ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
статья по теме

Образцова Ольга Анатольевна

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

                                                                    "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

                                                                                                                                 И. Брандт

В настоящее время работа с семьей является одним из приоритетов в деятельности дошкольных образовательных учреждений для достижения положительных результатов в процессе обеспечения полноценного воспитания ребенка. Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, выступающих образцом поведения для детей. Это многообразие не всегда является положительным и создает хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни, а также не редко носит разрушительный характер для уже складывающихся представлений. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни остается актуальным вопросом в дошкольной педагогике и доминирующую роль в решении этой проблемы играет семья.

На протяжении всей истории развития человечества центром воспитания ребенка дошкольника была и остается семья. Роль семьи в формировании здоровья ребенка трудно переоценить. Неблагоприятные социальные и экологические условия привели к ухудшению здоровья подрастающего поколения. В своих исследованиях О.Ю. Толстова также указывает на факторы семейной среды, влияющие на высокую частоту заболеваний детей: неполный состав семьи, плохая материальная обеспеченность, плохое здоровье матери и неблагоприятный микроклимат в семье ( частые конфликтные ситуации, нерациональное питание, наличие вредных привычек у родителей). В связи с этим проблема просвещения родителей в вопросах формирования здорового образа жизни является особенно актуальной в настоящее время, поскольку от них, в значительной степени зависит здоровье детей дошкольного возраста, и именно они организуют и обеспечивают жизнедеятельность своих детей. Поэтому родители должны иметь достаточный объем знаний о здоровом образе жизни и являться положительным примером для своих детей.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Успех формирования у детей представлений о здоровом образе жизни во многом определяется целенаправленностью воспитательно-образовательной работы и взаимодействием педагогов и родителей. В дошкольном учреждении дети проводят большую часть своего времени и именно здесь могут быть созданы реальные условия для осуществления сотрудничества педагогов и семьи с целью проведения систематической и целенаправленной работы по формированию представлений о зож. Главное - вызвать у родителей личную заинтересованность в решении  этой проблемы и установить партнерские взаимоотношения.

Предлагаю модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников, которая представляет собой планомерное, целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных блока: взаимодействие с педагогами, с родителями, с детьми в данном направлении.

Алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи:

- Самосовершенствование педагогов предполагает ориентацию на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.

- Работа с родителями включает проведение теоретико-практических семинаров  по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья», дней открытых мероприятий и т.д

- Работа с дошкольниками по здоровьесбережению направленная на формирование адекватных представлений об организме человека (о собственного тела), осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека, формирование потребности в физическом совершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих  поступков, умения сопереживать, сочуствовать.

   В современной дошкольной педагогике разработаны различные формы и методы работы с семьей, используемые в дошкольном образовательном учреждении. Самыми наиболее популярными формами взаимодействия с родителями выступают родительские собрания, консультации и семинары-практикумы, мастер-классы, совместные мероприятия и др. Остановимся на некоторых из них подробней.

Тематические собрания. Они помогают более четко выявить различные точки зрения родителей, их мнение по данной проблеме, и на основании этого определить содержание дальнейшей работы с ними. Учитывая важность подготовки родителей к теме собрания, накануне желательно настроить их на активное участие в обсуждении указанной темами. Для этого предварительно нужно подготовить анкету на тему «Здоровый образ жизни». Например, предложить им ответить на следующие вопросы:

- Считаете ли вы свой образ жизни здоровым? Почему?

-Считаете ли вы свой личный пример главным условием формирования зож у детей?

- Какие условия, на ваш взгляд, необходимо создать для формирования здорового образа жизни у детей?

-Пытаетесь ли вы приобщить своего ребенка к здоровому образу жизни? Каким образом?                   Эти вопросы к родителям поставят перед ними проблемы, которые должны будут получить решение в  ходе собрания, а анализ ответов поможет осветить наиболее актуальные вопросы, дать четкие практические советы, конкретные рекомендации. Методом активизации деятельности родителей являются дискуссии, которые организовываются самим педагогом, ведущим собрание. Темой для дискуссии, например, может служить вопрос «Что мешает Вам вести здоровый образ жизни?». Высказывания родителей, как показывает практика, свидетельствует, что взрослые, в связи с повседневными заботами затрудняются в поиске путей выхода из сложившихся ситуаций. Дискуссии вызывают интерес у всех родителей, обогащают знаниями о здоровом образе жизни, умением анализировать свое поведение, свой образ жизни.

Семинар-практикум. Является очень эффективной формой работы в обучении родителей практическим умениям. Например, семинар-практикум «Поговорим о дыхании»  проводится  для обучения родителей проведения дыхательной гимнастики с детьми и с целью профилактики острых pеспираторных заболеваний. Темы могут быть самые разные, а на семинары приглашаются специалисты по данной тематике.

Домашнее задание. Оно вооружает родителей практическими навыками, умениями и к тому же дает возможность для общения родителей с детьми в игровой форме на темы сохранения здоровья, создавая благоприятную обстановку в отношениях родителей и детей, обеспечивая положительный эмоциональный настрой на здоровый образ жизни. При помощи таких заданий становится разнообразнее содержание общения родителей и детей.

Консультации. Например, консультация  «Воздух, которым мы дышим» может быть насыщена материалами научных исследований об экологической среде жилых помещений, конкретными  рекомендациями по сохранению благоприятного климата в квартире. В ней можно осветить основные источники загрязнения воздуха жилых помещений: химические соединения, табачный дым, пыль; необходимые способы сохранения чистого воздуха в квартире, разъяснить целесообразность содержания в комнате живых растений, аквариума и т.д. Также обратить внимание на подбор экологическки безопасной мебели. Это способствует активному поведению родителей в создании условий для здорового образа жизни. В качестве домашнего задания родителям можно предложить вместе с детьми провести экологическое обследование квартиры на предмет наличия вредных веществ (пыль, химические соединения) по следующим параметрам:

  1. Из каких материалов изготовлена мебель?
  1. Какими материалами выполнена внутренняя отделка детской комнаты?
  1. Есть ли в доме комнатные растения, аквариум?
  2. Регулярно ли проводится уборка помещения (наличие пыли на полу,

на мебели и в других местах)?

Такое домашнее задание предполагает возникновение у родителей критического отношения к условиям содержания квартиры в плане экологической обстановки жилой среды и соблюдения санитарно-гигиенических условий.

Выпуск для родителей газеты. Например, газета «Здравушка» является одной из эффективных форм передачи знаний о формировании здорового образа жизни у детей в семье. В ней можно поместить материалы, касающиеся организации необходимых условий для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, под разными рубриками: «Социальные факторы, негативно влияющие на здоровье детей» (шум, компьютер, телевизор и др.), « Компьютер-хорошо или плохо", «Семейные чтения» (детская литература по здоровому образу жизни), «Витаминная азбука» (информация о витаминах), «Летний отдых и формирование здорового образа жизни., (способы совместного отдыха на даче) и т.д.

Выставки методической и художественной литературы по теме. На основе художественных произведений представляется возможным показать детям сущность ценностного отношения к здоровому образу жизни. Обзор методических новинок способствует повышению педагогической компетентности педагогов и родителей. С помощью художественной литературы дети в доступной форме приобретают знания о значении для здоровья физкультуры и спорта, закаливания, питания, режима дня.

Дистанционный субботний клуб для родителей. Также является одной из самых эффективных форм работы с родителями. Сегодня появляется все больше и больше возможностей интересно и с пользой проводить работу с семьей. Эта форма работы дает положительный результат особенно, когда родители, часто, в связи с большой занятостью на работе не могут приходить на очные мероприятия в группе. Эта форма прижилась в моей практике, и даёт положительные результаты в организации взаимодействия с родителями. Здесь можно проводить образовательные семинары, конференции, консультации и многое другое. Планируется тематика, подключаются специалисты (врач, психолог…). А также я  провожу дистанционные викторины, которые я нахожу в интернете или разрабатываю сама на тему здорового образа жизни. Структура викторины представляет собой серию вопросов и творческое задание. Такая форма взаимодействия обеспечивает положительные результаты, о чём свидетельствуют данные анкетирования. Родителям нравится такая форма взаимодействия, и они готовы принимать активное участие. У родителей ещё долго остаются впечатления от совместной работы потому, что участие принимают все члены семьи. Считаю, что использование дистанционных викторин способствует сплочению родительского коллектива, родители становятся более активными и открытыми, быстрее идут на контакт с педагогами и другими родителями. Дистанционная форма работы с родителями  позволяет им узнать много нового и интересного, творчески проявить себя и просто увлекательно провести время с пользой для себя и своих детей!

Таким образом, рассмотренные формы работы с родителями бесспорно будут способствовать повышению их педагогической культуре в вопросах формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, что благотворно отразится на здоровье детей и родителей.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Проектная деятельность в старшей дошкольной группе «Быть здоровым – здорово!» как метод формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.

В методической разработке представлен опыт работы по реализации проектной деятельности в старшей группе «Быть здоровым – здорово!». Цель проекта – формирование у дошкольников п...

зож "инновационные формы работы взаимодействия с семьей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни"

зож -работа с родителями в младшей группе. Воспитатель Трапезникова Ольга Викторовна " инновационные формы взаимодействия с семьей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни"...


 

Комментарии