностей, тем выше результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии других музыкальных способностей. Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему музыкально-ритмических движений и упражнений на фронтальных и подгрупповых музыкальных занятиях. Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:

• музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения) ;

• навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных) .

В своей работе я использую следующие программы: А. И. Бурениной «Ритмическая мозайка», игры, упражнения И. Каплуновой и И. Новоскольцевой по технологии «Ладушки», «Танцы в детском саду» З. Роот, Н. Зарецкая, «Танцы и песни для детского сада» З. Роот, «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковина, «Шома бас» З. Г. Ибрагимова которые как раз являют собой пример «Органической связи музыки и движения».

Подбирая музыку, я стремлюсь к тому, чтобы она отвечала возрастным возможностям и особенностям слухового восприятия музыкальных произведений, требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребёнка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. Подбирая музыкальные произведения, в первую очередь я обращаю внимание на то, чтобы они были достаточно разнообразными по жанру и характеру. Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, формирует художественный вкус и музыкальную память.

Особое внимание в своей работе я уделяю обучению слушанию музыки. Обращаю внимание детей на характер исполнения, "вхождение в образ", на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Это относится ко всем композициям. Танцевальные движения дети осваивают в парных танцах, народных плясках, и в танцах, которые разучиваю с детьми индивидуально и подгруппами.

Еще одну, не «музыкальную», но очень важную задачу решаю в процессе обучения движению - это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. Обычно я показываю и объясняю, как мальчик должен пригласить девочку на танец, как затем после танца мальчик отводит девочку на место, благодарит ее. Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.

В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ориентироваться в пространстве зала. На первом этапе даю детям возможность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. Помогаю словом. Это может быть прямое указание (кому где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образное сравнение («рассыпались горошком»). Построение парами, друг за другом, по кругу это тоже очень сложная задача - я её решаю в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.

В своей работе использую различные виды танцевальных композиций: Пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска». Танцевальные композиции и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Плясовые элементы, соответствуютщие манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т. п., имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий. Яркие образы и сюжеты помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции. Использую вокально-двигательные разминки, упражнения развивающие координацию речи и движения.

Анализируя работу по развитию творческих способностей через музыкально-ритмические движения, я пришла к выводу, что в работе с детьми по данной теме добилась следующих результатов: дети выразительно исполняют движения под музыку, различные образно-игровые упражнения, раскрывающие образ. Самостоятельно выполняют перестроения на основе танцевальных композиций: «Змейка», «Воротоки», самостоятельно находят свободное место в зале, перестраиваются в круг, становятся в пары и друг за другом. Выполняют сложные циклические виды движений: «шаг польки», «переменный шаг», шаг с притопом. Точно и правильно исполняют танцевальные движения «ковырялочка», «рубашка», «стрекоза», «косичка», «козлик» и. т. д. Дети самостоятельно отображают в движении основные средства музыкальной выразительности: характер музыкальных произведений, темп, динамику. Легко организовывают игровое общение с детьми других групп. Подбирают оригинальные и разнообразные движения, комбинируют их, при составлении танцевальных композиций.

Отрадно видишь результаты своей работы: красочные выступления на утренниках, концертах своих воспитанников. Большим достижением считаю призовые места на городском конкурсе «Звездочка» (2013г - в номинации «Край родной», 2014г - диплом победителя в номинации «Танцевальное творчество»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

«Музыкально - ритмические движения как средство развития творческой личности ребенка»

Тему нашего семинара я считаю очень актуальной в нашем современном мире, когда компьютер, телевизор, планшеты, айфоны, игровые приставки просто заполонили жизнь детей и привели их к малоподвижно...

«Музыкально-ритмические движения как средство развития творческих способностей воспитанников»

План.Введение...................................................................................................................1 1.Теоретические подходы и проблемы использования музыкально...

Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"

Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»

В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...