Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников
проект (младшая группа) на тему

Одношивкина Ольга Аркадьевна

Разработала долгосрочный проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. В данную работу включены этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр (статья).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В настоящее время большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого  является сенсорное воспитание.  

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).      Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).  

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева,  Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина  и др.)   справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.  Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр  по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.  

Дидактические  игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.  С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия  взрослого на ребенка, а с другой – игра является  основным видом самостоятельной деятельности детей.  В дошкольной педагогике дидактические  игры  с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что  проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

Для сенсорного воспитания  младших  дошкольников можно использовать следующие виды дидактических игр:

1.        Игры для сенсорного развития:

•        Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.  

•        Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.п.  В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы   в соответствующие  для них отверстия.

•        Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т.п.  Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2.        Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п.  Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.  Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т.д.  Цель этих игр  - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.  Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир  и расширить его кругозор.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.



Предварительный просмотр:

Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников

Название этапа

Цель

Задачи, пути решения

1 этап – информационно-аналитический


Цель: повысить уровень профессиональной компетентности,определить объем материала, который будет адресован детям.

На данном этапе решалась первая задача работы:

Сбор и анализ  информации по данной проблеме.

 Изучались исследования Л.А.Венгера Л.Н.Павловой, Е.Б.Пилюгиной, М.Г.Борисенко, где освещаются основные вопросы сенсорного развития детей, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей  трех-пяти  лет жизни. Изучив дошкольную литературу, периодические дошкольные издания, изготовила игры  и пособия на развитие сенсомоторных навыков «Дорожка здоровья», «Продолжи ряд», приобрела пособия  « Рассели шарики по цвету» , «Летающие гвозики», «Блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кьюизенера» и др.  Мне удалось заинтересовать и привлечь детей. Занимаясь с дошкольниками, я выявила, что часть детей справляется с играми, а с некоторыми приходилось возвращаться на начальный этап игры. Причина - низкий уровень сенсорного развития.

2 этап - проектировочный


Цель: составить систему развивающих игр на развитие сенсомоторного восприятия.

На этом этапе решалась следующая задача:

Подбор  заданий и проведение  диагностики.

По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач



3 этап – творческий


Цель: изготовление игр на  развитие сенсомоторики

Задача данного этапа: приобретение и создание дидактических игр  на развитие сенсомоторных навыков.

Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр учитывала поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагала на столах, в игровой зоне,  в зоне познавательного развития. Было создано специальное место для развития сенсорики – «Уголок сенсорики». На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Привлекала к этой работе родителей, которые помогли приобрести и изготовить новые игры.

4 этап – создание условий для работы с детьми


Цель: развивать у детей познавательные способности.

Главная задача данного этапа: научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Результаты диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно-слуховое  восприятие.

Я подготовила ряд консультаций, памяток по данной проблеме для родителей. Занятия для детей проводила в игровой увлекательной форме, чтобы были задействованы сразу несколько мыслительных операций. Так как чем больше органов чувств работает, тем быстрее запоминается информация. На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях,  охотно выполняли задания. По окончании работы провела диагностику. Детей с низким уровнем не осталось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Опыт работы будет интересен воспитателям младших и средних групп ДОУ. Большое внимание уделяется созданию сенсомоторного уголка в группе.сенсомоторного уголка в ...

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников...

Сенсорное воспитание младших дошкольников.Презентация.

Роль сенсорного воспитания во всестороннем развитии малышей. Презентация...

Сенсорное воспитание младших дошкольников.

Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент у...

Сенсорное воспитание младших дошкольников в домашних условиях.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной ...

Статья:"Сенсорное воспитание младших дошкольников"

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать.Каждое зна...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Развивающие игры и упражнения в сенсорном воспитании младших дошкольников»

      Опыт работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников через реализацию системы развивающих игр и упражнений обобщён воспитателем муниципального бюджетного дошкольн...